Поиск

Дело Продкорпорации: от трагедии до фарса

06.10.2010 11:46
Автор: Владимир Филичкин
Начавшееся 5 октября прение сторон в затяжном деле «Продкорпорации» не принесло ожидаемых некоторыми оптимистами сюрпризов и неожиданностей. Гособвинитель в своем пространном выступлении дважды подчеркнул, что обвинение в первую очередь базируется на «добросовестных» показаниях подсудимого Владимира Швадченко, бывшего генерального директора ГУП «Продкорпорация».
Дело Продкорпорации: от трагедии до фарса*

Начавшееся 5 октября прение сторон в затяжном деле «Продкорпорации» не принесло ожидаемых некоторыми оптимистами сюрпризов и неожиданностей. Гособвинитель в своем пространном выступлении дважды подчеркнул, что обвинение в первую очередь базируется на «добросовестных» показаниях подсудимого Владимира Швадченко, бывшего генерального директора ГУП «Продкорпорация».

Из сказанного прокурорским работником стало окончательно очевидно, что «вся королевская рать» за четыре года титанической работы не сумела накопать, более убедительных доказательств, чем явно сомнительные объяснения проштрафившегося сподвижника бывших руководителей разоренного агрохолдинга Южного Урала.

Прокуратура, как и прогнозировалось, запросила для участников дела «Продкорпорации администрации Челябинской области» реальные сроки лишения свободы. Только к одному подсудимому гособвинитель проявил явное снисхождение. Представитель прокуратуры Челябинской области попросил суд в отношении Владимира Швадченко ограничиться всего тремя годами лишения свободы и то условно. Так как он якобы активно сотрудничал с органами УФСБ, проводившими предварительное расследование по «делу Продкорпорации». Но в чем проявлялось это сотрудничество, почему, то не пояснил. Так, что присутствующим в зале суда журналистам пришлось самим строить предположения о реальном вкладе Владимира Николаевича в борьбу с коррупцией в команде Андрея Косилова.

Прокурор в то же время жестко потребовал приговорить лидера Азербайджанской парламентской партии «Адалят» (Справедливость) Этимада Исмаилова к 10 годам лишения свободы, почетного гражданина России Аббаса Джафарова к 6 годам, а гендиректора «Русской зерновой компании», гражданина Украины Владимира Гузова к 8 годам заключения в колонии общего режима.

Напомним, что уголовное дело № 540368 было возбуждено 24 августа 2006 года и расследовалось УФСБ РФ по Челябинской области, а с осени 2008 года рассматривается в Центральном районном суде Челябинска. По своему содержанию и в понимании населения Челябинской области это уголовное дело о хищении 200 миллионов рублей бюджетных средств, беззастенчиво переведенных с "благословения" и под гарантии бывшего руководства области, руководителем государственного предприятия «Продкорпорация» Владимиром Швадченко через московский банк в адрес фирмы "однодневки", где эти деньги «бесследно» растворились.

Несмотря на явные бюджетно-финансовые интересы области, найти и вернуть украденные деньги следствию, почему то так и не "удалось". Осталась за рамками уголовного дела и роль бывших руководителей и высокопоставленных чиновников области.

Общественная палата Челябинской области рассмотрела ситуацию, и 26 июня 2010 года подготовила Заключение о явных нарушениях закона связанных с территориальной подследственностью и подсудностью по уголовному делу № 540368. Что интересно ученые трех юридических вузов Южного Урала подтвердили законность экспертного заключения представителей общественности Челябинской области. Но это Заключение даже не приобщили к материалам рассматриваемого в суде уголовного дела. Хотя и не специалисту понятно, что кардинальное решение сути криминальной составляющей этого вопроса напрямую зависит от тщательности исследования, строгого соблюдения процессуальных норм, обеспечивающих объективность и полноту проверки всех обстоятельств. А это в силу Закона возможно только при соблюдении беспристрастности судебного разбирательства законным судом.

Очевидно, что сборная команда правоохранителей Челябинской области не намерена признавать своих многочисленных прегрешений и судя по всему, приговор по делу будет обвинительным и неоправданно суровым, а это автоматически означает, что окончательное решение, с учетом занятой областными органами суда и прокуратуры позиции, уже перешло на федеральный уровень.