Поиск

Автошколы оставят в покое?

09.12.2009 00:00
Автор: Мария ХВОРОСТОВА
Автошколы освободили от обязанности оборудовать автоматизированные автодромы. Федеральная антимонопольная служба России отменила «Требования к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспортных средств» и признала сразу три крупных ведомства — Минобрнауки, Минтранс и ГИБДД — нарушителями законодательства.
Автошколы оставят в покое?*
не наше

Автошколы освободили от обязанности оборудовать автоматизированные автодромы. Федеральная антимонопольная служба России отменила «Требования к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспортных средств» и признала сразу три крупных ведомства — Минобрнауки, Минтранс и ГИБДД — нарушителями законодательства.

По заявлению антимонопольщиков, чиновники нарушили статью 16 закона о защите конкуренции (запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия органов власти). Рассматривался даже вопрос о возбуждении административного дела. По Кодексу об административных правонарушениях такое правонарушение может караться штрафом для должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацией на срок до трёх лет. Но руководство российской ФАС сообщило, что возбуждения дела удалось избежать благодаря «добровольности устранения нарушений». Приказ «Об отмене требований к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей» подписал министр образования и науки Андрей Фурсенко.

Согласно тем самым требованиям все автошколы обязаны были иметь специальные автодромы, оснащённые оборудованием, осуществляющим контроль, оценку и хранение результатов выполнения заданий в автоматизированном режиме. Такая учебная площадка должна представлять собой гектар земли со светофором, железнодорожным переездом, обслуживанием, светом, четырьмя камерами наблюдения и другими атрибутами. Необходимо было также оснастить учебные автомобили, установив в них приборы аудио- и видеофиксации образовательного процесса.

Как только новые требования были обнародованы, поднялась волна обсуждений. Директора автошкол разводили руками: нет столько места, нет столько денег. Те, кто планировал учиться вождению, хватались за голову: организации, не выполнившие требования, наверняка закроются, а выполнившие — взвинтят цены, чтобы окупить свои затраты на новую технику. Автоинструкторы качали головой: большинству школ новомодная автоматика не по карману, а закрытие организаций приведёт к безработице. К тому же, автоматизированный автодром задуман как имитация городских условий. Но любой специалист подтвердит, что эта имитация далека от реальной дорожной обстановки. Автодром нужен для оттачивания «механических» навыков, а условия городского движения правдоподобно воссоздать невозможно.

В Челябинске сегодня тоже непросто найти такую большую площадь, да и мало кто сможет добыть средства для покупки и установки оборудования. В городе есть лишь одна обучающая организация, которая располагает «автодромом будущего», - ООО «КАФС». Такового нет даже у областной ГИБДД, а это значит, что экзамены всем пришлось бы сдавать на базе одной-единственной школы. Да и учиться следовало бы там. Другие школы были бы вынуждены арендовать не только автодром, а ещё и специально оборудованные машины этой организации. Пожалуй, так со временем в городе могла остаться только одна автошкола. Для остальных же обучающих организаций отмена требований стала хорошей новостью.

- Конечно, эта отмена — правильная, мы за неё боролись, - рассказал заместитель председателя Челябинского областного отделения общественной организации «Всероссийское общество автомобилистов», директор автошколы ВОА Николай Живец. - Но всё прошло далеко не безболезненно. Всю страну лихорадило! Школы не могли получить заключения о соответствии требованиям и, что самое поразительное, не могут получить до сих пор. 1 июля якобы вступили в действие эти новые требования Минобрнауки (они же их и отменили). Вместе с ними на места было разослано сопроводительное письмо главы ГИБДД России Виктора Кирьянова с указанием учитывать эти новые требования при лицензировании. И сразу с 1 июля заключения школам выдавать перестали. Сейчас Минобрнауки отменило своё решение, требования недействительны, а Кирьянов своё письмо не отозвал. Автоинспекторы заявляют, что без указаний своего руководства не станут менять порядок выдачи заключений. Из-за этого некоторые школы не могут продлить свои лицензии, не могут набирать курсантов, а значит, несут огромные убытки!

В то время как антимонопольная служба добилась отмены спорных требований, прокуратура опротестовала новую методику принятия экзаменов. Но пока лишь по формальным признакам: необходимые документы не были зарегистрированы в Минюсте. По признанию Николая Живца, это держит руководителей автошкол в напряжении, так как могут начаться попытки регистрации и вторая волна оспаривания очередных решений.

- Если бы все эти новые требования всё же остались в силе и действовали, это привело бы к резкому росту стоимости обучения, как следствие – падению спроса и, как итог, закрытию ряда школ, - продолжает Николай Живец. - Снижение количества игроков на рынке неизбежно ведёт к новому повышению цен... А если бы не отменили методику принятия экзаменов, в Челябинске осталась бы только одна школа КАФС и цена занятий была бы соответствующая. Уже сейчас они берут со своих учеников 500 рублей в час, а за дополнительные занятия — 900 рублей. Представьте, что стало бы с их ценами (и качеством) без конкуренции!

Кстати

Известен случай, когда в Москве и Санкт-Петербурге некоторые автошколы даже пытались в складчину купить землю под общую автоматизированную площадку для занятий. Но в городских администрациях им не могли помочь, свободного места в густо населённых и плотно застроенных городах нет. Согласитесь, задача не из простых — отыскать в Москве целый гектар, чтобы оборудовать современный автодром.