Поиск

Алексей Севастьянов заявил о возможных нарушениях прав обвиняемых при судебном разбирательстве по "делу Продкорпорации"

28.12.2010 12:18
Автор: Антонина Кулаева
Уполномоченный по правам человека в Челябинской области Алексей Севастьянов озабочен тем, как соблюдаются конституционные права осужденных по "делу Продкорпорации". Он подготовил соответствующие обращения на имена председателя облсуда Ф. Вяткина и председателя областной квалификационной коллегии судей С. Корыстина. Мы приводим полный текст этого документа.
Алексей Севастьянов заявил о возможных нарушениях прав обвиняемых при судебном разбирательстве по "делу Продкорпорации"*
не наше

Уполномоченный по правам человека в Челябинской области Алексей Севастьянов озобочен тем, как соблюдаются конституционные права осужденных по "делу Продкорпорации". Он подготовил соответствующие обращения на имя председателя облсуда Ф. Вяткина и председателя областной квалификационной коллегии судей С. Корыстина. Мы приводим полный текст этого документа.

 

Председателю Челябинского областного суда Ф.М. Вяткину

Председателю квалификационной коллегии судей Челябинской области С.А. Корыстину

Ко мне как уполномоченному по правам человека в Челябинской области обратился председатель Общественной палаты Челябинской области Вячеслав Николаевич Скворцов в связи с установлением факта нарушения прав гражданина Республики Азербайджан Исмаилова Этимада Ильяса-оглы, Гузова Владимира Владимировича; Джафарова Аббаса Джафара-оглы и Швадченко Владимира Николаевича на справедливый, независимый, объективный суд и защиту.

Уголовное дело № 540368 было возбуждено 24 августа 2006 года и расследовалось УФСБ РФ по Челябинской области, по делу вынесен приговор. Приговор обжалован всем сторонами по делу. По состоянию 27 декабря 2010 рассмотрение жалобы не назначено, материалы дела находятся в суде Центрального района города Челябинска. 

Правозащитники России и Азербайджана, отслеживающие данный судебный процесс, в подтверждение сказанного обоснованно ссылаются на международные нормы права, продекларированные Организацией Объединенных Наций 6 сентября 1985 года, - Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Всеобщей декларации прав человека каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.

Для меня как уполномоченного по правам человека в данном деле важно, как гражданину обеспечиваются все возможности для защиты, тем более для защиты прав гражданина иностранного государства.

22.12.10  адвокатам направлено Уведомление Председателя Центрального районного суда г. Челябинска № 03/884, в котором, одновременно с определением времени ознакомления с протоколом судебного рассмотрения дела в отношении Исмаилова Э.И. и др. и «иными материалами» (с 23 по 31 декабря 2010 г.), а также возможностью копирования со «всех» необходимых материалов – указали (в ответ на ходатайство о предоставлении аудио записей судебных заседаний),  что ведение аудио-протокола в судебном заседании по уголовному делу уголовно-процессуальным законодательством не предусмотрено.    Аудиозаписи велись судом исключительно в целях последующего правильного и полного изготовления протоколов судебных заседаний. Т.е. в предоставлении их отказано.

Изложенное в Уведомлении, противоречит закрепленным в УПК РФ правам осужденного в указанной части, судебной практике, позиции Конституционного суда РФ, а потому, незаконно.

Согласно ст. 259 УК РФ, «… Для обеспечения полноты протокола при его ведении могут быть использованы …технические средства….». В данном случае электронная аудиозапись.

В соответствии с ч.5 названной статьи: «… Если в ходе судебного разбирательства проводились …аудио- и (или) видеозапись, …то об этом делается отметка в протоколе судебного заседания. В этом случае материалы …аудио- и (или) видеозаписи… прилагаются к материалам уголовного дела.»

В своих Определениях от 17 ноября 2009 г. N 1528-О-О и  2 июля 2009 г. N 1014-О-О Конституционный Суд РФ неоднократно подчеркивал: «…для обеспечения полноты протокола при его ведении могут быть использованы …технические средства (часть вторая); если… проводились …аудио- и (или) видеозапись, В этом случае указанные материалы прилагаются к материалам уголовного дела (часть пятая), что может служить средством обеспечения полноты и объективности протокола». Записи выполняют роль факультативных средств фиксации сведений о фактах и обстоятельствах, имеющих значение для уголовного дела, воспринятых в условиях производства соответствующих судебных действий.

            Протокол судебного заседания является допустимым доказательством лишь в том случае, когда они соответствуют требованиям, установленным уголовно-процессуальным законом. В нем фиксируется информация, подтверждающая или опровергающая причастность лица к совершению преступления, он имеет значение доказательства в случае необходимости проверки соблюдения требований закона об условиях и порядке осуществления судебного действия, соблюдения гарантированных законом процессуальных прав подсудимого, а также других участников процесса при производстве по уголовному делу. Его специфика проявляется в том, что его образуют сведения о тех фактах и обстоятельствах, имеющих значение для уголовного дела, которые доступны для непосредственного восприятия при их обнаружении только в условиях производства именно данных судебных действий.

В случае с делом в отношении Исмаилова Э.И. изложенные обстоятельства приобретают исключительное значение, так как на протяжении судебного рассмотрения он не присутствовал на заседаниях, не мог и не может воспринимать имевшиеся в судебных заседаниях обстоятельства и обеспечить свою защиту (виновны себя не признает).

Он не сотрудничает с назначенным защитником, а избранному им адвокату не было обеспечено судом необходимых условий работы, что само по себе является нарушением Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 7 февраля 1967 г. N 35 «…Председательствующий по делу обязан обеспечивать лицам, участвующим в судебном заседании, возможность реального осуществления прав, предоставленных им законом, неуклонно соблюдать нормы, гарантирующие равенство прав участников процесса…».

 Приглашенный на конечной стадии судебных слушаний защитник также не может воспринимать без непосредственного восприятия ситуацию по исследованию в суде доказательств, что отражается на формировании его возражений.

У Исмаилова и защиты имеется основания к утверждению о несоответствии протокола существу судебных действий в заседаниях.  Особенно отражающих нарушения действий суда: игнорирование заявлений подсудимых о болезненном состоянии и обращениях за медицинской помощью и принуждение их судом в болезненном состоянии к даче пояснений; отклонение просьб подсудимых и адвокатов о предоставлении времени к подготовке к заседаниям; не исполнении определения о вызове в суд специалиста; не рассмотрении поданных ходатайств подсудимых и мотивировок этого; лишении права голоса в судебном заседании защитника, отражение полноты ответов допрашиваемых; не исследовании документов; принятии процессуальных решений вне рамок процесса, без обсуждения сторонами; неисполнение своего определения о предоставлении протокола судебного заседания частями, и др. Не отражение в протоколе действий, указывающих на занятии судом стороны обвинения, т.е. нарушения принципа беспристрастности.

В тоже время, протокол судебного заседания является основным источником сведений, на основании которых решается вопрос о законности, обоснованности и справедливости приговора.

На необходимость полного и объективного отражения в протоколе заседания всего хода судебного разбирательства неоднократно обращал внимание Верховный Суд Российской Федерации, подчеркивающий, что  «…недопустимы случаи, когда приговоры основываются на доказательствах, содержание которых не соответствует, а иногда и противоречит содержанию данных, зафиксированных в протоколе судебного заседания. Не отражение в протоколе судебного заседания действительного хода судебного действия расценивается судебной практикой как основание для отмены приговора».

Изложенное с необходимостью требует не только ознакомления с аудио записями и получения их копии (как составной частью материалов дела), но тщательной сверки с письменным текстом протокола. Последний изготавливался судом более месяца, представляет собой большой документ, отражающий десятки заседаний, а с ним и материалами судебных заседаний отпущено всего лишь 6-7 дней, что с учетом вхождения в дело адвокатов на окончательной фазе судебных слушаний – абсолютно недостаточно.

   Судебное разбирательство длилось более двух лет до вынесения приговора. Виновные возможно уже имеют право на применения Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или на исполнение судебного акта в разумный срок».  

Считаю, что указанные выше нарушения права Исмаилова Э.И. на справедливый, независимый, объективный суд и защиту будут являться вескими основаниями для его возможной отмены в вышестоящих национальных судах или принятия решения Европейским судом по правам человека по нарушению международных норм права.

Обращаю Ваше внимание и на то что, раннее Уполномоченный по правам человека направлял на ваши имена обращение по делу о возможных нарушениях прав обвиняемых при судебном разбирательстве. Достаточного ответа для подготовки заключения мной не получено. Решения коллегиального органа - квалификационной коллегии отсутствует. Прошу повторно рассмотреть  обращение (текст обращения прилагаю).   

В связи с этим прошу вас обеспечить законность и обоснованность рассмотрения  уголовного дела, полное соблюдение предусмотренных законом конституционных прав подсудимого Исмаилова Этимада Ильяса-оглы на защиту в соответствии с международным законодательством и Конституцией Российской Федерации. Включая возможность получения сторонами по делу копии аудиозаписей.

С уважением, А. М. Севастьянов