Поиск

Южный Урал: такое избирательное правосудие

04.12.2012 12:05
Автор: Владимир Филичкин
Простое принятие очередного закона о контроле над доходами, и даже расходами вороватых чиновников, конечно же, не сможет сегодня победить многоголовую гидру коррупции. И чтобы хоть что-то сделать в этом направлении, высшему судебному руководству страны надо бы начинать с себя.
Южный Урал: такое избирательное правосудие*
не наше

Простое принятие очередного закона о контроле над доходами, и даже расходами вороватых чиновников, конечно же, не сможет сегодня победить многоголовую гидру коррупции. И чтобы хоть что-то сделать в этом направлении, высшему судебному руководству страны надо бы начинать с себя.

В обычных условиях антикоррупционные кампании – всегда плод политической конкуренции: новые лидеры, как правило, расследуют прегрешения своих предшественников. И сегодня необходимо хотя бы начать доскональную инвентаризацию региональных земельных угодий, еще недавно принадлежавших всему государству. Хотя бы потому, что уже практически открыто, поговаривают о грядущей ликвидации Терруправлений Росимущества. И возможном в связи с этим уничтожении документов: о том кто, как и главное, почему так удачно воспользовался госсобственностью как своей. В желании избежать нежелательной огласки, явно заинтересованы слишком многие успешные политики и предприниматели…

Конфликт вокруг явно нецелевого использования федеральных курортных  земель вокруг лучших озер Южного Урала все явственней приобретает специфический запашок коррупции и должностных злоупотреблений. 16 ноября 2012 года врач терапевт санатория «Увильды» Елена Ефимова от имени группы сотрудников бесхитростно обратилась в следственный комитет Челябинской области с обстоятельным заявлением. В котором она, в том числе указала и то, что дача скандально известного в регионе председателя Челябинского областного суда Вяткина, оказывается, находится еще в природоохранной зоне курорта Увильды. Скорее всего, конечно Елена Александровна пострадает за свое безудержное стремление к справедливости….

Но теперь, казалось бы, волкодавов-следователей в рамках проверки этого заявления должны заинтересовать, прежде всего, обстоятельства выдачи разрешения №15 от 29 мая 2007 года на строительство трех двухэтажных корпусов  в особоохраняемой прибрежной полосе так хорошо охраняемого от посторонних глаз санатория «Увильды». И, конечно же, подлинные, а не мнимые мотивы руководившие заказчиком этого строительства руководства ОАО МОЦ «Курорт Увильды». За рубежом подобные дурно пахнущие сделки с возможной передачей права собственности довольно жестко контролируются общественностью и бизнесом. И у нас, конечно же, тоже необходим максимум публичности и абсолютно новые механизмы социальной защиты интересов большей части населения. Но пока-то мы в состоянии только гадать, хватит ли у орлов-силовиков сегодня гражданского мужества, чтобы хотя бы просто попытаться исполнить свой служебный долг. Потому, что преднамеренное бездействие должностных лиц по чьей-то злой воле все еще никак не наказывается. И хотя существует статья, предусматривающая наказание за нецелевое использование государственной собственности, но на землю она, почему то обычно не распространяется…

Председателя челябинского областного суда Федора Вяткина курортное озеро Увильды волновало и влекло всегда. Еще 28 августа 1991 года его супруга Нина Тимофеевна, работавшая, ведущим специалистом кредитно-экономического управления Челябинского областного коммерческого Форум-банка сумела получить решение Кузнецкого сельсовета Аргаяшского района об отводе в селе Губернском землеотвода под строительство уютного жилого дома для семьи. Но согласитесь 800 метров от берега «Жемчужины Южного Урала» это все-таки далековато для таких уважаемых людей.А тут еще невозврат кредитов привел к ожидаемому падению банка, в котором Нина Тимофеевна трудилась далеко не на рядовой должности.  ИЦентробанк уже в марте 1997 года был вынужден отозвать лицензию на осуществление банковских операций Форум-банком…

Помните, может быть, что именно тогда заместитель председателя Законодательного собрания области Владимир Мазуль, явно подтверждая конспирологическую составляющую неожиданного для многих банкротства коммерческого банка, предельно откровенно заявил: «нынешняя администрация только кредитов в коммерческих банках набрала уже на 444,4 миллиона рублей, и теперь львиная доля бюджетных доходов уходит именно на погашение этой задолженности…».

Действительно постановление губернатора Челябинской области Петра Сумина № 173 от 27 марта 1998 «О неотложных мерах по оздоровлению консолидированного бюджета области» характеризовало экономическую ситуацию в области более чем жестко: «… глубокий финансовый кризис, острый недостаток собственных оборотных средств и незначительный приток инвестиций в экономику области не позволяют обеспечить устойчивый экономический рост. В целом по области не прекращается задолженность по заработной плате, многие предприятия не выполняют своих обязательств по платежам в бюджет и внебюджетные фонды». Согласитесь, что в такой действительно сложной ситуации лояльность органов судебной власти и прокуратуры команде бывшего губернатора нужно было поддерживать любой ценой. Щедрые распоряжения отцов области о выделении практически бесконтрольных денежных средств из трещавшего по швам областного бюджета того времени сегодня просто поражают. Областному суду распоряжением 1026-р от 01.12.97 - на оплату коммунальных услуг выделить 100 млн. руб.; прокуратуре челябинской области распоряжением 966-р от 18.11.97. - на приобретение квартир и ремонт помещений выделить 650 млн. руб… В те годы многомиллионные суммы прямо и бесхитростно закладывались в бюджет – по статье расходов: «судебная власть», и в том числе на «оплату труда госслужащих» работавших в органах судебной власти…

Поэтому в более чем зубодробительном обзоре счетной палаты России «о наиболее характерных нарушениях, выявленных в ходе проведенных проверок вопросов финансово-хозяйственной деятельности судебной системы Российской Федерации за 1997-1998 годы» инспекцией по контролю расходов на содержание Челябинского областного суда были вскрыты явно коррупционные факты  прямого финансирования из средств местных бюджетов. От 50 до 70 процентов от общей суммы….

Причем незаконно полученные Федором Михайловичем от Петра Ивановича и Андрея Николаевича денежные средства расходовались: «на нужды строительства, ремонт, приобретение автотранспорта, включая автомобили иностранного производства, покупку оборудования, жилья, оплату услуг связи, коммунальных услуг и других текущих хозяйственных расходов». Но главное, конечно же, это то, что объемы средств и материальных ценностей, полученных Челябинским областным судом  из местного бюджета, «не отражались в бухгалтерской отчетности перед Минюстом России, или отражались частично»…

В скрытом от общественности обзоре счетной палаты России было прямо указано, что финансирование потребностей судебной системы из средств местных бюджетов и из средств сторонних организаций противоречит требованиям статьи 124 Конституции Российской Федерации, а также требованиям Закона «О статусе судей Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. № 3131-1 и Федерального закона «О финансировании судов Российской Федерации» от 10 февраля 1999 г. № 30-ФЗ, предусматривающих, в целях осуществления полного и независимого правосудия, финансирование судов только из средств федерального бюджета. Но именно так, и как покажет время, весьма предусмотрительно покупалась лояльность руководства судебного сообщества Челябинской области.

Подобная щедрая и абсолютно незаконная подкормка распорядителя кредитов верховного суда региона, конечно же, была напрямую связана с потребностью администрации Челябинской области опереться на всесильную судебную власть и во многом ей подконтрольные силовые структуры. Потому, что в регионе шла по существу бесконтрольная приватизация, намечался грандиозный передел всех сфер влияния и неконтролируемые эксцессы отдельных слишком уж честных и законопослушных представителей судебной власти и прокуратуры бизнес-предпринимателям от политики были явно нежелательны…

К примеру, только одному санаторию «Увильды» в 1993 году районной администрацией был уже выдан государственный акт о предоставлении в бессрочное пользование 115 гектаров поистине бесценной курортной земли. И согласно данным Управления Федеральной регистрационной службы России по Челябинской области за Российской Федерацией было зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 1095135 кв. метров, на котором и разместился для поправления здоровья всего населения наш замечательный курорт «Увильды». Понятно, что именно этот земельный участок был передан Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области в аренду ОАО МОЦ «Курорт Увильды». Хотелось бы в связи с этим услышать отчет руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области, осуществляющего функции по управлению федеральным имуществом,полковника ФСБ Бориса Каягина о том, как же в его ведомстве распорядились федеральной землицей…

Потому, что по нашим сведениям некоторые земельные участки курорта Увильды были вскоре произвольно изъяты. И решением бывшего главы Аргаяшского района Сергея Наумова они, почему то переданы в аренду для жилищной застройки более чем 60 явно авторитетным и уважаемым по понятиям нашего смутного времени жителям города Челябинска и Челябинской области. Руководителем санатория «Увильды» Александром Мицуковым для предоставления этим баловням судьбы земельных участков федерального курорта в администрацию Аргаяшского района говорят, направлялись ходатайства об отказе от этих сладких наделов. И соответственно, договоры аренды прибрежной земли с новыми ее хозяевами первоначально заключались с санаторием «Увильды», а только затем уже с администрацией Аргаяшского района…

Так огромные участки особо охраняемой прибрежной полосы озера Увильды были фактически изъяты из федеральной собственности и переданы представителям новой южноуральской элиты вхожей в органы власти и управления региона для строительства там коттеджей.

Внешне законоподобным основанием для проведения такого необычайно наглого и бесцеремонного захвата федеральных курортных земель послужил малоизвестный меморандум «О порядке приведения организационно-правового статуса санаторно-курортных организаций и предприятий области в соответствие с действующим законодательством» от 10 июля 1999 года. Заместитель губернатора Андрей Косилов, заместитель председателя профсоюзов региона Юрий Парфенов и первый заместитель председателя областного комитета по управлению госимуществом Юрий Окороков, подписавшие сей меморандум тем самым только создали видимость законности последующего захвата федеральных земель частными лицами и явно подставными фирмами.  Но все имущество всех санаториев и пансионатов Челябинской области стало вдруг как по команде «совместной собственностью Российской Федерации, Челябинской области, Федерации профсоюзов Челябинской области, Федерации независимых профсоюзов России, трудовых коллективов здравниц и иных инвесторов». К тому же, как решили хитромудрые авторы меморандума утвержденного губернатором Суминым «конкретный размер долей участников совместной собственности до настоящего времени не определен в установленном порядке». То есть в каждом конкретном случае вертите, как хотите. Благо силовики в игры этих людей не суются… 

В связи с тем, что череда громких скандалов связанных с именем председателя Челябинского областного суда Федора Вяткина порождает обоснованное недоверие к действиям слишком многих сотрудников правоприменительной системы, думаю, сегодня целесообразно возрождение некоего аналога советского комитета народного контроля. Это новое образование могло бы называться, к примеру, комитетом общественного контроля и базироваться, скажем, при Общественной палате Челябинской области - Форуме Гражданского общества региона. Общественный комитет мог бы осуществлять вневедомственный надзор за проведением наиболее значимых операций с общенародной государственной собственностью. И поднимать тревогу в случае обнаружения случаев взяточничества и вымогательства…

И, конечно же, депутатам давным давно порабыразработать механизм реагирования властей на результаты журналистских расследований.  Пока же судейской команде Федора Михайловича, почему то удобнее и привычнее воспринимать всю расследывательскую журналистику только с позиций хрестоматийного унтера Пришибеева – есть ли уже возможность привлечь конкретного журналиста к уголовной ответственности за клевету или значит, мы будем еще немного погодить. Пусть еще немного щелкоперы побегают на свободе…