Встать! Кушать подано!..

16.06.2010 00:00
Автор: Владимир Филичкин
После того как Челябинская областная власть стала практически «беспроигрышной» в местных судах мы провели небольшое журналистское расследование и нам удалось установить, что на протяжении многих лет правительство области напрямую незаконно финансировало местные и федеральные суды.
Встать! Кушать подано!..*

В статье 124 Российской Конституции сказано, что финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Независимость и самостоятельность судебной власти, подчинение судей только Конституции Российской Федерации и федеральному закону, не подкрепленные соответствующими правовыми, материально-финансовыми и иными гарантиями, превращаются в фикцию, и декларацию. Финансирование судов из федерального бюджета, очевидно, призвано обеспечить их самостоятельность и независимость от региональных, местных и иных органов публичной власти в решении вопросов материально-технического и иного обеспечения своей деятельности, создании надлежащих социально-бытовых условий для работников судебной сферы. Поэтому финансирование Конституционного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судей должно осуществляться только на основе утвержденных федеральным законом нормативов и указывается отдельными строками в федеральном бюджете.

Власть и деньги

После того как Челябинская областная власть стала практически «беспроигрышной» в местных судах мы провели небольшое журналистское расследование и нам удалось установить, что на протяжении многих лет правительство области напрямую незаконно финансировало местные и федеральные суды. Выступая этаким спонсором людей в судейских мантиях, Петр Сумин и Андрей Косилов, скорее всего, рассчитывали и рассчитывают на их ответную признательность. А у  населения появилось весомое основание говорить о том, власть «купила» судейских, прокурорских и многих других федеральных чиновников. В чью независимость от капризов местной коррумпированной власти нам так хотелось бы верить.

Так как «содержание» Петром Ивановичем и Андреем Николаевичем судебных органов являлось явно незаконным, поскольку противоречило Конституции РФ, федеральным законам «О судебном департаменте при Верховном суде РФ» и «О финансировании судов РФ». А эти законы напрямую обеспечивают право российских граждан на независимый и справедливый суд, в том числе и тем, что позволяют финансировать судебные органы только из федерального бюджета. Мы в своей публикации обращаемся в городскую и областную Думу с запросами о размерах подобного финансирования вплоть до 2010 года. И интересуемся у народных избранников, на каком, собственно, основании правительство Челябинской области перечисляло, а судейские чиновники принимали незаконные платежи? Какие обязательства возникали у сторон в связи с этим? Не принимали ли суды Челябинской области аналогичные пожертвования от других юридических и физических лиц?

Что касается возможных юридических последствий, то теоретически они могут быть весьма серьезными. Ведь мы добиваемся не только признания незаконными «благотворительных» перечислений, но и взыскания этих сумм обратно в бюджет. Ответы из городской и областной Дум дадут основания для пересмотра уже завершенных дел с участием областных властей — в связи со вновь открывшимися обстоятельствами. К тому же в действиях руководителей, проводивших «сделки», можно усмотреть как минимум злоупотребление служебным положением. Если уж невозможно будет доказать факт подкупа власти судебной на деньги налогоплательщиков, то, по крайней мере, нецелевое расходование бюджетных средств тут налицо.

Начнем, пожалуй, с бесспорного документа, свидетельствующего о действительно небывалых масштабах незаконного финансирования областной властью судов в Челябинской области. Он был подготовлен Счетной палатой РФ в 1999 году. И назывался «Обзор наиболее характерных нарушений, выявленных в ходе проведенных проверок вопросов финансово-хозяйственной деятельности судебной системы Российской Федерации» В нем в частности говорится, что установлены факты финансирования Челябинского областного суда из средств местных бюджетов в объеме от 50 до 70 процентов.  И далее «Полученные судами денежные средства расходовались ими на нужды строительства, ремонт, приобретение автотранспорта, включая автомобили иностранного производства, покупку оборудования, жилья, оплату услуг связи, коммунальных услуг и других текущих хозяйственных расходов. Покупка жилья для судей осуществлялась в ряде случаев по необоснованно высоким ценам, значительно превышающим уровень цен в домах-новостройках районов массовой застройки. Объемы средств и материальных ценностей, полученных судами из указанных источников, не отражались в бухгалтерской отчетности перед Минюстом России, или отражались частично». Излишне говорить, что из федеральной казны эти расходы не компенсировались, то есть местные начальники попросту «дарили» квартиры особо независимым судьям.

Разумеется, Счетная палата пришла к выводу, что финансирование судебной системы Челябинской области из местных бюджетов противоречит статье 124 Конституции РФ, законам «О статусе судей РФ» и «О финансировании судов РФ», которые предусматривают содержание судов только на федеральные деньги «в целях осуществления полного и независимого правосудия». Было это еще в 1999 году, однако до сих пор о «полном и независимом правосудии» говорить не приходится.

Спонсоры федеральных структур понимаешь…

Развитие объемов финансирования федеральных органов из областного бюджета имеет свою историю. Администрация области под руководством Петра Сумина более десяти лет совершенствовала систему взаимодействия с правоохранительными структурами, прокуратурой, судами всех уровней и федеральной службой государственной статистики. Между тем ст. 5 п. 6. Бюджетного Кодекса РФ предписывает, что « Органы государственной власти субъекта Федерации не вправе устанавливать расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами». Система финансирования федеральных органов власти в Челябинской области включает Главное управление по взаимодействию с правоохранительными органами, Государственный комитет по обеспечению деятельности мировых судей области, Министерство экономического развития и целый ряд других министерств.

  Законом области «Об областном бюджете на 2009 год, принятом постановлением ЗАКСа № 2061 от 24.12.2009 г. Главному управлению внутренних дел области было выделено 2683,7 миллионов рублей, а в 2008 году эта сумма составляла 2483,7 миллионов рублей. И никто даже не возмутился подобному беззаконию…

Государственному комитету по обеспечению деятельности мировых судей на 2009 год  было отпущено областным бюджетом еще 285,3 миллионов рублей.

Другим сомнительным источником финансирования федеральных силовых структур области явилась областная целевая программа «Профилактика правонарушений и усиления борьбы с преступностью в Челябинской области» утвержденная ЗАКСом 24 апреля 2006 года  № 1010 и 30 сентября 2008 года №  1373 с запланированным объемом в 723миллиона рублей.

Министерство экономического развития области в отчете по итогам 2009 года информирует нас: «За счет средств областного бюджета построен жилой дом для сотрудников ГУВД Челябинской области по адресу проспект Победы 308 – б». В 2007 году постановлением правительства приобретены два комплекта лифтового оборудования для областного суда. Стоимость подаренного оборудования на всякий случай не разглашается. Не менее щедро выделяются средства и из резервного фонда губернатора Челябинской области. В 2000 году областному суду было выделено 1,8 миллионов рублей на завершение реконструкции здания (распоряжение № 2278-р от 29.12.2000г.), 3,5 миллиона рублей на восстановление здания УВД в городе Аргун (распоряжение № 1042-р от 21.07.2000г.), Управлению судебного департамента 3,3 миллиона рублей (распоряжение №424-р 200г.) для поддержания райгорсудов.

В 2006 году из того же резервного фонда Государственному комитету по обеспечению деятельности мировых судей на восстановление здания суда в городе Касли – 2,84 миллиона рублей (распоряжение №1480 от 21.09.2006 г.), на премирование сотрудников ГУВД - наверное за личную преданность «отцам области» еще 380 тысяч рублей (распоряжение 556-р от 4.05.2006г.), и еще на это же - 530 тысяч рублей (распоряжение 1874-р от 9.11.2006).

В 2007 году распоряжением губернатора № 2590-р от 26.12.2007 года на новогодние праздники выделяется премия 80 тысяч рублей лично начальнику ГУВД Павлу Григорьеву и начальнику миграционной службы Артуру  Демерту – 240 тысяч рублей. Спасибо товарищи за верную службу Петру Ивановичу и Андрею Николаевичу. Ура.

Это только небольшая часть расходов областного бюджета на благорасположение федеральных силовых служб. Необходим подробный аудит всех расходов чтобы понять и оценить степень личной преданности людей в мантиях и погонах руководству Челябинской области. Но есть серьезные сомнения в наличии и сохранности соответствующих финансовых документов.

И кстати в заключении комитета ЗСО по финансово-бюджетной и экономической политике об исполнении бюджета области всплывают отдельные расходы:

- на обеспечение вооружением ГУВД – три тысячи рублей;

-на завершение строительства здания прокуратуры – один миллион рублей (распоряжение № 1179-р от 4.10.99г.);

- на хозяйственные нужды прокуратуры области – 100 тысяч рублей. Есть в этом списке кормящихся от областного бюджета и УФСБ по Челябинской области.