Поиск

Руководителя ФОМСА зачистили, а обвиняемого назначили

29.03.2010 00:00
Автор: Владимир Филичкин
22 ноября 2009 года Некрасов ненадолго приехал в Сатку к родителям и был расстрелян в подъезде родительского дома. Говорят, что якобы незадолго до убийства у Некрасова был очень неприятный разговор с губернатором. Утверждают, что Некрасов выявил колоссальные проблемы в ФОМСе, допущенные прежними руководителями.
Руководителя ФОМСА зачистили, а обвиняемого назначили*
не наше

«Если вы не растеряны, значит, вы дезинформированы»

полезный совет

 

Валерий Некрасов, бывший руководитель администрации Саткинского района, возглавлял челябинский областной Фонд обязательного медицинского страхования (ЧОФОМС) с марта 2008 года. Предшествовавшее избрание председателя правления ЧОФОМС состоялось в 2006 году. Тогда общим решением им был избран Андрей Косилов – первый заместитель губернатора Челябинской области, а его заместителями – министр здравоохранения области Виктор Шепелев и на тот момент исполнительный директор Челябинского областного фонда обязательного медицинского страхования Роман Панов.

Все раскрыть – значит все утаить

22 ноября 2009 года Некрасов ненадолго приехал в Сатку к родителям и был расстрелян в подъезде родительского дома. Говорят, что якобы  незадолго до убийства у Некрасова был очень неприятный разговор с губернатором. Утверждают, что Некрасов выявил колоссальные проблемы в ФОМСе, допущенные прежними руководителями. И Валерий Геннадьевич якобы объявил, что на себя брать все эти миллиарды он не собирается. По слухам, речь шла о действительно значительных суммах в пределах трех миллиардов рублей. Журналисты пишут, что накануне убийства Некрасову угрожали. Что он даже обращался за помощью к руководству ГУВД Челябинской области. Но те ему не помогли. И конечно, достаточно дико сегодня читать официальные версии о якобы крайне незначительном поводе для подобного резонансного убийства высокопоставленного областного чиновника. Невольно напрашивается мысль о том, что прокурорские работники просто решили назначить подходящего человека на роль заказчика преступления и, не напрягаясь особо, придумали ему этот явно несерьезный мотив. Чтобы скрыть тем самым настоящую причину убийства…

Расследование громкого преступления тогда взял под свой личный контроль губернатор Петр Сумин. Уже через два дня после убийства населению сообщили о задержании лиц, которые могут быть причастны к убийству. А 25 ноября 2009 года руководители следственного комитета прокуратуры, а не убойный отдел уголовного розыска, как это обычно бывает, громогласно отчитались о раскрытии преступления по горячим следам. Бросалось в глаза, что явно тщательно подготовленное заказное убийство Валерия Некрасова было раскрыто необычайно быстро. Далее последовало еще более оперативное обвинение исполнителей. Якобы следствием даже отрабатывались две версии: «медицинская» и «политическая», связанные, соответственно, с профессиональной деятельностью Валерия Некрасова в качестве руководителя ЧО ФОМС и главы Саткинского района. Скорее всего, оперативное сопровождение по этому делу осуществляли еще и сотрудники УФСБ по Челябинской области. Председатель ассоциации медицинских страховщиков «Территория» Максим Стародубцев одним из первых публично заявил: «Некрасов пытался изменить условия конкурсной документации и, как следствие, финансовые потоки, которые идут по льготному медицинскому обеспечению. Это могло послужить основанием для того, чтобы расправиться с неугодным чиновником. Но гораздо проще ограничить версию его убийства сугубо криминальной. Можно провести аналогию со Свердловской областью: нынешним летом здесь сменили директора территориального ФОМСа, который считался квалифицированным специалистом. Челябинцы своего просто убили. Заказчиков надо искать среди поставщиков лекарственных препаратов, которые обходили правила конкурсной документации, составленные Некрасовым».

Не многие, наверное, обратили внимание еще на одну странность официальной версии. Оказывается, преступники пошли на тяжкое преступление, даже не получив заранее обещанных им денег. Только после исполнения «заказа» каждому из киллеров было обещано вознаграждение всего в 450 тысяч рублей. Вместо того чтобы скрыться опытным убийцам, оказывается, нужно было еще ходить и выбивать с заказчиков обещанную им «оплату по труду».

Очень богатые люди продали больше людей, чем купили

Почти полгода значимой информации о дальнейшей судьбе этого «полураскрытого громкого убийства» не было. А 4 марта притихшая накануне смены губернатора Челябинская область узнала о том, что в список кандидатов на пост губернатора Челябинской области от правящей партии «Единая Россия» вошли: мэр Челябинска Михаил Юревич, заместитель главы региона Юрий Клепов, заместитель министра промышленности РФ Андрей Дементьев, депутат Госдумы Михаил Гришанков. И Роман Панов, представитель самой влиятельной в Челябинской области финансово-промышленной группы ММК.

Очевидно, что ротационными процессами южноуральских элит последнего времени, несомненно, дирижировала ФПГ ММК, которая делегировала своих представителей во все уровни и ветви власти. И Роман Панов совершил накануне смены областного руководства головокружительный карьерный рывок – из заместителей губернатора Петра Сумина – в заместители министра экономического развития России Виктора Басаргина. Причем среди явно проходных фигур в губернаторы экспертами почему-то назывался прежде всего именно 37- летний Роман Панов, в недавнем прошлом исполнительный директор Челябинского областного фонда обязательного медицинского страхования, напрямую подчинявшийся первому вице-губернатору Андрею Косилову.

Перед тем как подрасти, Роман Панов поработал на руководящих должностях Магнитогорского металлургического комбината, и до осени 2005 года, что очень важно, возглавлял совет директоров страховой компании «Астра-Металл» - супермонополиста на рынке страховых медицинских услуг Челябинской области. Обратите внимание, что именно 2005 год стал временем революционных перемен в сегменте медицинского страхования на Южном Урале. Магнитогорская компания «Астра-Металл» была признана победителем явно пролоббированного ФПГ конкурса на право оказания услуг по обязательному медицинскому страхованию всего неработающего населения Челябинской области, численность которого составляет 1,8 миллиона человек, и должна была получить из областного бюджета на оплату услуг лечебных учреждений в рамках обязательного медицинского страхования неработающего населения 1,17 миллиарда рублей. Именно тогда эксперты в один голос заявили, что «парадокс дня состоит в том, что в силу некоторых обстоятельств сегодня выгоднее осуществлять обязательное медицинское страхование неработающего населения, а не работающего, которое, казалось бы, является более платежеспособной категорией».

Именно категория неработающего населения представляла наибольший интерес для конкурировавших страховых компаний. Компании-работодатели не всегда вовремя и в полном объеме оплачивали страховые взносы, а государство выполняло свои обязанности по уплате взносов неукоснительно. А это уже давало уникальные возможности для бесконтрольного бюджетного пиллинга сумм, представляющих реальный интерес для серьезных людей.

После победы в 2005 году в тендере правительства Челябинской области на право обязательного медицинского страхования неработающего населения сроком на два года и последующей пролонгации «Астра-Металл» стала безусловным монополистом на местном рынке медицинского страхования (более 90 процентов), приступила к методичной скупке портфелей медицинских страховых компаний региона и приобрела контрольные пакеты или клиентскую базу местных медицинских страховых компаний «Южный Урал», «Равис-МеСК», «Данко-Мед». Согласитесь, что истинная причина монополии «Астра-Металл» банальна. И этим вопросом должны заниматься не антимонопольщики, а сотрудники ФСБ.

- На челябинском рынке обязательного медицинского страхования неработающего населения сегодня наблюдается монопсония – средства на приобретение полисов поступают из областного бюджета, – поясняла главный специалист отдела контроля финансовых рынков и государственных закупок челябинского УФАС Елена Семенова. По существующей схеме обязательного медицинского страхования работодатели и бюджет перечисляют деньги в территориальные фонды ОМС. Страховые компании ведут учет больных и переводят средства медицинским учреждениям, а за это территориальные фонды выплачивают им комиссию в размере 2,8%.

- Фактически страховая компания «Астра-Металл» была единственным претендентом на победу в тендере, поскольку возможность участия других игроков рынка была ограничена неоправданно жесткими условиями отбора, – говорил начальник отдела контроля торгов управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области Влада Ливончик. – Кроме того, право на страхование неработающего населения области вновь было выставлено единым лотом, что заведомо обусловливает превышение всех установленных антимонопольным законодательством пределов доминирования компаний.

Наши улицы совершенно безопасны. Опасны только люди на улицах

Анатолий Громов, все еще главный врач медсанчасти богатейшего предприятия Южного Урала ОАО «Магнезит» Саткинского района, был официально назван заказчиком убийства Валерия Некрасова, бывшего руководителя Челябинского областного ФОМСа почему-то 18 марта, ровно через три дня после того, как президент страны Дмитрий Медведев остановил свой выбор на Михаиле Юревиче. По сложившейся традиции решение Законодательного собрания Челябинской области было явно предрешено. И «человек из списка», имевший прямое отношение к страховой медицине, оказался в непростом положении…

Анатолию Громову уже предъявлено обвинение. Сам обвиняемый находится, почему-то не в СИЗО. А под подпиской о невыезде приводит себя в порядок после перенесенного им инсульта. В больнице Громов лечился более полугода, инсульту предшествовал инфаркт. Организатор убийства, предприниматель и экс-депутат из Бакала Геворк Мурадян находится под стражей еще с конца ноября прошлого года. Его задержали в тот день, когда хоронили Валерия Некрасова. Как утверждают СМИ, распространившие версию прокуратуры, все карты открыты, и теперь можно обо всем говорить вслух.

Поверьте, нам действительно очень хочется, чтобы обвиняемый следователями главврач благополучно дожил бы до суда и как вариант понес заслуженное наказание. Конечно, в том случае, если его вина действительно будет доказана. Но сегодня существует очевидная опасность, что и Анатолия Громова вполне могут зачистить до суда. Слишком удобно, наверное, для многих будет прекратить скользкое уголовное дело на «заказчика» убийства руководителя ЧО ФОМС в связи со смертью подследственного… Особенно теперь, когда стало известно, что Анатолий Громов, обвиняемый в организации расправы над исполнительным директором Челябинского областного ФОМСа Валерием Некрасовым, категорически отрицает свою вину. А адвокат Сергей Горин назвал выступление следственных органов в СМИ «преждевременным», а версию о причастности к заказному убийству Громова – «абсурдной». В первую очередь, у стороны защиты, публично высказавшей журналистам свою позицию, вызывают сомнения мотивы заказа, названные следствием. А именно то, что Громов организовал убийство Некрасова после того, как ему сообщили, что глава регионального ФОМСа вскрыл нарушения при закупке лекарств, повлекшие убыток в два миллиона рублей.

- Следствие основывает свою версию на справке об итогах проверки закупки лекарств на 2008 год, датированной 21 января 2009 года. Но этот документ еще тогда, за 10 месяцев до убийства, был обнародован, и Громов прекрасно знал о его существовании, он ставил под ним подпись, – говорит Сергей Горин. – Более того, та справка, на которую уповает следствие, в целом положительно характеризует и Громова, и его медучреждение. У Некрасова не было претензий по итогам той проверки. Абсолютно абсурдно полагать, что спустя почти год после нее Громов решил организовать убийство.

Кроме того, как сообщило агентство Chelyabinsk.ru, по мнению адвоката, если у следствия есть основания полагать, что при проведении конкурса на поставку лекарственных средств были допущены некие нарушения, к примеру, имели место откаты, то гораздо разумнее искать следы этих преступлений в администрации Саткинского района, которая являлась уполномоченным органом при проведении того самого аукциона. «Да, Анатолий Громов входил в состав комиссии того конкурса. Но его функциональная обязанность – составлять справки, отражающие количество и качество необходимых лекарственных препаратов, – объясняет защитник. – Громов попросту не мог контролировать, кто обращается с документами для участия в конкурсе. Он не коммерсант и не занимался изучением стоимости каждой таблетки.

Экономика средней тенистости

Чтобы понять явную несамостоятельность назначаемого руководства ЧО ФОМС и его подконтрольность Андрею Косилову, следует погрузиться в историю данной проблемы. Постановлением губернатора Челябинской области Петра Сумина № 403 еще 31 июля 1998 года «О структуре исполнительной власти Челябинской области» были утверждены функциональные обязанности губернатора и его заместителей. Так, заместителю губернатора Андрею Косилову было поручено координировать, участвовать в управлении и контроле деятельности главного управления здравоохранения и фармации. А кроме того, Косилову до кучи доверили «взаимодействие и координацию деятельности областного фонда обязательного медицинского страхования». Но задолго до этого, 10 октября 1997 года, с уже тогда председателем правления ФОМС Андреем Косиловым приказом № 3441 было согласовано перечисление семи миллиардов рублей из субвенции федерального фонда ОМС на приобретение медицинского оборудования для областной больницы № 1. А 12 августа того же года с его участием был заключен договор финансового лизинга № LR 01/8 на сумму 5 391 235 немецких марок между более чем странными сторонами. В качестве таковых выступили: московская фирма посредник ЗАО «Медлизинг» в лице президента Е.Б. Скрынник, администрация Челябинской области и несуществующее в то время «Министерство здравоохранения Челябинской области» (так в оригинале. – Авт.). Все сколько-нибудь значимые финансовые операции в ФОМСе обязательно визировались Андреем Николаевичем.

Реальная история Челябинского областного отделения фонда обязательного медицинского страхования должна начинаться, пожалуй, с прокурорского представления «О нарушении закона при расходовании средств ФОМС». Федеральный ФОМС информировался этим документом о том, что временно свободные восемь миллиардов неденоминированных рублей руководством Челябинского областного фонда незаконно были переданы коммерческим структурам. Так, по договорам триста три миллиарда рублей были вложены в Южно-Уральскую финансовую компанию (вице-президент  Константин Бочкарев), которая по причине неплатежеспособности эти средства фонду в установленные сроки не возвратила. В финансовое агентство «ЭКО» по вексельным договорам было внесено еще 5,1 миллиарда рублей. Из-за финансовой несостоятельности агентства сумма и процент прибыли также своевременно не были возвращены. Эта организация в дальнейшем была преобразована в «Крестьянский ипотечный банк», где, как уже писалось в СМИ, одним из учредителей был все тот же Андрей Косилов. Может быть, именно поэтому-то, «несмотря на неполный возврат сумм по векселям и сложное финансовое положение банка, руководство фонда вновь разместило там полтора миллиарда рублей. В результате этих операций прямой ущерб фонду составил 3,5 миллиарда рублей». Допускалось также отвлечение государственных средств на оплату загранкомандировок должностных лиц и их знакомых вообще не работавших в ФОМСе, странное приобретение компьютеров, квартир…. «Вопросы, составляющие исключительную компетенцию правления, в ФОМСе разрешаются председателем правления, его заместителем и исполнительным директором единолично». В 2001 году при проверке контрольно-счетной палаты Челябинской области «Эффективности использования средств ЧО ФОМС» были вновь выявлены факты нецелевого использования крупных денежных сумм, стабильное превышение фактических расходов над запланированными. Рост дебиторской задолженности составил 471,4 процента. При этом ревизионная комиссия ЧО ФОМС даже не избиралась, а своевременные ревизии финансовой деятельности даже не проводились. По результату проверки первому заместителю губернатора Андрею Косилову было направлено представление. А исполнительному директору ЧО ФОМС Юрию Звонкову вручили аж восемь предписаний об устранении выявленных нарушений.

Чтобы лучше понимать тайные процессы, происходившие в Челябинском областном ФОМСе накануне убийства Валерия Некрасова стоит напомнить, что бюджет фонда формировался из трех основных источников: единый социальный налог, который выплачивается предприятиями и организациями за своих работающих граждан, дотации Федерального фонда ОМС и взнос на неработающее население, который фонд получает из областного бюджета. Незадолго до убийства Валерия Некрасова в Челябинском областном ФОМСе подвели итоги работы за 2008 год. Доходы фонда в 2008 году даже без учета средств ДЛО и национального проекта «Здоровье» составили 9,7 миллиарда рублей. Это на 33 процента больше по сравнению с 2007 годом и почти на 50 процентов - с 2006 года. 48 процентов всех доходов составили страховые взносы на неработающее население, которые поступают из областного бюджета в фонд, 38,9 процента - налоговые поступления, 12 процентов - дотации Федерального фонда. Как говорится, было что пилить.

Большой Брат следит за тобой

Первые медицинские страховые компании появились на Южном Урале на рубеже 1991 - 1992 годов, сразу после вступления в силу федерального закона о медицинском страховании граждан. Именно страховые компании должны были отныне оплачивать врачебную помощь и контролировать качество лечения в больницах и поликлиниках, а также вести учет застрахованных граждан. Финансирование страховые компании получали из территориальных Фондов обязательного медицинского страхования, ответственных за сбор и распределение страховых взносов. За работающих граждан платежи в размере 3,6 процента фонда оплаты труда все эти годы вносили компании-работодатели, а за детей, пенсионеров и безработных – местные органы власти. Надо отметить, что рынок обязательного медицинского страхования Челябинской области сегодня в нарушение антимонопольного законодательства является необычайно высококонцентрированным. При выходе на новые территории хозяевам «Астра-Металл» важно было завязать дружеские отношения с первыми лицами наиболее крупных предприятий и чиновниками из местной администрации и правительства Челябинской области, а по их указке затем подтягивалось и все население региона. По состоянию на 31 декабря 2009 года уставный капитал ООО «Страховая медицинская компания «Астра–Металл»  составляет 50 миллионов рублей. Сумма выплат по полисам ОМС за 9 месяцев 2009 года – 6 миллиардов 155 миллионов 931 тысяча рублей. На 1 января 2008 года застрахованными по ОМС являются 2 972 916 жителей Челябинской области, то есть около 85 процентов всего населения области. ООО СМК «Астра-Металл» имеет лицензию на проведение обязательного медицинского страхования на территории Республики Башкортостан, Пермской области и Челябинской области, а также добровольного медицинского страхования. В марте 2009 года ООО СМК «Астра-Металл» начало работу по страхованию граждан в системе ОМС и ДМС в Екатеринбурге и Свердловской области.

В структуру ЧО ФОМС входили и входят 40 филиалов фонда, страховые медицинские компании и лечебно-профилактические учреждения области.

Поэтому важно отметить, что в последние два года до убийства Валерия Некрасова Челябинский областной ФОМС находился в состоянии жесткого противостояния с многими лечебными учреждениями области, особенно Челябинска. Многие главврачи, а также руководство управления здравоохранения Челябинска, другие должностные лица неоднократно указывали, что тарифы на лечение в Челябинской области одни из самых низких в стране. На ряд заболеваний тарифы в Челябинской области были ниже, чем в соседней Свердловской в три, пять и даже 14 раз!

Главврачи прямо говорили, что, хронически недоплачивая больницам, ФОМС фактически стравливал челябинских врачей с пациентами. В 2008 году, например, на лечение больных в тарифе оставалось 400 с небольшим рублей в неделю на одного пациента. А цены на питание стали поводом для анекдотов, так как соответствующие расходы составляли 19 – 20 рублей в день на пациента. Даже больных из Кургана челябинским врачам было лечить выгоднее, чем своих земляков.

По оценкам как лечебных учреждений, так и силовых структур, за один только год областной ФОМС «сэкономил» более трех миллиардов рублей! Куда и как были истрачены эти деньги, врачи до сих пор теряются в догадках. Но неоднократно обращали внимание на непонятную природу образования супернизких тарифов в отсутствие утвержденных областным минздравом медико-экономических стандартов. Которые, к слову, в других регионах давно приняты. Поэтому в других регионах было куда меньше поводов для конфликтов ФОМС и медиков.

Вокруг челябинского ФОМСа проблемы копились давно. Врачам устанавливались жесткие планы по количеству вылеченных больных. Так называемых сверхплановых больных страховые компании больницам не оплачивали. Включая лечение достаточно тяжелых заболеваний и проведение операций.

Администрация Челябинска в свою очередь неоднократно уличала областной ФОМС в незаконном навязывании больницам условий поставок медикаментов. Так, при обсуждении концепции здравоохранения города на заседании городской думы один из депутатов прямо заявил, что программа очень большая, а все, что касается совершенствования медицины, можно выразить двумя словами - "доступность и качество". И вообще, отметили депутаты, состояние медицины в Челябинске очень плохое, несмотря на национальный проект, ситуация не улучшается, власти разных уровней конфликтуют друг с другом, вместо того, чтобы сотрудничать, а объемы финансирования сферы здравоохранения в 3-4 раза меньше необходимого. А финансирование областными властями осуществлялось именно через ФОМС. По словам председателя Челябинской городской думы Сергея Комякова, народные избранники во главе с тремя депутатами-врачами тщательно проанализировали состояние системы здравоохранения Челябинска и пришли к выводу, что все беды из-за недофинансирования. Поэтому депутаты Челябинской думы собирались даже обратиться к первому вице-премьеру Дмитрию Медведеву с просьбой о помощи в развитии городской системы здравоохранения. А челябинцам оставалось только глухо ворчать: к чему мы только катимся? У врачей план по лечению больных, у милиционеров - по раскрытию преступлений.