Поиск

Как в Трехгорном пилили иностранный кредит

22.08.2012 13:17
Автор: Владимир Байков
Очередной громкий скандал, разразившийся в начале августа этого года вокруг введения санкций Минфином России в отношении бюджета закрытого административно-территориального образования город Трехгорный похоже уже никого в Челябинской области не удивил. Как не удивили и жесткие оценки губернатора региона степени вороватости нашего чиновничества. «Административная закрытость южноуральских запреток провоцирует местных чиновников на выстраивание сомнительных финансовых схем.
Как в Трехгорном пилили иностранный кредит*
не наше

Очередной громкий скандал, разразившийся в начале августа этого года вокруг введения санкций Минфином России в отношении бюджета закрытого административно-территориального образования город Трехгорный похоже уже никого в Челябинской области не удивил. Как не удивили и жесткие оценки губернатора региона степени вороватости нашего чиновничества. «Административная закрытость южноуральских запреток провоцирует местных чиновников на выстраивание сомнительных финансовых схем. Далеко не все от этого соблазна могут удержаться, и в итоге дело оборачивается банальной кражей бюджетных средств», - заявил губернатор Челябинской области Михаил Юревич, комментируя прессе ситуацию в ЗАТО Трехгорный, руководство которого привлечено к уголовной ответственности. «Бесконтрольность дает веру в безнаказанность», - считает губернатор.

Конкретизируя ситуацию в Трехгорном, Юревич заявил, что правительство области будет оспаривать через суд приказ Минфина РФ о взыскании с бюджета ЗАТО долга по кредиту 1996 года, иначе город просто останется без денег – не будут выполнены социальные обязательства, бюджетникам будет не из чего платить зарплату. В СМИ просочилась информация о том, что руководство Трехгорного обратилось к Владимиру Путину и Дмитрию Медведеву с просьбой войти в бедственное положение руководства ЗАТО.

Да и наверное руководству страны проще выяснить все обстоятельства этой мутной истории, начинавшейся где-то на самом верху нашего государства. Программой государственных внешних заимствований Российской Федерации и предоставляемых Российской Федерацией иностранных кредитов на 1998 год, утвержденной постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 1 июля 1998 года №2710-II ГД, предусматривалось предоставление гарантий Правительства Российской Федерации на привлечение

иностранных ресурсов Приборостроительному заводу г. Трехгорный, Челябинская область на общую сумму 58,0 млн. долларов США, в том числе с использованием в 1998 году 30,0 млн. долларов США.

Между тем уже в декабре 1998 года явно встревоженная Государственная Дума Российской Федерации дала указание руководству Счетной палаты провести тематическую проверку целевого и эффективного использования связанных иностранных кредитов, полученных под гарантии Правительства Российской Федерации для Приборостроительного завода в городе Трехгорный Челябинской области. А главное выяснить насколько своевременно рассчитывается с федеральным бюджетом кредитополучатель – администрация закрытого города Трехгорного.

9 февраля 1999 года акт этой проверки был даже направлен заместителю Министра финансов России Михаилу Касьянову для ознакомления и принятия мер. На 26 февраля 1999 года была назначено заседание коллегии Счетной палаты, где должен был быть рассмотрен вопрос о финансовой афере в Трехгорном. Но по нашим предположениям весьма влиятельные люди, организовавшие через секретный уральский городок отмывание валютного кредита, сумели на самом верху заблокировать рассмотрение данного вопроса. И коллегия приняла более чем беззубое решение: «Утвердить отчет о результатах проверки. Направить отчет о результатах проверки в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Поддержать предложение аудитора Счетной палаты Александра Ножникова о направлении представлений Счетной палаты Председателю Правительства

Российской Федерации, и генеральному директору Приборостроительного завода (г. Трехгорный, Челябинская область).

Акт Счетной палаты в то время мог представлять реальную опасность для целого ряда чиновников, как в Москве, так и в Челябинске. Сегодня в связи с истечением сроков давности этот документ представляет собой скорее историческую ценность.

А ведь начиналось все как всегда красиво. Своим распоряжением от 17 июля 1996 г. № 1119-р Правительство России приняло решение о привлечении кредита Турции на сумму до 38 млн. долларов США и кредита Канады на сумму до 20 млн. долларов США для финансирования закупок Приборостроительным заводом в городе Трехгорный оборудования для организации производства цифровых систем телекоммуникаций в рамках программы частичной конверсии предприятия, и обеспечения производства средств ядерного мониторинга.

Только вот, как особо отмечал в ходе проверки опытный аудитор счетной палаты, Александр Гарриевич Ножников (с 1993 по 1995 год - заместитель руководителя Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю, а с 1995 по 2001 год - Аудитор Счетной палаты Российской Федерации.-прим. автора) материалов по конкурсному отбору фирмы поставщика комиссии проверяющим представлено не было. В качестве иностранных партнеров для участия в проекте безальтернативно были привлечены международный концерн NORTEL (США - Канада) и фирма “NETAS Northern Electric Telekomunikasyon A.S.” (Турция), которая являлась европейским филиалом фирмы NORTEL. Такое возможно только за очень большие откаты…..

В январе 1998 г. отдельным поручением Правительства Российской Федерации от 29 января 1998 г. №БВ-П7-02691 в качестве прямого заемщика по предоставленному кредиту была определена администрация закрытого административно-территориального образования Трехгорный Челябинской области. А вот дальше началось неприкрытое растаскивание бюджетных миллионов. Еще до оформления договора займа от 30 марта 1998 г. долговые обязательства перед Правительством Российской Федерации, были переданы администрацией города Трехгорного без согласования с Минфином России, Внешэкономбанком и Приборостроительным заводом другому юридическому лицу некоему "ЭКОцентру" на основании договора № 97/002 от 1 февраля 1998 г. о взаимных правах и обязанностях.

А уже потом был заключен и сам сомнительный тройственный договор займа № 01-20/26-24 от 30 марта 1998 г., предусматривающий предоставление администрации города Трехгорный денежных средств в иностранной валюте в размере 37999250,0 долларов США под процентную ставку в размере Libor+4,5% годовых на весь период действия договора. По условиям договора заем являлся целевым и предоставлялся для оплаты 85 % стоимости контракта № 46/39589368/00001 от 12 марта 1997 г.

По этому договору ЗАО "Внешпроминвест" передавало поставленное в рамках контракта № 46/395889368/00001 от 12 марта 1997 г. оборудование ООО "Центр экономического развития" (далее "ЭКОцентр"), а "ЭКОцентр" должен был обеспечить за администрацию города возврат в полном объеме предоставленной суммы займа, процентов, а также иных сумм в соответствии с договором займа. Согласно договору "ЭКОцентр" становится товаровладельцем ввезенного в рамках контракта оборудования и приобретал право распоряжаться поступившими товарами по своему усмотрению.

Стоит ли говорить, что согласно простенькой схеме прокрутки шальных миллионов "ЭКОцентр" был поспешно учрежден Фондом конверсии и развития Приборостроительного завода, муниципальным учреждением "Центр предпринимательства и развития конкуренции" и ЗАО "Внешпроминвест", и был зарегистрирован администрацией города Трехгорный с уставным капиталом общества  всего в 90 тысяч рублей.

Кроме того, к реализации кредита из Турции для этого объекта еще до выхода Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" было привлечено на условиях подряда совместное предприятие с иностранными инвестициями, которое было создано в закрытом административно-территориальном образовании Челябинской области без согласования с Правительством Российской Федерации, как того требовал закон.

Так к производству телекоммуникационных систем (цифровых АТС и аппаратуры передачи данных  на деньги правительства России и реализации их российским же потребителям на условиях договора подряда была привлечена коммерческая организация ЗАО "РОН-Телеком". Учрежденная Приборостроительным заводом (40% уставного капитала), АО "Связьсервис", Челябинск (15%) и турецкой фирмой "Netas" (45%) с уставным капиталом в 100 тысяч рублей. Зарегистрированная Государственной регистрационной палатой при Минэкономики России, свидетельство № Р-5799.16 от 27 марта 1996 г.

Данной ситуацией, спустя 14 лет, с очень большим опозданием наконец то заинтересовались сотрудники управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД по Челябинской области. Прокурор Трехгорного Игорь Штанько в первых числах августа 2012 года сообщил, что в настоящий момент следственными органами СК в отношении Лубенца возбуждено уголовное дело.

Отметим, что Николай Лубенец в 2007 году был признан виновным в превышении должностных полномочий в рамках "дела ЮКОСа". Тогда Лубенец был приговорен к 4 годам условно и лишился кресла мэра. Но не растерялся и выиграв выборы стал депутатом городского собрания….

На данный момент сумма задолженности администрации составляет 13 миллионов 425 тысяч долларов. А годовой бюджет Трехгорного оценивается только в 600 млн. рублей. Город находится на грани экономического краха.

ФГУП "Приборостроительный завод" входит в госкорпорацию "Росатом". Предприятие производит системы радиационного контроля для АЭС, а также побочную продукцию, включая храмовое убранство.