Поиск

История коррупции в Челябинской области. Урок первый

03.08.2010 10:47
Автор: Владимир Байков
В начале 1997 года губернатор Челябинской области Петр Сумин своим постановлением №133 ввел в деловую жизнь Южного Урала - «конкурс посредников при проведении взаимозачетов». Четыре руководителя областного правительства на полном серьезе во исполнение еще одного губернаторского постановления №102...
История коррупции в Челябинской области. Урок первый*
не наше

В начале 1997 года губернатор Челябинской области Петр Сумин своим постановлением №133 ввел в деловую жизнь Южного Урала - «конкурс посредников при проведении взаимозачетов». Четыре руководителя областного правительства на полном серьезе во исполнение еще одного губернаторского постановления №102 «О порядке оформления взаимозачетов получателей средств областного бюджета с предприятиями, имеющими задолженность по платежам в областной бюджет» выбирали, кого же им целесообразней допустить до бюджетного пирога.

По замыслу Петра Ивановича получатели бюджетных средств - соответствующие управления администрации области или администрации городов, районов должны были представлять в комиссию классово близких им претендентов на участие в конкурсе. Думаю, что именно с этого момента в области был запущен коррупционный механизм. Практика участия чиновничества в предпринимательской деятельности и узаконенные откаты.

Дальше последовала еще и «решительная и бескомпромиссная» борьба с этой самой коррупцией. Временами очень напоминающая изощренный суицид. Напомню очень любопытную тему, которую следователи прокуратуры области, расследовавшие долгие годы «приватизацию Владимира Головлева» старательно обошли вниманием. Было дело акционерная компания «Алмазы России-Саха» в городе Мирный оценивала свои убытки, причиненные акционерным обществом «Токам» в городе Куса, Челябинская область в 179 миллионов деноминированных рублей. В период с 27 мая 1993 года по 28 января 1994 года, только за один неполный год приватизационного угара в Челябинскую область из Якутии на обработку было отправлено природных алмазов на сумму более чем в 12, 5 миллионов долларов США. Дальнейшая их судьба неизвестна. По слухам часть из пропавших в Кусе алмазов докатились до Пиренейского полуострова.

Одно из известных испанских гранильных производств как то посетила с целью экскурсии  группа специалистов Кусинского завода точных технических камней из Челябинской области. Не скоро стало известно, что уральских камнерезов обманули, экскурсию для них организовали мошенники. Международные аферисты, представившись сотрудниками уважаемой ювелирной фирмы, заключили с кусинцами договор на выгодную обработку крупной партии природных алмазов. Говорят, что в Испанию в несуществующую фирму ушло несколько посылок с алмазным сырьем. Получатели, которого затем естественно испарились. В 1997 году «якуты», не получая деньги без малого 5 лет, даже пытались обанкротить кусинский завод точных камней.

В СССР существовала специальная государственная программа развития алмазной промышленности. По совершенно секретным директивам было организовано 7 крупнейших в мире перерабатывающих заводов – так называемая система «Кристалл». После развала СССР в России осталось только три таких завода. Один в Кусе Челябинской области. Четыре других завода остались за ее пределами и из-за налоговых «рогаток» влачили самое жалкое существование. Это Гомельский завод в Белоруссии. Два завода на Украине – в Киеве и Виннице. И один в Армении. В России сумели подняться «Алмазы России – Саха». И Смоленский завод, напрямую закупающий алмазы для переработки у «Де Бирс». Челябинцам не повезло. Согласно президентскому Указу № 2284 предприятия по обработке драгоценных камней могли быть приватизированы только по решению правительства России. Промышленно-производственные, основные и оборотные средства Кусинского завода, относившиеся к производству бриллиантов, являлись государственной собственностью и не подлежали отчуждению без решения правительства России.

Приватизация «Токама» была проведена по указанию председателя областного комитета по управлению госимуществом. Владимира Головлева. По программам и под контролем председателя областного Совета народных депутатов Петра Сумин. Учредителем приватизированного «Токама» естественно стал комитет по управлению госимуществом Кусинского района. До 1997 года все доходы от производства, получало акционерное общество. Группа товарищей хорошо известных в области. Тогда как по закону на базе цеха по обработке алмазов по должно было быть создано государственное предприятие, и все доходы от его деятельности должны были поступать в бюджет. На скромный алмазный заводик в Челябинской области потоком шло сырье из якутских месторождений. Акционерное общество использовало полученную прибыль в своих целях, даже долги не раздали. Инициированный «якутами» арбитражный суд все-таки отказал в банкротстве «Токама» и даже выделил огранное производство. Мол, это все государственное. Но областной Комитет по управлению Госимуществом тут, же создал на базе огранного производства акционерное общество «Седой Урал». Его учредителями стали: администрация области - 51% акций, Кусинский комитет по управлению имуществом и завод «Токам». Челябинские приватизаторы при этом забыли включить в учредители основного собственника – Российскую Федерацию. Так как распоряжаться без ее согласия федеральной собственностью нельзя.

11 марта 1998 года постановлением губернатора области № 142 в разоренное приватизаторами акционерное общество вкладывается еще 510 тысяч рублей бюджетных денег в качестве оплаты уставного капитала. Неплохой способ списания бюджетных денег. Вы не находите? Наверное, правильнее было бы тогда губернатору Сумину, прокурору Брагину, главному федеральному инспектору Третьякову, кстати, генералу КГБ, бывшему начальнику этого областного ведомства выявить полученную алмазным производством незаконную прибыль и востребовать ее обратно в бюджет. Разобрались бы, что это такое: умышленная гражданско-правовая недобросовестность или все же уголовное преступление. Но вместо всего этого населению Челябинской области организовали дурно пахнущий фарс под названием «отсроченная на девять лет справедливость» или суд над группой соратников покойного Владимира Головлева. Основной вопрос возвращение населению средств похищенных в ходе головлевской приватизации в ходе судебного процесса в Центральном суде Челябинска естественно не поднимался.