Поиск

Челябинские оффшоры – криминальная налоговая гавань

30.09.2009 00:00
Автор: Владимир Антоненко
В июне 1995 года администрацией закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) город Снежинск Челябинской области (бывший закрытый город Челябинск-70) была начата активная деятельность по созданию зоны экономического благоприятствования (ЗЭБ).
Челябинские оффшоры – криминальная налоговая гавань*
не наше

 В июне 1995 года администрацией закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) город Снежинск Челябинской области (бывший закрытый город Челябинск-70) была начата активная деятельность по созданию зоны экономического благоприятствования (ЗЭБ). Это позволило администрации Снежинска привлекать с территории других субъектов России платежеспособных налогоплательщиков, предоставляя им значительные, до 50% от ставки, налоговые льготы.

Вскоре к оффшорной деятельности ЗАТО г. Снежинск подключилась администрация ЗАТО г. Озерск (бывший Челябинск-65), администрация ЗАТО г. Трехгорный (бывший Златоуст-36) и поселка Локомотивный. Уже к 1 февраля 1998 года число предприятий, зарегистрированных с предоставлением налоговых льгот, в Челябинской области достигло 535: ЗАТО «Снежинск» - 243, ЗАТО «Озерск» -159, ЗАТО «Трхгорный» -118, поселок Локомотивный – 15. Взамен за предоставление серьезных налоговых льгот на предприятие возлагалась всего лишь обязанность встать на расчетно-кассовое обслуживание в уполномоченном Челябинском филиале АКБ «Лефко-Банк». При этом только незначительная часть предприятий фактически находилась на территории самих ЗАТО.

В результате регистрации в ЗАТО Челябинской области иногородних предприятий бюджеты всех уровней несли ощутимые потери, так как помимо отвода части налоговых поступлений, бюджет терял суммы обязательных налоговых отчислений, остающиеся в распоряжении предприятий в виде налоговых льгот. Все это затрудняло реальный контроль со стороны налоговых органов за правильностью исчисления налогов этими предприятиями. А также применение принудительных мер взыскания недоимки, Что привело по данным налоговой полиции Челябинской области к резкому росту (в шесть раз) недоимки уже в 1997 году.
 Только в результате функционирования оффшорных центров на территории закрытых административно-территориальных образований Челябинской области по данным налоговых органов - Российский бюджет, бюджеты Челябинской области и близлежащих областей теряли свыше 1000 миллиардов рублей в год. Анализ криминогенной деятельности оффшорных компаний в налоговой сфере проведенный ИАУ ФСНП России позволял сказать, что оффшорный бизнес являлся одним из самых криминогенных участков российской экономики. В ходе проверок российских оффшорных компаний было установлено, что на них по сравнению с общероссийским примерно на треть выше уровень правонарушений и преступлений, а каждая проведенная документальная проверка заканчивалась доначислением сумм в 1,5 - 2 раза выше, чем в среднем по России.

В ведомственных документах российских спецслужб утверждалось, что «перевод денежных средств в оффшорные зоны является одним из основных каналов вывоза капитала за границу, способом «отмывания, полученных незаконным путем денежных средств, ведет к дальнейшей криминализации российской экономики. Уже в мае 1998 года Управление ФСНП по Челябинской области изучало вопрос о передаче материалов о незаконной деятельности Администрации ЗАТО Челябинской области в Прокуратуру Челябинской области с целью проверки степени законности заключенных налоговых соглашений с целым рядом коммерческих структур. Нерешительность бывшего прокурора области Анатолия Брагина и явное «крышевание» «налоговых гаваней» высокопоставленными должностными лицами позволили в течение длительного времени практически бесконтрольно осуществлять более чем сомнительную деятельность Южноуральских ЗАТО.
 И только 28 марта 2003 года Коллегия Счетной палаты РФ заслушала поистине удручающий отчет об итогах комплексной проверки финансово-экономической эффективности ЗАТО Локомотивный Челябинской области. По результатам проверки было направлено информационное письмо в Правительство России. Отчет о результатах проверки был передан в Совет Федерации и Государственную думу. Соответствующие представления получили Минфин, Минобороны и администрация ЗАТО Локомотивный.  

 «В поселке с численностью населения в 9700 человек в результате отмены незаконно представленных коммерческим структурам налоговых льгот в сумме 2159,6 миллионов рублей. Только на 1 января 2001 года задолженность по налоговым платежам составила 1 369 300 тысяч рублей. В том числе местному бюджету 1369199 тысяч рублей. По платежам в государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды – 1 454 831 тысяч рублей, в том числе перед федеральным бюджетом – 1 275 827 тысяч рублей и территориальным бюджетом – 179 004 тысячи рублей. По данным МНС России общая сума доходов ЗАТО за 2000-2001 гг. составила 147,4 миллиона рублей. В том числе и 55,2 из федеральной казны. В результате собственные доходы бюджета более чем скромного поселка Челябинской области превысили плановые в 4,5 раза».