Поиск

Нездоровые дети России. Перспективы нации на ближайшие 15-20 лет

03.02.2009 00:00
Автор: Александр Уфимцев, к.п.н., доцент
В настоящее время в России 17% детей рождаются с генетическими нарушениями, а с уровня 30% начинается необратимое вырождение нации. В стране насчитывается около 10 млн. отсталых в развитии детей и около 10 млн. инвалидов от рождения.
Нездоровые дети России. Перспективы нации на ближайшие 15-20 лет*

Уральский Государственный университет физической культуры уже традиционно с особым вниманием присматривается к здоровью подрастающего поколения. На основании многолетних выкладок готовятся научно обоснованные коррекционные программы. Ученые Челябинского ГУФКа тревожно и неравнодушно всматриваются в ближайшие перспективы общего здоровья и развития нации.

В настоящее время в России 17% детей рождаются с генетическими нарушениями, а с уровня 30% начинается необратимое вырождение нации. В стране насчитывается около 10 млн. отсталых в развитии детей и около 10 млн. инвалидов от рождения. По данным Института возрастной физиологии РАО сегодня только 2% детей рождаются здоровыми.

У 70% дошкольников с возраста 5-7 лет в состоянии здоровья наблюдаются те или иные отклонения от нормы. В частности, у многих детей выявлена патология костно-мышечной системы, 40% из них страдают расстройствами речи. Лишь 1 из 10 дошкольников не испытывает недомоганий, у 50% детей выявлены отклонения в деятельности органов кровообращения, у стольких же — нарушение осанки. У трети детей — физическая подготовленность ниже среднего уровня, у 15% – различные отклонения в физическом развитии, у 40% – дефицит веса. Треть детей, поступающих в первый класс, уже имеют хронические заболевания.

Негативные тенденции преобладают и в изменении состояния здоровья подростков в школьные годы. Число учащихся с нарушением остроты слуха, нервно-психическими расстройствами и отклонениями в сердечно-сосудистой системе за годы обучения возрастает вдвое, с ухудшением зрения — более чем втрое, а страдающих сколиозом — более чем в четыре раза. В целом количество больных за годы школьного обучения с 1 по 4 класс увеличивается с 27% до 45%, с 5 по 8 класс — с 45% до 69%. Только 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 40-45% имеют хронические заболевания, 50% – функциональные отклонения. У каждого четвертого выпускника проявляется нарушение в деятельности сердечно-сосудистой системы, у каждого третьего отмечается близорукость, нарушение осанки.
Более высокие темпы роста частоты заболеваний регистрируются в образовательных учреждениях с повышенным уровнем образования, где за годы учебы распространенность различной патологии увеличивается почти в 2 раза. У большинства современных детей и подростков диагностируются 2-3, а у учащихся школ нового вида (гимназий, лицеев) – 3-5 хронических заболеваний и функциональных отклонений.

Традиционная система образования, ориентированная преимущественно на обучение и воспитание учащихся, утратила свою оздоровительную направленность. Устаревшие методы и формы преподавания, далекие от совершенства учебные программы не только приводят детей и подростков к нервно-психическим перегрузкам, но и ограничивают творческое развитие школьников, нивелирует их индивидуальность, необоснованно эксплуатируют адаптационные ресурсы организма, которые не безграничны, а во многом генетически предопределены.

Проведенное лабораторией физического воспитания выборочное обследование учащихся 1-4 классов выявило чрезвычайно тревожные тенденции. Так, высокое физическое развитие имеют около 9% младших школьников, среднее – около 57% и низкое – около 34%. Распределение по группам здоровья: около 21% отнесены к первой группе, 57% – ко второй и около 22% к третьей группе. Учащиеся 1-4 классов не осваивают упражнений в метаниях (24%), прыжках в длину и высоту с разбега (соответственно 18 и 26%), кувырок вперед (31%), лазание по канату (16%) и основные плавательные движения (30%). Минимальным уровнем знаний, предусмотренным комплексной программой физического воспитания, обладают лишь около 11% младших школьников. У современных детей на первом месте находится доминирование, за ним следуют мотивы соперничества и физической активности. Мотивы общения, самосовершенствования и привычки к занятиям физической культурой находятся на последнем месте. Это указывает на повышенную агрессивность учащихся данной возрастной группы, нежелание контактировать с окружающими и выполнять работу по совершенствованию своих личностных показателей. Примечательно, что от класса к классу выявленные негативные тенденции практически не претерпевают изменений, что указывает на несовершенство учебно-педагогического процесса в области физического воспитания.

Обостряются вопросы безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения, инициируемые комплексом противоречий в сфере образования.

С одной стороны, дети и подростки демонстрируют крайне низкий уровень физического и психологического здоровья, определяемый генетическими (здоровые дети среди учеников младших классов составляют 10 – 12%, каждый пятый ребёнок имеет малые сердечные аномалии и т.д.), антропогенными (более 20% населения России проживает в зонах экологического бедствия) и социогенными (недопустимо низкая двигательная активность детей, отсутствие надлежащего медицинского обеспечения и т.д.) факторами. С другой стороны, «работают» устаревшие программы улучшения условий труда, учебы и охраны здоровья, в том числе, и программы по физическому воспитанию школьников, которые не позволяют устранить воздействие негативных факторов в сфере образования (только в 1997 году от несчастных случаев в образовательных учреждениях пострадало более четырех тысяч учащихся и воспитанников, 45 детей погибли). По данным Минздравсоцразвития, за один учебный год на уроках физкультуры по причине внезапной остановки сердца умирает от 6 до 12 человек.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, из года в год утверждает: «анализ состояния здоровья детей свидетельствует о продолжающемся его ухудшении».

Диспансеризация детского населения показала резкое снижение – с 45% до 32% – доли здоровых детей в стране. Хроническую патологию имеют 5 млн. юных граждан, 642 тыс. – это дети-инвалиды. Если в 2002 г. на 100 000 детей приходилось 159 581,2 болезней, то в 2006 г. – 177 511,2.

За этот же период отмечается увеличение показателей заболеваемости детей в возрасте до 14 лет на 42,5%, у подростков 15-17 лет на 64%, при этом растет распространенность болезней, формирующих хроническую патологию (болезни органов пищеварения, нервной системы, органов дыхания…). Темпы прироста хронической патологии наиболее высоки среди подростков 15-17 лет – в 1,5-2 раза выше, чем среди детей младших возрастных групп.

В нашей стране наблюдается мощная неврастенизация детей, вызванная как неблагополучием в семьях, неудовлетворенностью подрастающего поколения и взрослых уровнем жизни, нестабильностью, затянувшимся ожиданием перемен к лучшему и снижением заботы общества о подрастающем поколении, так в отсутствием должных противовесов наступлению антикультуры в СМИ и так называемого молодежного нигилизма.

У нынешних детей и подростков отчетливо проявляется и тенденция социальной непригодности к современной жизни. Растет количество детей с неврозами и поведенческими расстройствами. По данным психиатрических служб, в настоящее время в России 15% учащихся 1-2 классов имеют то или иное нервно-психическое заболевание. Около 16% новорожденных детей, чьи родители являются алкоголиками, наркоманами, людьми, не имеющими постоянного места работы, – имеют отчетливые признаки выраженного слабоумия. Между тем, специалисты считают, что 18% дебильности — это предел, за которым процесс вырождения нации становится необратимым.

Сегодня среди детей подростков и молодежи наблюдается противоположный акселерации (ускоренное развитие) процесс децелерации (отставание в физическом развитии). Уменьшаются рост, размеры грудной клетки, таза и т.д., то есть развивается процесс «грациализации» телосложения. В настоящее время удельный вес низкорослых подростков увеличился в 9 раз. В целом нынешнее молодое поколение все больше отстает в физическом развитии от школьников прошлых десятилетий. У подростков нарастают и явления психической неприспособленности к современной жизни. Об этом, в частности, свидетельствует увеличение на треть количества самоубийств среди подростков за последние десять лет. К этому следует добавить лавинообразное распространение в детской и молодежной среде туберкулеза и алкоголизма, наркомании, табакокурения и венерических (включая СПИД) заболеваний.

Продолжение следует.