Поиск

Газета-2016, или Местная пресса обречена на жизнь (фантасмагорическая футурология)

18.01.2011 15:51
Автор: Дмитрий Федечкин, http://fdn74.livejournal.com
Заниматься прогнозами – традиционно неблагодарное дело, а на медийном пространстве – неблагодарное в кубе. Но без попыток прощупать тонкие струнки будущего – никуда. Победителя ждет колоссальная награда: как в виде возможности потешить себя коктейлем собственного тщеславия и самолюбования, так и материальными дивидендами - если доверять принципу Парето.
Газета-2016, или Местная пресса обречена на жизнь (фантасмагорическая футурология)*

«Вы можете не меняться.

Выживание не является обязанностью».

Уильям Эдвардс Деминг

 

Заниматься прогнозами – традиционно неблагодарное дело, а на медийном пространстве – неблагодарное в кубе. Но без попыток прощупать тонкие струнки будущего – никуда. Победителя ждет колоссальная награда: как в виде возможности потешить себя коктейлем собственного тщеславия и самолюбования, так и материальными дивидендами - если доверять принципу Парето. Все, как в любом другом бизнесе: вы либо придумываете и создаете iPad (графен, Facebook, Mercedes - выбирайте, что ближе по вкусу) и снимаете сливки в виде 80 % рынка, либо выступаете в роли эпигона: плюясь и матерясь, отправляете в мусорную корзину собственные стратегические планы (на которые были потрачены время, силы и, не исключено, деньги) и начинаете реализовывать планы чужие. А куда деваться, на оставшиеся после первопроходцев 20 % рынка или его маржу тоже будет немало расторопных претендентов…

На протяжении нескольких десятилетий местная пресса в нашей стране жила по самым разным законам, за исключением, пожалуй, законов экономических. Думаю, не будет секретом и то, что для части таких изданий грамотная финансовая политика не в ущерб контенту, а, напротив, во имя контента, до сих пор – вопрос не первостепенной актуальности. Но, на самом деле, страшно не это. Страшна психология, ключевым мессейджем которой является «на мой век хватит». Страшно напускное равнодушие, с помощью которого маскируется нежелание меняться и страх перед неизведанным, но агрессивным, хладнокровным, наступающим семимильными шагами. Отсюда – и застывшие формы местной прессы, в которых легко угадываются очертания 80-ых годов. А злые языки поправят: каких восьмидесятых??? семидесятых!!! шестидесятых!!! времен Ленина на броневике!!! царя Гороха!!!

То, что меняться необходимо, и делать это нужно прямо сейчас – очевидно. Достаточно провести в Интернете пару часов на специализированных сайтах, чтобы глаза заболели от очередной порции прогнозов могильщиков печатных СМИ и сегмента местной прессы, в частности. 2020 год, 2037, 2051… На самом деле, установка точной даты не может являться приоритетом. Приоритет – В ПРИНЦИПЕ не допустить наступление апокалипсиса местных СМИ. И у «дешевых муниципальных газетенок» (цитата из блога одного уважаемого южноуральского журналиста и моего ЖЖ-френда [info]creozot) есть все шансы вооружиться чистокровной кошачьей выживаемостью и не сдать ни пяди завоеванного предыдущими поколениями журналистов информационного поля. Потому что через пять лет, в 2016 году, принципы работы на местном медиапространстве претерпят серьезные изменения и, вполне возможно, будут выглядеть так.

Парадигма № 1. Содержание главнее формы.

Полностью стирается, исчезает, сдается старьевщикам грань четкого разделения: где газета, где радио с телевидением, а где новые медиа. Газета-2016 – это ди-джейский (читай – редакторский) микс самых разнообразных информпродуктов в самых различных пропорциях и дозировках. Состав и объем «ингредиентов», глубина их использования – вещи сугубо индивидуальные. Пресса превращается в Фабрику местного контента: создает, адаптирует, продвигает, сопровождает, монетизирует, достает с пыльной полки, реанимирует, отправляет обратно на пыльную полку. Не бросается, словно в пропасть головой, на освоение новых форм в ущерб старым. Но и свежее, модерновое, не «игнорит». СМИ теперь исключительно развиваются, а не диверсифицируются.

Парадигма № 2. Издание подстраивается под аудиторию, а не аудитория - под издание.

И правильно: зачем настойчиво гнать людей из социальных сетей на свой сайт, если вашей потенциальной аудитории удобно сидится именно там? Какая разница, ГДЕ ИМЕННО познакомятся читатели и зрители с ВАШИМ контентом? Намного проще решить вопрос идентификации контента с именем конкретного СМИ в чужом «монастыре», чем палками (гиперссылками и баннерами) загнать людей в собственный «Интернет-монастырь».

Бывшая газета «Красный N.» из города N., а ныне – Газета-2016, теперь есть везде: в «Одноклассниках», «Моем мире», «ЖЖ», «Фейсбуке», «ВКонтакте», мобильном телефоне, готовящемся к уходу на пенсию «планшетнике» и целом наборе новых «штучек», сервисов и гаджетов, которые пять лет назад еще зарождались в чьей-то умненькой голове. В выходных данных газет рядом с тиражом появляются сведения о количестве друзей в самых разнообразных социальных сетях. Соответственно, в самых разнообразных социальных сетках стоят ссылки на то, сколько издание имеет оффлайновых читателей. Онлайн и оффлайн жутко переплетены, в отдельности друг от друга смотрятся пошловато, скучно и нелепо: как Бонни без Клайда, как Снегурочка без Деда Мороза, как желтый шарик-драже M&Ms без красного.

Ноу-хау времени: универсальная компьютерная программа размещения контента. Одним кликом, зато во все социальные сети сразу.

Парадигма № 3. Вся власть - менеджерам.

На смену седовласому поколению заслуженных редакторов, выросших из журналистской среды, приходят профессиональные управленцы. Первая категория крепка, как каменная глыба, однако разлетается в мелкие осколки при серьезном ударе, после чего не подлежит восстановлению. Вторая – гибка, в меру податлива, но устойчива в сохранении заданных форм, пружиниста. Какой бы ни была стратегия той или иной Газеты-2016, у медиаменеджера есть только два объекта преклонения: отраслевое законодательство и калькулятор. С помощью этих инструментов ловится тонкая грань равновесия между качеством, оперативностью, достоверностью и концептуальной направленностью контента, тиражом и прочими современными символами измерения читательской аудитории, привлекательностью средства массовой информации для потенциальных и реальных рекламодателей, и других, более мелких, но категорически важных для обеспечения общего успеха нюансов.

Парадигма № 4. Платит читатель, платят и читателю.

Подписаться на издание становится намного проще, чем постоянно отмахиваться от настойчивого менеджера Газеты-2016, ответственного за подписку и распространение. Минуется своеобразный Рубикон: более 50 % подписчиков оплачивают продукт с помощью современных технологий (пластиковых карт и банкоматов, платежных терминалов и клиентских карт со специальным кодом, SMS- и Интернет-сервисов, в т.ч. web-money и Яндекс-Деньги).

Но и средство массовой информации начинает раскошеливаться. Правда, пока заработать на Газете-2016 может только активный потребитель информации. СМИ платит читателю за многое: за перепост, за комментарии (вернее, за их определенное количество), за «живые» или электронные письма «по теме», за участие в опросах и проводимых редакцией исследованиях, за годовщину дружбы с Интернет-ресурсом да и просто маленький бонус на день рождения читателя. Платит по-разному: и борзыми щенками в виде льгот или возможностей размещать собственную информацию бесплатно (например, частное объявление или поздравление), и реальными, живыми денежными средствами, причем, не только «заброшенными на мобилу».

Размещение на Интернет-портале читательского фото и видео за деньги - широко распространенная практика. Критерием в определении гонорара становится, естественно, число кликов и просмотров уникальных пользователей.

На горизонте уже маячит тот день, когда издание будет платить и пассивным читателям. Например, каждому пятисотому. Почему бы и нет? Правда, мы тут, в 2016-ом, об этом пока еще дискутируем…

Парадигма № 5. Изменение контента приводит к смерти корявого пиара.

Контент растет в высоту и ширину, контент принципиально изменяется. Газеты-2016 вспоминают про старые прописные истины и делают ставку на визуализацию, зрительное восприятие. Текстовая часть новостей на сайте становится короче, ведь в новую эпоху побеждает тот, что умудрится уместить «Войну и мир» в пол-листа А4 формата, набранного 14-ым кеглем.

Более 75 % цветных фотографий, опубликованных на сайте и в печатной версии издания, а также 50 % видеонарезок для портала выполняются в формате 3D. Ключевую помощь в оперативном решении этого вопроса, как обычно, оказывает новый «гаджет» - совмещенная 3D-мультикамера, позволяющая параллельно, в режиме реального времени, снимать и фото, и видео. Исчезают как класс фотографии «мебельных спонсоров» (спасибо за задорное определение Владимиру [info]kasutin Касютину).

Новость на Интернет-портале – это не просто текст. Под ним – набор фото, видео, звуковой файл в формате, пришедшем на смену mp3. Кому что любо - выбирай. Наполненность новости такими «опциями» становится главным и ключевым критерием в оценке достоверности информации и ответом на вопрос «а был ли мальчик?». Если под «гладко выбритым» интервью нет аудио- и видеозаписи, значит, читатель имеет дело с обычной, банальной и априори скучной «джинсой». Лишний раз не подставляется и издание, а если берется за публикацию таких новостей, то ссылается уже не на «дутого» пиаром спикера, а на его пресс-секретаря или PR-службу. И, о Боже, возрождается жанр прямых трансляций! Прямо, с места события, и сразу же в Интернет, на портал. Теперь это не только по особым праздникам…

В печатной версии издания «рулит» инфографика. Некогда модные «кирпичные» полосы родители показывают детям в музее «СМИ XX века». Принципиально меняются формы подачи материалов. Каждое информационное сообщение имеет, как минимум, две точки зрения и трех спикеров. Мнение журналиста (а также остатки былой роскоши его же самомнения) остается либо для специализированных рубрик, разделов и колонок, или приводится в материале последним по очереди. Кстати, никаких льгот у журналиста нет. Имеешь мнение – значит, приводи и текстовую публикацию, и ее аудио- и видеоверсию. Соответственно, журналистика перестает быть обезличенной, анонимной, псевдонимной.

Периодичность выхода газет стремительно приближается к отметке «еженедельник». Зато основой контента становятся информационно-аналитические материалы, обзоры, обобщения. Причем ставка – исключительно на МЕСТНЫЙ контент. Словно Феникс из пепла, возрождается жанр качественных журналистских расследований. Газета четко определяет свою нишу, имя которой – взвешенность, уравновешенность. По горизонтали печатная версия Газеты-2016 находится между сверхоперативным сайтом, среднеоперативными радио и телевидением - с одной стороны, журналами и блогами – с другой. По вертикали: между поверхностностью и скорострельностью оперативных информационных жанров - с одной стороны, субъективным максимализмом и нарциссизмом блогосферы и иже с нею - с другой.

Парадигма № 6. Убийцы затрат.

Некогда сидевший на затворках главбух окончательно и бесповоротно становится финансовым директором. Меняются не только декорации, меняются суть и статус. Кредиторская и дебиторская задолженность анализируются в ежедневном режиме, затраты - еженедельно, постоянно ищутся все новые и новые резервы для сокращения потерь. Все цифры руководство знает назубок, даже если их разбудить после новогодней ночи.

Уходят в небытие громоздкие штатные расписания советской эпохи. Коллективы Газет-2016 донельзя миниатюрны и мобильны. Прием каждого нового сотрудника сверх штата – огромная управленческая трагедия. На аутсорсинге – весь непрофильный и вспомогательный функционал, который априори, отродясь, там и должен был находиться. В пуле издания – огромное количество фрилансеров и экспертов. Надо ли повторять, что все журналисты – универсалы?

Основа доходной части сотрудников Газет-2016 - гонорары и премии. Зато никто не почивает на лаврах, не бравирует былыми заслугами. Заработали денег – отлично, распределяем между сотрудниками, не забывая 10-15 % чистой прибыли направлять на развитие. Не заработали – ну что ж, пояса потуже и в думы о потенциальных возможностях. Как потопал, так и полопал – справедливость данного принципа никто отменять не собирается. Конечно, если у вас нет на черный день персональной нефтяной скважины.

У подавляющего большинства Газет-2016 отсутствуют офисные помещения. Или они сведены до минимума – каких-нибудь ничтожных 9 квадратов. Подавляющее большинство сотрудников работают на удаленной основе.

Писк моды – офисы на колесах. Издания поменьше переделывают под офис «Газели», покрупнее – «Пазики». А что? Связь – сотовая, Интернет – беспроводной, компьютеры – переносные. Электричество, скажете? Побойтесь Бога, проблема давно решена. Крыша офиса на колесах оборудована компактными, но мощными солнечными батареями. На худой конец, есть резервное топливо, и оно – в бензобаке.

Зато какое разнообразие! Сегодня офис на улице Ленина, завтра – на Лесопарковой. Сегодня – возле ледового дворца, завтра – перед мэрией. Где событие – там и офис. Но самое главное: где офис – там и событие. Сегодня вечером офис на колесах – в одном районе города N., завтра – в другом. Люди к такому системному графику привыкают и за минут тридцать начинают толпиться возле «намоленного» Газетой-2016 места. Каждый – со своей проблемой и болью. В ходе общения появляются вагон и маленькая тележка настоящих, народных, жизненных информповодов.

Абсолютно все СМИ работают на свободно распространяемом ПО. Да-да, уважаемые представители Adobe, именно так…

Парадигма № 7. Браться за все.

Появляются первые «ласточки» с завершенным циклом производства печатного издания. Выстраивается технологическая цепочка: контент - типография – распространение. Газеты-2016 с давно известным брендом лихо осваивают новые, ранее чуждые ниши. Обладают собственной системой доставки и распространения, уверенно беря сторонние заказы. Выступают агентами на своих территориях федеральных и областных СМИ, рекламных компаний, крупных типографий. Через собственную сеть современных мини-киосков реализуют печатную продукцию, канцелярские принадлежности, учебники и книги.

Возвращаются из небытия мальчишки – распространители. Только теперь они задорными голосами по утрам горланят возле остановок общественного транспорта, когда люди пытаются уехать на работу. Да и стоимость печатного издания – где-то 50-75 % от цены проезда в «маршрутке». А что, удобно: купил, сел в «Газель», коротаешь тридцать минут поездки на работу с Газетой-2016.

Все новые идеи подсматриваются в больших и малых столицах и тут же, молниеносно, адаптируются Газетой-2016 под себя и в своем районе.

В любой точке города N. невозможно повернуться вокруг собственной оси, чтобы не столкнуться с чем-то, так или иначе связанным с Газетой-2016.

13 января 2016 года. О смерти Газеты-2016 никто не заикается.

 

P.S.: 13 января 2011 года. Любое совпадение вышесказанного с событиями, которые произойдут в течение ближайших пяти лет, прошу считать непредумышленным, случайным стечением обстоятельств.