Поиск

«Ножки Косилова» далеко пойдут

15.04.2009 01:00
Автор: Владимир ФИЛИЧКИН
По многочисленным просьбам наших читателей продолжаем печатать материалы неправительственного антикризисного исследования «На кого бросает тень первый заместитель губернатора Челябинской области?»
«Ножки Косилова» далеко пойдут*
не наше

По многочисленным просьбам наших читателей продолжаем печатать материалы неправительственного антикризисного исследования «На кого бросает тень первый заместитель губернатора Челябинской области?»

Чем выше пост, тем лучше видны успехи области Трест «Птицепром» был организован в Челябинской области в 1967 году для государственного управления крупными птицеводческими комплексами. С тех пор не раз менялись названия «Птицепрома». Трест преобразовали сначала в производственное объединение, потом в акционерное общество, но суть оставалась прежней. В системе областного «Птицепрома» в то время было 17 птицеводческих предприятий, и все до единого были рентабельны. До определенного времени, а именно – до прихода во власть «куратора широкого профиля» Андрея Косилова, когда государство утратило все нити управления и влияния на птицеводческий комплекс Южного Урала.

Именно тогда была допущена стратегическая ошибка! Дорвавшись до монопольной власти в АПК, Андрей Николаевич, естественно, даже не задумывался, что без государственной поддержки такие высокомеханизированные, высокотехнологичные мощные сельскохозяйственные производства выжить просто не смогут. А ведь докосиловский «Птицепром» в таком виде, в каком он существовал, был организацией высокорентабельной, динамичной и имевшей большое будущее. К 1967 году, когда создавался «Птицепром», в области было произведено 27 миллионов штук яиц и 800 тонн птичьего мяса, а в 1990 уже 930 миллионов штук яиц и 43 тысячи тонн мяса. Кроме куриного, мы производили гусиное и утиное мясо, мясо индейки. Область к 1991 году была полностью обеспечена продуктами птицеводства, и мы вывозили их в Тюмень, Нижневартовск.

У Михаила Лежнева, директора Сосновской птицефабрики, было два вертолета, которые ежедневно делали рейсы в Тюменскую область: перевозили туда мясо птицы. Именно в те годы была создана сеть фирменных магазинов «Петушок», куда поставлялась продукция всех птицефабрик области по 20–30 наименованиям. Реформы начинаются там, где кончаются деньги Но в результате «смелого эксперимента» уже к 1998 году все птицефабрики Челябинской области были обременены серьезными долгами, причем у некоторых задолженность достигала астрономических сумм. Такого прежде никогда не было. Судите сами. Сосновская птицефабрика – долг 67 миллионов рублей, Еткульский госплемзавод – 18 миллионов рублей, Камышевская птицефабрика – 16 миллионов рублей. Как писал в то время в городской газете известный челябинский журналист Андрей Корецкий, «ситуация в челябинском «Птицепроме» очень беспокоит Андрея Косилова. Потому что она плачевна, во всяком случае, совсем не такая радужная, как это преподносится официально. Задача Косилова, как говорят, – расставить на предприятиях по производству птичьего мяса своих людей, поскольку в этой отрасли грядет крупный передел собственности. Для этих целей Косилов лично выходит на руководство арбитражного суда, по слухам задействуя административный ресурс, стараясь решить дела в свою пользу».

К тому же, как специально, многие объекты птицеводства в Челябинской области оказывается, не были приватизированы в установленном законом порядке. Именно они, как мы подозреваем, были в разное время просто захвачены при молчаливой поддержке «главного куратора сельского хозяйства» устойчивыми группами лиц, аффилированными с нынешней властью. Эти люди беззастенчиво и незаконно годами пользовались собственностью государства, без устали выкачивали из нее активы и, наверняка, щедро делились с прикрывавшими их благодетелями за лоббирование своих корыстных интересов. Было понятно, что самые лакомые объекты «Птицепрома» готовят к банкротству и передаче в узаконенную собственность опять же своим людям. Виктор Тимашов как председатель Комитета по управлению имуществом области с правами территориального агентства должен был защищать интересы государства, но этого не делал. Федеральной собственностью в течение многих лет владели частные структуры, но мер никто, в том числе и прокуратура области, не принимал.

А надо было бы конечно проверить в управлении «Челябптицепром» как проводилась фактическая приватизация птицефабрик. И в первую очередь – племенных. Их приватизация до 1994 года была напрямую запрещена специальным постановлением Правительства РФ. В нашей области, кстати, ее толком и не оформляли, а частным образом стали создавать на базе государственных коллективов частные фирмы, эксплуатирующие федеральное имущество. В уставах просто писали, что вновь созданные компании – правопреемники госпредприятий. Так госплемптицезаводы незаметно исчезли из реестров. В 2002 году косиловские эмиссары, говорят, даже ездили в Москву в главк. Помогите разобраться – кто мы? Там в Москве долго ломали голову: «Вас у нас в списках вообще нет». Покупающие власть за деньги извлекают из нее прибыль Вернувшись из Москвы, сельхозчиновники начали самостийно, по принципу «матрешки», через районные администрации переоформлять собственность птицефабрик на своих людей.

Возмущенные произволом коммерсантов, работники Еткульского племзавода обратились с заявлением в прокуратуру района, что, дескать, был нарушен порядок приватизации и их не наделили акциями предприятия. 23 декабря 2002 года судья Тамара Попова вынесла историческое решение по делу А 76-17002/02-32-461 о приватизации Еткульского госплемптицезавода (чистые активы более 158 миллионов рублей), вернув ситуацию к 1996 году, к стадии «товарищества». Акции, примерно 500 000 по 200 руб. передали новому директору Корчагину (согласно решению арбитражного суда был избран при отсутствии кворума), руководителю «Челябптицепрома». Тогда Корчагин, не долго думая вообще перевел «мутное» предприятие в ГУП. А 17 ноября 2003 года при долге предприятия в 54 646 000 рублей было официально объявлено банкротство племенного птицезавода. Внешним управляющим назначен ближайший сподвижник Косилова Сергей Сергеев. 23 января 2003 года судья Татьяна Васильева вынесла еще одно судьбоносное решение по делу ф76-15118/02-14-204/41 по заявлению конкурсного управляющего ЗАО «Шершневское» все того же Сергея Сергеева о судьбе недвижимого имущества птицефабрики. Заинтересованными лицами в про-ессе выступали все те же прокосиловские структуры: ЗАО «Равис» (конкурсный управляющий Сергей Сергеев), Главное управление сельского хозяйства, администрация Сосновского района. Арбитраж-ный суд в очередной раз вскрыл для посвященных чиновничью эквилибристику.

Последовательную регистрацию Сосновской районной администрацией ЗАО как правопреемника ООО, как правопреемника ТОО СХ, как правопреемника племптицесовхоза. Как тут не потерять ориентировку в том, кому, собственно, сегодня по закону принадлежат десятки нежилых помещений, птичников, цехов, складов и холодильников. Это хуже, чем преступление, это ошибка Южноуральские «Птицеводы», экспериментируя с госсобственностью, явно зашли в тупик. К январю 2003 года вывеску ЗАО сменили на ООО (в соответствии с законом), но собрание, говорят, опять же не собирали, а так как первоначальной приватизации не было, новые хозяева госпредприятий, «сев на госсобственность», записали, что и они стали правопреемниками государства.

Районные администрации все это опять же утвердили. Развал в областном «Птицепроме», грядущий передел собственности и возможность бесконтрольной закачки бюджетных средств –все это подталкивало Андрея Николаевича подготовить программу возрождения отрасли, которая так и называлась – "Программа развития отрасли птицеводства в 1999–2000 гг." Решили, прежде всего, возродить мясное птицеводство и его основу – Еткульский госплемптицезавод. Тем более что ему к этому времени по суду вернули статус государственного предприятия. Под это дело птицеводам Южного Урала выделили из бюджета два миллиарда рублей (неденоминированных) на приобретение племенного яйца. Элитные яйца завезли, начали делать на предприятии реконструкцию, завозить комбикорма. За год вложили в Еткульский племзавод еще около 10 миллиардов рублей (неденоминированных). Это позволило вывести его на проектную мощность. Увеличить производство в восемь с лишним раз!

К концу 98-го он должен был дать уже 10 миллионов штук яиц. Учтите, что это – племенное яйцо, оно шло на птицефабрики-репродукторы. Так должны были возродиться Аргаяшская, Сосновская, Бектышская, Буранная птицефабрики. Но, как обычно, все получилось наоборот. 13 апреля 2005 года в Министерстве экономического развития области прошло очередное заседание постоянно действующей рабочей группы по выработке мер по погашению задолженности по заработной плате на предприятиях Челябинской области. На 1 апреля 2005 года сумма задолженности по заработной плате в области составила 339,3 млн рублей, сократившись к аналогичной дате прошлого года на 390,3 млн. рублей. В списке злостных неплательщиков зарплаты оказалось и ЗАО «Еткульское» (долг по зарплате с октября 2003 года более 24 миллионов рублей) – бывший лидер областного «Птицепрома», в котором к тому времени уже рулил назначенный областной властью конкурсный управляющий Александр Шарманов. Что хорошо для Косилова, хорошо и для «Рависа»

25 марта 2004 года на совещании правительства области председательствующий Андрей Косилов принял удивительное решение о передаче 524 голов КРС из сельхозпредприятия «Еткульское» на сохранение подконтрольным ему сельхозчиновникам. Которые, как общеизвестно, не сильны в уходе за дойными коровами и бычками-производителями. Сегодня еткульские крестьяне уже не первый год безуспешно судятся с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Челябинской области и заявленным в качестве третьего лица ГУП «Продовольственная корпорация по Челябинской области» о взыскании субсидиарно стоимости утраченного крупного рогатого скота в размере 6 490 600 рублей.

После банкротства ООО «Белоносовское» его выкупило ЗАО «Племенной птицеводческий завод «Еткульский». Но прошлой осенью у сельхозпредприятия появился новый хозяин – фирма «Равис». Откровенный ответ юрисконсульта «Рависа» Елены Сальской журналистам просто обескураживает. Оказывается, в Белоносово существует два ООО «Белоносово», зарегистрированных разными юридическими лицами. Одно – с долгами по зарплате, другое – без долгов.

Понятно, что «Равису» принадлежит сегодня «безгрешное» сельхозпредприятие. 10 апреля 2006 года в ЗАО «Племенной птицеводческий завод «Еткульский» провели «странную» перерегистрацию вывели 243 учредителя, заменив их всего одним юридическим лицом – управление «Птицепром» при администрации Челябинской области. Окончательно развязав тем самым руки нашему великому комбинатору. А окончательно одураченные крестьяне обратились в УФНС по Челябинской области, чтобы им разъяснили, как так можно присвоить один и тот же ИНН, и ОГРН в ЕГРЮЛ в разные годы трем разным одноименным ООО «Племенной птицеводческий завод «Еткульский»?

Все вышесказанное кажется хаотическим нагромождением разрозненных фактов, пока не понимаешь главного. Избирательное развитие областного «Птицепрома» на наши с вами бюджетные средства на самом деле нужно было лишь для создания так называемого «сельскохозяйственного холдинга Андрея Косилова». И вложенные в развитие птицефабрик на возмездной основе бюджетные средства никто возвращать нам с вами не собирался. Банкротство, как известно, списывает все долги предприятия. Помимо основного производства в поселке Рощино (Сосновский район), в состав агрохолдинга «Равис» на сегодняшний день входят Песчаная птицефабрика, Еткульский и Шершневский племрепродукторы, сельхозпредприятия ООО «Заозерное», ООО «Карсинское», ООО «Уйское», ООО «Белоносовское», ООО «Красное поле», ООО «Заря».