Поиск

Мы двумя руками «против всех»

03.10.2013 11:13
Автор: Ольга Лютикова
Вернуть графу «против всех» в избирательные бюллетени на днях совершенно неожиданно предложила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Эксперты вновь утверждают, что введение графы «против всех» позволит им более четко понимать: избиратели действительно голосуют за ту или иную партию или это просто протестные настроения населения, голосование «во зло» всех давно доставшей правящей партии.
Мы двумя руками «против всех»*
не наше

Вернуть графу «против всех» в избирательные бюллетени на днях совершенно неожиданно предложила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Эксперты вновь утверждают, что введение графы «против всех» позволит им более четко понимать: избиратели действительно голосуют за ту или иную партию или это просто протестные настроения населения, голосование «во зло» всех давно доставшей правящей партии.

Очевидно, что возвращение возможности голосовать против всех даст хорошую возможность проанализировать реальную политическую ситуацию и осознать, сколько же граждан сегодня не поддерживают идущие на выборы партии. Считается, что партийное население страны не превышает и одного процента россиян. Как тут не вспомнить, что еще в 2003 году в Москве достаточно громко презентовал себя оргкомитет по созданию всероссийской политической партии «Я голосую против всех!». Лидером новообразования стал известный челябинский журналист и правозащитник Владимир Филичкин. С ним и встретился наш корреспондент.

– Владимир Васильевич вас тогда называли «господин «Против всех», а также «хозяин протестного бренда» и даже утверждали, что вы пытаетесь приватизировать саму идею народного протеста?

– Мы с группой единомышленников тогда действительно первыми в стране попытались реально консолидировать прогрессирующий рост протестных настроений. Мы призывали всех, кто был предан Отчизне, кто любил Россию и не желал далее мириться с тем, как ею бездарно управляют, объединиться на базе представленного нам конституционного права голосовать против всех. Понимая при этом, что только организационно сплотившись, мы смогли бы заставить власть считаться с требованиями и чаяниями людей. Потому что, по данным социологов, среди голосующих против всех около 60 процентов делали это по соображениям неудовлетворенности действиями властей, а также из-за серьезных претензий к существующей в России политической системе. Еще 30 процентов в качестве основной причины указывали отсутствие достойных кандидатов. Члены оргкомитета по созданию новой политической партии хорошо понимали, что речь в данном случае идет вовсе не о патологическом негативизме, а, напротив, об аргументированном политическом протесте…

Однако агитировать голосовать против всех тогда было попросту нельзя, поскольку в законе не была прописана агитация за такого рода «протестное волеизъявление». Она могла вестись лишь на общих основаниях, то есть должна была быть оплачена исключительно из средств какого-либо избирательного фонда. Эта правовая коллизия и натолкнула нас на гениальную в своей простоте мысль зарегистрировать партию, в названии которой будет содержаться фраза «против всех». Ну и, конечно же, в выборах в Госдуму по Калининскому району Челябинска в 2003 году я участвовал исключительно под лозунгом протестного голосования: «Против всех». И очень многие избиратели тогда нас поддержали. Мы тем самым хотели создать всероссийский пример…

– Думаю, что голосование против всех в стране одинаково провоцировала и назойливая пропаганда кандидатов от партии власти, и, конечно же, унылое неверие населения в способность ее конкурентов стать реальной, эффективной оппозицией.

– Голосование по этой графе постоянно нарастало, достигая на выборах федерального уровня 4 – 6 процентов. В регионах эти показатели были еще выше, вплоть до 25 – 30 процентов голосующих. В некоторых случаях это обстоятельство порождало серьезные проблемы. К примеру, во время выборов 1999 года в Государственную Думу по причине активного голосования против всех выборы не состоялись в восьми федеральных одномандатных округах. Причем в таких крупных городах и регионах, как Владивосток, Екатеринбург и Свердловская область, Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область. А всего на выборах 1999 года против всех проголосовало около восьми миллионов избирателей. Даже заместитель председателя Совета Федерации, почетный член оргкомитета Гражданской инициативы «Мы голосуем против всех» Александр Трошин признал: «Это же надо так достать людей, чтобы они не просто не пошли на участки для голосования, а пришли и проголосовали против всех».

В своем послании Федеральному Собранию 16 мая 2003 года президент Владимир Путин констатировал, что «рынок предвыборных технологий является одним из теневых секторов... Непрозрачность политических операций дезориентирует электорат». Никогда не забуду, как удивились чопорные англичане, преподававшие в Екатеринбурге на курсах журналистики BBC, узнав, что в России официально существует платная политическая реклама… И именно тогда Клуб главных редакторов региональных газет России поддержал нас, выступив с информационно-аналитическим корпоративным проектом «СМИ и голосование против всех». Мы все были убеждены, что позитивный смысл голосования против всех состоял в том, что он указывал не на персональные изъяны той или иной партии, той или иной избирательной платформы, того или иного кандидата в депутаты, а на коренной порок нынешней российской избирательной системы. На ее оторванность от конкретных задач управления страной и обществом. Мы рассматривали возможность голосовать против всех не как ординарно-процедурную, а как чрезвычайную норму, которая была рассчитана не на повседневное или, как иногда говорят, штатное употребление, а на случай поиска выхода из системного кризиса и преодоления чрезвычайных ситуаций. Голосование против всех приоткрывало клапан для стравливания давления социально-политических эмоций. Предотвращало проявления экстремизма…

– Убирая саму возможность голосовать против всех, власть уверяла нас: «Те, кто голосуют против всех, выступают против России, не понимают ее интересов», «голосовать против всех – значит голосовать против России, против твоей семьи, против твоих детей!».

– Хоть и с опозданием, но в Кремле сегодня, похоже, все же начали понимать, что попытки поставить информационное и агитационное сопровождения голосования против всех под запрет чреваты серьезными гражданско-политическими конфликтами, поскольку массовую базу голосовавших против всех в нынешней России, согласно данным, которыми мы располагаем, всегда составляли политически зрелые, образованные, в гражданском отношении весьма активные люди. И идейно-политический конфликт именно с этой частью избирателей вполне может обернуться для власти непредсказуемыми последствиями. Тем более что если сохранится существующее положение, то на время выборов эта более чем серьезная электоральная группа по-прежнему будет по существу лишена права голоса.

Мы настаивали, что графа «против всех» должна звучать в новой редакции: «против всех, за новые выборы». И в случае победы «протестантов» кандидаты-неудачники не смогут участвовать в новом волеизъявлении избирателей. Только так мы сможем добиться того, чтобы из избирательных списков убрали бы известных всей стране кандидатов, давно переставших пользоваться поддержкой народных масс.

На сегодняшний день уже 440 оргкомитетов приступили к созданию и регистрации всероссийской политической партии протестного голосования...