Поиск

«Лучший город Земли»

21.09.2010 13:53
Автор: редакция
В этом году в Миассе во второй раз в истории города наступила эпоха «двоевластия». Разница лишь в том, что предыдущий глава избирался из состава депутатского корпуса, а нынешний – всенародно. Высшие управленческие должности заняли глава Миасского городского округа Игорь Войнов, а сити-менеджером, вернее, главой администрации округа стал Александр Любимов.
«Лучший город Земли»*
не наше

В этом году в Миассе во второй раз в истории города наступила эпоха «двоевластия». Разница лишь в том, что предыдущий глава избирался из состава депутатского корпуса, а нынешний – всенародно. Высшие управленческие должности заняли глава Миасского городского округа Игорь Войнов, а сити-менеджером, вернее, главой администрации округа стал Александр Любимов. Сложилась уникальная ситуация, когда к руководству краем приступили ученый, бывший директор миасского филиала ЮурГУ и крепкий хозяйственник, до недавнего времени начальник управления жилищно-коммунального хозяйства Челябинска.

Миасс — это крупный промышленный и культурный центр Южного Урала. Буквально через месяц отмечает свое 237-летие. Статус города Миасс получил в 1943 году. Сегодня численность его населения составляет 167 тысяч. По объему выпускаемой продукции занимает третье место среди городов области после Челябинска и Магнитогорска. В городе более 40 крупных и средних промышленных предприятий, гигантские оборонные структуры. Легко ли управлять «двум главам» такой махиной? Могут ли ученый и хозяйственник привести округ к светлому будущему? А самое главное – есть ли изменения в лучшую сторону? Об этом мы поговорили с главой Миасского городского округа Игорем Войновым. 

- Игорь Вячеславович, для начала давайте поговорим об изменениях к лучшему. - Есть ли они? Думаю, что нашим читателем будет интересна и такая тема: что делать, когда на тебя как руководителя вдруг обрушивается такая махина?

Я субъективен, как любой нормальный человек. Но абсолютно честно считаю, что в городе начались серьезные позитивные изменения. Наводится порядок, строятся дороги, стало элементарно чище. Встает с колен экономика, мы видим, наконец, свет в конце тоннеля.Вы спрашивали о порядке действий руководителя? Охотно поделюсь. Когда человек идет на выборы, он составляет свою программу. Вернее, основные, стратегические направления программы. Это чрезвычайно важно, потому что можно запутаться в мелочах. Новой команде перво-наперво нужно провести ревизию материальных, финансовых и кадровых ресурсов. После этого – принять необходимые меры, чтобы город начал развиваться в правильном направлении. Чтобы повышалось благосостояние не только южноуральцев в целом, но и жителей Миасса в моем случае. Для этого необходима оптимизация кадрового состава. На данный момент в администрации на ключевых постах сменилось около десятка руководителей. Я солидарен в этом с сити-менеджером Александром Любимовым, который избавил администрацию от кадрового балласта. Второй шаг – посмотреть и оценить, что у нас находится в муниципальной собственности, с чем будем работать. Далее – определить стратегические  направления, которые нужно развивать прямо сейчас. Это и «Дорожная революция», и благоустройство города, и программа «Чистая вода», и утилизация твердых бытовых отходов. Примерно так, если говорить упрощенно.

- Самый сложный вопрос – где взять деньги на реализацию этих программ. Не так ли?

- Конечно. И тут я целиком разделяю принцип государственно-частного партнерства. Выглядит это так: государство вносит малую долю средств, остальное – бизнес. Под бизнесом, в частности, может рассматриваться и «Внешэкономбанк», где мы предполагаем на реализацию отдельных стратегических проектов взять «длинные» кредиты. И я сказал не о всех программах. Поскольку на территории Миасского округа расположены красивейшие и знаменитейшие озера, уникальные ландшафты, мы намерены часть средств бросить на развитие туристско-рекреационного направления. Отдельное внимание посвятим проблеме энергосбережения, ведь на  территории машиностроительного завода создан целый технопарк, который выпускает целый ряд энергосберегающего оборудования: от уличные светильников до отопительных систем. Хватит уже отапливать атмосферу,  иначе мы вылетим в трубу.

- То есть Миасс – это аналог «силиконовой долины» в России?

- Вряд ли. Пока, по крайней мере. Нельзя упускать главное: Миасс – это город машиностроителей. Это и УралАЗ, и «оборонка», НПО «Электромеханика», «Миассэлектроаппарат», Машзавод. В период кризиса больше всего пострадали именно машиностроительные предприятия. Потому что они выпускают продукцию так называемого «пятого технологического передела» - самого интеллектуально затратного вида производства. Скажем, УралАЗ снизил производство наполовину. Сейчас мы только пытаемся выйти на докризисный уровень. Думаю, через год, если сохраним такие темпы – выйдем. Если бы «оборонку», находящуюся в северной части нашего вытянутого на 30 километров города выделить отдельно, тогда можно было бы назвать ее «силиконовым районом». (смеется) У нас не силиконовая, а «Золотая долина». Мы сейчас в буквальном смысле сидим на золотой жиле. Я иногда шучу, что когда автомобили и ракеты станут невостребованными, мы возьмем кайло и лопаты и вспомним, чем занимались наши предки. Будем золото копать. Не пропадем.

- А что для вас, человека, выросшего в Челябинске, Миасс?

- Я живу здесь 38 лет. В 1972 году закончил челябинский Политех. Нас не спрашивали, куда мы хотим ехать по направлению. Мне выпал Миасс. Я сначала не хотел, но пришлось подчиниться. Через три года работы молодым специалистом, можно было бы уже и вернуться в Челябинск, но я остался, защитил диссертацию. Прикипел. Миасс – это лучший город Земли. Я проехал весь земной «шарик». Был в экзотических местах, куда редко люди приходят. Но и там, и в старушке-Европе просто скучно. Еще в моем понимании Миасс – машиностроительное сердце Южного Урала. Это единственный город в мире, где есть улица 8 июля – День выпуска первого автомобиля. Так что я иногда говорю приезжим гостям: «Проезжаете по улице 8 марта, переезжаете на 8 июля, дальше – проспект Октября, а там на Екатеринбург». Но это шутка, конечно. Миасс – город с необыкновенным потенциалом. Судите сами: в середине 1980-х автозавод вышел на проектную мощность и выпускал по 35 тысяч автомобилей в год. А в середине 1990-х – 2600 автомобилей, из которых половина была пустыми «планерами» без моторов. «Оборонка» не финансировалась. Огромное количество уникальных научных сотрудников ушли, условно говоря, торговать сахаром.

А буквально вчера мы проехались по предприятиям, которые в то время отпочковались от «оборонки», которые создали те люди, которым «сахар» был неинтересен. Совершенно потрясающе. Медицинские «чистые комнаты», не имеющее аналогов оборудование для нефтяников. И все это - собственные разработки в науке и производстве. Такие «ноу-хау» дорогого стоят. Я так скажу: бизнесу не нужно мешать. Бизнес нужно привлекать. А это значит: минимум чиновничьего произвола, оперативное составление документов, зеленый свет и скорость в решении проблем. Но при этом должны сохраняться нормальные партнерские отношения, без взаимных обвинений, что кто-то кому-то недодал. Однако, я всегда помогу в первую очередь местному, а не пришлому товаропроизводителю. Таковы принципы нашего «двуглавого» руководства.