Поиск

Эффективность реформы управления на Южном Урале зависит от человеческого фактора

23.10.2014 20:27
Автор: Служба новостей
Сегодня, 23 октября, на заседании ЗСО в первом чтении утвердили изменения в закон «О порядке избрания глав муниципалитетов». Согласно ему, во всех городских поселениях Южного Урала будет введена двуглавая система управления.
Эффективность реформы управления на Южном Урале зависит от человеческого фактора*
Исключением стали города Троицк и Трехгорный, где в Единый день выборов избрали городских глав, и Челябинск, где данная система введена еще в 2010 году. Чем обусловлены такие перемены и к чему они приведут, корреспондент «ЧелябинскСегодня» узнал у экспертов.

Двуглавая система управления подразумевает, что из числа депутатов избирается глава городского поселения, а управлять администрацией городского поселения будет нанятый по контракту человек, сити-менеджер. В ЗСО считают, что такая мера является экономически выгодной, прежде всего потому что не требует дополнительных затрат на проведение выборов депутатов и глав муниципалитетов. Изменения коснутся Ашинского района (Аша, Кропачево, Миньяр, Сим), Южного городского поселения в Нагайбакском районе, Верхнего Уфалея, Златоуста, Карабаша, Копейска, Кыштыма, Локомотивного, Магнитогорска, Миасса, Озерска, Снежинска, Усть-Катава, Чебаркуля и Южноуральска.

«В заксобрании начали практическую реализацию реформы, вокруг которой шла дискуссия в течение двух последних месяцев, - прокомментировал «ЧелябинскСегодня» принятое решение политолог Александр Мельников. - У областной власти есть определенные вопросы по эффективности муниципальной власти и, главное, контроля муниципальных руководителей. 80% функционала и бюджета идут из области, но реальных рычагов влияния у областного руководства фактически нет. Параллельно мы наблюдали самые разные истории в Троицке или Чебаркуле, когда есть недовольство жителей и внимание силовых структур к местной власти. Поэтому логично на сегодняшний день, когда из уст Дубровского звучит необходимость наведения порядка, вполне логичное предложение на переход к двуглавой системе на муниципальном уровне». Однако, по словам, политолога, принятая реформа может не прийтись по вкусу руководителям муниципалитетов и представителям элиты, которые за ними стоят. В некоторых случаях региональным властям необходимо быть очень гибкими и дипломатичными, чтобы очаги напряженности не переросли в конфликты.

Челябинский политолог Алексей Ширинкин отметил в разговоре с корреспондентом «ЧелябинскСегодня», что считает новую реформу очень смелым шагом в первую очередь для губернатора, потому что он берет на себя ответственность за всех назначенных сити-менеджеров. А значит, что все претензии к  управленцу автоматически «перекидываются» и на главу региона. «Второй момент: возникает вопрос, зачем вообще нужен муниципалитет? Остается ли у нас самоуправление? Нужно либо усиливать влияние местных депутатов, либо делать что-то еще. У людей создается впечатление, что их голос ничего не значит. Получается, весь пар недовольства будут спускать не в демократические процедуры, а в протестные акции. ДНР и ЛНР дают очевидный пример, как добиться своих прав. Это работает там, где нет протестного электората. А у нас есть такие протестные территории», – рассуждает политолог.
С другой стороны, по мнению Ширинкина, реформа муниципального управления наконец-то даст региональным властям инструмент, позволяющий воздействовать на глав муниципалитетов, помогает выстроить вертикаль власти, контроль за расходами, повысить эффективность управления.

Глава Миасса Игорь Войнов заявил «ЧелябинскСегодня», что раньше он выступал против двуглавия, но опыт работы с главой администрации Станиславом Третьяковым показал, что такая схема власти тоже жизнеспособна.
«Я всегда был сторонникам одноглавой власти. И первые три года в моей должности убеждали меня в моей правоте. Но последний год работы со Станиславом Третьяковым дает основания полагать, что и двуглавая система жизнеспособна. У нас четко поделены полномочия, конструктивная идет работа, я занимаюсь стратегией и политикой, он — городским хозяйством».  
Политолог, директор челябинского филиала РАНХиГС при президенте РФ Сергей Зырянов также рассказал «ЧелябинскСегодня», что видит положительный момент реформы именно в разделении функций.
«Позитивный расчет делается на то, что повысится процент процент подконтрольности деятельности исполнительной власти в указанных муниципалитетам. Кроме того, муниципальная структура была введена не так давно, только в 2003 году, традиции этой власти еще не закрепились. Поэтому власти, в том числе и на местах, ищут формы, при которых было бы наиболее эффективно осуществлять управление», – комментирует ситуацию Зырянов. Он также отмечает, что муниципалитетам нужен не только контроль со стороны региональных властей, но также необходимо развивать контроль со стороны гражданского общества, тогда и власть будет более эффективной.