Поиск

Двуликий Янус оппозиции

12.05.2010 00:00
Автор: Иван КОТИН
Александр Подопригора достаточно известен в Челябинской области. Дело в том, что вот уже десяток с лишним лет Александр Васильевич консультирует подающих надежды политиков. Либо стремящихся вскарабкаться на ту или иную вершину областной власти, либо желающих сбросить оттуда её обитателей.
Двуликий Янус оппозиции*
не наше

Александр Васильевич Подопригора достаточно известен в Челябинской области. Главным образом как профессиональный оппозиционер. Дело в том, что вот уже десяток с лишним лет Александр Васильевич консультирует подающих надежды политиков. Либо стремящихся вскарабкаться на ту или иную вершину областной власти, либо желающих сбросить оттуда её обитателей. 

«Утраченные иллюзии»

Услугами его яркого пера и, видимо, весьма глубокомысленными советами в разное время пользовались многие. Довольно долгое время Александр Васильевич консультировал Валерия Гартунга, пытавшегося отобрать губернаторское кресло у Петра Сумина, а потом занявшегося партийным строительством. В результате нескольких лет бескомпромиссной борьбы (ну ещё чуть-чуть нажать – и победа в кармане!) оппонент тогдашнего руководителя области расстался с крупной суммой денег и необоснованными иллюзиями. А заодно и со своим политическим консультантом.

Настала очередь следующего политика и бизнесмена - Евгения Рогозы. Господин Рогоза при поддержке своего политконсультанта попытался сплотить в единый оппозиционный фронт бизнесменов, недовольных новым главой Челябинска Михаилом Юревичем. Затраченные ресурсы в очередной раз привели к значительным успехам: у предыдущего нанимателя Подопригоры удалось отнять прошедшую ребрендинг партию пенсионеров, а в Челябинске прошли несколько акций протеста. Однако главная задача – то бишь свержение действующей власти и замена её на «правильную», - опять маячила где-то в туманной перспективе. В итоге с иллюзиями, деньгами и «опытным политтехнологом и консультантом» расстался ещё один богатый, но неудачливый политик. А заодно, весь разочарованный, покинул и родной Челябинск.

Оставили свой след в трудовой биографии Александра Подопригоры и персоны поменьше, коих перечислять здесь особого смысла нет. Объединяет их, по большому счёту, одно: «опытный консультант», бескомпромиссная борьба, иногда суд по итогам проигранных выборов и существенное облегчение кармана…

Кто-то, комментируя мемуары гитлеровских генералов, изданные под общим названием «Утраченные иллюзии», метко заметил: мол, каждая из описанных ими операций представляет собой тактический шедевр того или иного масштаба – а по итогам почему-то Красная Армия входит в Берлин…

Это до боли напоминает ситуацию с политическим кампаниями, которые вот уже больше десяти лет идут на Южном Урале с участием политтехнолога Подопригоры: газеты, митинги, яркие статьи за подписью мэтра, глубокомысленные намёки на некую недоступную простым смертным информацию – и пшик на выходе… 

Александр Васильевич меняет профессию?

Будем справедливы: Александр Васильевич подтвердил свой высокий класс как политтехнолог. Для того, чтобы от его услуг вежливо начали отказываться по-настоящему платёжеспособные клиенты, понадобилось более десятилетия. Утратил Александр Васильевич и свой давний контакт в высших эшелонах государственной власти - начальник главного управления внутренней политики президентской администрации, а затем представитель президента в Госдуме выходец с Южного Урала Александр Косопкин – погиб в авиакатастрофе. Многозначительно поднимать глаза вверх, важно цедя информацию «оттуда», стало невозможно. А «порешать вопрос» в президентской администрации и пообещать-то стало невозможно.

Остап Бендер в подобной ситуации дрогнул и решил переквалифицироваться в управдомы. Александр Подопригора вопрос о смене профессии решил иначе: перешёл в жанр малых форм. По-прежнему демонстрируя бескомпромиссную оппозиционность, талант публициста и поразительную осведомлённость. Вот только несколько специфического толка. Собираются, например, сотрудники ФСБ нанести визит в комитет по управлению имуществом Челябинска – а Александр Васильевич уже в курсе. Вот никто ещё ни сном ни духом, а он уже знает! Или, скажем, появились на улицах Челябинска рекламные баннеры «Седой и Курганский – кто они?» Все в затылках чешут, а у Александра Подопригоры ответ уже готов: «Курганский», мол, - это авторитет Валера Курганский, входящий в так называемую «Калининскую семью». «Седой» - заместитель председателя УФСБ области полковник Рябченко. Ну а баннеры, которые тут же торопливо принялись снимать под давлением УФАС, – это попытка опорочить кристально честного (ну почти как Дзержинский) человека противоестественными для чекиста связями.

Тут, правда, выяснилось, что слоган был первой ласточкой социальной рекламной кампании «Урал – родина Деда Мороза». Однако после глубокомысленных комментариев политтехнолога и переполоха сразу в нескольких силовых ведомствах, баннеры с надписью: «Красноносый и Оренбургский. Кто они?», а затем «Бородатый и Екатеринбургский. Кто они?» разметить на улицах Челябинска так и не получилось.

А получилась, как в оппозиционных кругах обычно выходит - грандиозная лажа… но для понимающих людей она стала очень показательной. Для многих связь Подопригора-Рябчеко очевидна, и становится она ещё более очевидной в свете дестабилизации обстановки вокруг переноса органа и шаманских плясок вокруг выборов в Челябинске.... 

Корецкий и Подопригора – кто они?

С подачи президента Дмитрия Медведева в области поменялась власть, и конкуренция на сузившемся до предела политическом рынке обострилась до предела. Фактически сегодня пальму первенства вырывают друг у друга из рук два бескомпромиссных оппозиционера – Александр Подопригора и известный журналист Андрей Корецкий…

Оба терпеть не могут Михаила Юревича, оба рассчитывали заработать на осенних выборах мэра Челябинска, от которых решено отказаться, и оба же на полном серьёзе апеллируют к высшей власти. Вся разница в том, что Подопригора делает это от имени так называемых Совета регионального общественного движения «Совместное действие» и комитета в защиту выборов в Челябинске, а Корецкий (видимо, считая себя фигурой более значимой) – от собственного имени. Получается, правда, всё равно очень похоже: «Хочется также сообщить о том, что данная статья (как и все другие о коррупции на Южном Урале на Уралдейли) ляжет на стол первых лиц государства, в том числе руководителям Федеральной службы безопасности России и Генеральной прокуратуры РФ».

Пряников сладких всегда не хватает на всех, как метко заметил в своё время Окуджава. И когда на редактируемом Корецком интернет-ресурсе среди заголовков типа «Как велит Талмуд героям, наживаемся на гоях!» или «Курчатовский военкомат Челябинска ищет лохов» появилась перепечатка политологического труда Подопригоры относительно назначений в Совет Федерации, Александр Васильевич не сдержался: «К немалому для себя изумлению обнаружил лишь в праздники (и то из-за звонка одного уважаемого коллеги), что уже неделю являюсь автором «жёлтого» интернет-сайта «Уралдейли»! Мало того, что г-н Корецкий без моего ведома и без разрешения директора «Урал-пресс-информа» Г.Ивановой перепечатал опубликованную этим агентством мою статью «Гаттаровщина», он ещё и весьма фамильярно похлопал меня при этом по плечу: пишите, дескать, ещё, Александр, так и быть – напечатаем! А заодно и «уличил» своего «нового автора» в некоем плагиате. Всё это слишком похоже на провокацию, чтобы остаться без ответа…»

Корецкий, которому высокомерно напомнили, что гусь свинье не товарищ, страшно обиделся. И ответил на удивление убедительной отповедью: «Саша, мы с тобой давно знакомы и всегда были на «ты». Поэтому, надеюсь, ты не возражаешь, если я сохраню этот обычный для нас стиль общения. Мало того, что мы давно знакомы, так мы и знаем друг о друге всё. Всех заказчиков нашего с тобой профессионального мастерства, начиная с 1999 года, - в том числе. Не вынуждай меня перечислить всех тех, самых разных людей, включая нынешних наших общих с тобой политических оппонентов, включая Гартунга и Юревича, за деньги которых я работал как журналист, а ты – как политтехнолог.

Я своего прошлого не стыжусь и признаю свои ошибки, и от репутации «продажного журналиста» нисколько не страдаю. А вот готов ли ты вспомнить свои прошлые контракты в нынешнем облике независимого и страшно объективного политолога, я сильно сомневаюсь.

Что же мне не похлопать тебя «весьма фамильярно» по плечу, если мы с тобой, бывало, «хлопали» вместе рюмку-другую, обмывая мою, как обычно, «жёлтую и грязную» статью, заказанную тобой, всегда востребованным разными клиентами, высокооплачиваемым пиарщиком. Я, как и большинство журналистов, пишущих на тему политики, отношусь к политтехнологам не восторженно. Ведь вы, ничего не делая, лишь «соля лицом» и пудря заказчику мозги в тёплом штабе, попивая кофе или что покрепче из элитного алкоголя, заказывали «мочилово» знакомым журналистам, оставляя половину отпущенного «на прессу» гонорара себе».

 ***

Собственно, сказанное вполне тянет на эпитафию всей ныне формируемой челябинской оппозиции, лидеры которой оппозиционны даже друг другу. Причём в форме, которая вызывает недоумение у любого нормального человека. Вставать под её знамена нет никакого желания уже сейчас. И вряд ли оно возникнет, когда закончится спор титанов о том, кто из них истинный борец, а кто проходил мимо. Независимо от того, кто выйдет победителем.