Поиск

Южноуральская "Тунгуска"

18.02.2013 11:19
Автор: Служба информации
Это красивое и замечательное явление из космоса могло абсолютно спокойно половину Челябинска убить. Разложить на молекулы без всякого сомнения. Но этого не произошло, мы, по-большому счету, отделались легким испугом, легкими ранениями (за исключением) и выбитыми стеклами. Корреспондент "МК-Урал" отправился на озеро Чебаркуль, куда якобы 15 февраля упали обломки метеорита, и может заверить: в самом городе Чебаркуле никакого взрыва не слышали. Хроника этого "звездного" для Челябинской области дня - ниже.
Южноуральская "Тунгуска"*
не наше

Это красивое и замечательное явление из космоса могло абсолютно спокойно половину Челябинска убить. Разложить на молекулы без всякого сомнения. Но этого не произошло, мы, по-большому счету, отделались легким испугом, легкими ранениями (за исключением) и выбитыми стеклами. Корреспондент "МК-Урал" отправился на озеро Чебаркуль, куда якобы 15 февраля упали обломки метеорита, и может заверить: в самом городе Чебаркуле никакого взрыва не слышали. Хроника этого "звездного" для Челябинской области дня - ниже.

 

9:20 - 12:00 по местному времени

Зайдя по дороге домой к родителям, я обращаю внимание на странное свечение. Скачок напряжения, думаю, вслух спрашиваю у отца: "Что это такое?". Он стоит спиной к окну и просто не обращает на это никакого внимания, затем отправляется на балкон. Успеваю зайти в ванную, и тут пол, стены начинают дрожать, окна, что называется, ходуном ходят. Продолжается все это удовольствие около 30 секунд, затем  возвращаюсь к своему прерванному туалету.

В голове лихорадочно проносятся мысли - что это было? Военные под Чебаркулем не рассчитали заряда, самолет упал, или техногенная катастрофа на ж/д? В принципе понятно, что произошло что-то экстраординарное. Набираю номер коллег на работе - сотовая связь "легла" и не падает признаков жизни. Где-то в городе находится мама - начинаю дергаться и за нее.

"Ты слышал, это что такое?", - вопрошает вернувшийся с балкона отец. Вид у него растерянный, впрочем, наверное у меня не менее глупое выражение на лице. Говорю, выходя за дверь - закрой все форточки на всякий случай, включай телевизор и жди звонка - узнаю, сообщу.

В транспорте у женщин только и разговоров о случившемся. Версии крутятся вокруг падения самолета где-то под городом (вспоминаю масштаб тряски и мне становится ясно, что больно большие топливные баки должны были быть у этого самолета, а еще и полный боезаряд на борту, чтобы вызвать такое сотрясение), кто-то сразу же говорит, что это, мол, метеорит. Одна из женщин выдвигает комбинированную версию: по ее мнению, это был метеорит, который протаранил самолет. Усмехаюсь таким извивам мысли и пытаюсь дозвониться до родных и коллег - связи нет.

Тем не менее на митинг, посвященный годовщине вывода советских войск из Афганистана, успеваю, там же встречаюсь с фотокорреспондентом. Оказывается, Вячеслав Николаевич уже успел заснять газовый след от пролетевшего в небе объекта. И это точно был не самолет, который взорвался бы с таким грохотом. Картина проясняется - мы стали свидетелями падения метеорита.

В редакции поступают панические звонки - мол, где-то в районе улицы Энтузиастов упал самолет, оказывается, туда уже успели сгонять фотографов, разумеется, съездили впустую - ну, за исключением того, что сфотографировали вылетевшие в зданиях окна. Был звонок об обрушении крыши на стадиона им. Елесиной - и снова ложная тревога. Рассказываю это все потому, чтобы напомнить - паника могла возникнуть, но постепенно все ускопоились. Да и всем экстренным службам, включая полицию, надо отдать должное - работать они начали с первых минут ЧП четко и слаженно.

В редакции решаем с фотографом сгонять на цинковый завод - по нашей информации, там якобы обрушился цех. Где-то к 12 сквозь плотный поток машин нам удается подъехать к лакокраске и зафиксировать обрушение части стены здания завода, выходящей на Свердловский проспект. Там уже полным ходом идет разбор завалов, по разделительной линии стоят постовые ГИБДД, движение не прекращается, стоят только троллейбусы, следующие с ЧМЗ. Короче, ЧП, но без тяжких последствий, позже мы уточнили на заводе, что обрушилась стена цеха концентрата, угрозы населению ничто не представляет, жертв по счастью тоже нет. Нужно срочно возвращаться в редакцию, связи по-прежнему нет.

 

12:00 - 17:00

Ленты информационных агентств, включая все издания холдинга "Гранада Пресс", завалены сообщениями о случившимся. Посчитывают раненных, выбитые стекла, прочий урон. В области развернут оперативный штаб, в МЧС срочно проводят пресс-конференцию. Власти стараются дать объективную картину происшествия, успокаивают особенно впечатлительные натуры, плотно работают со СМИ. Губернатор и глава администрации Челябинска в это время уже выступают с заявлениями, смысл которых сводится к тому, что всем пострадавшим будет оказана любая помощь. Становится ясным и сам масштаб ЧП: в основном на территории областного центра ушерб сводится к выбитым в зданиях и учреждениях окнам, в больницы и травпункты продолжают поступать легко раненные люди с порезами. Увидев небе необычное свечение люди подходили к окнам и тут ударной волной стекла начали крошиться, раня при этом близко стоящих. Но в принципе серьезно пострадавших нет.

Люди обзванивают родных и близких, интересуются состоянием. Многие звонят в школы и детсады, узнают о детях. Школьников и детсадовцев распускают по домам, занятия в университетах тоже отменены.

Эм-чэ-сники уверяют, что радиационный фон остается в норме, работа по поиску упавших на территории области обломков метеорита продолжается, равно как и работает оперативный штаб. В небо поднимается боевая авиация и авиация МЧС, они исследуют районы возможного падения космического гостя. Первое сообщение приходит из Сатки - якобы неподалеку упал метеорит, причем произошло это в ненаселенном районе. Поиски продолжаются.

Ближе к вечеру появляются новые координаты падения небесного тела - озеро в районе Чебаркуля. Путем созвонов с коллегами (у некторых сотовых операторов к тому моменту связь восстановилась) выясняем, что вроде как обломки метеорита упали в озеро Чебаркуль у одноименного населенного пункта. Решаем с коллегой из "Вечернего Челябинска" незамедлительно отправиться на место, тем более что, по нашим данным, челябинские телевизионщики уже там.

 

17:00 - 21:30

После шести часов вечера мы благополучно въезжаем в город, поплутав по улицам и получив разъяснения местных жителей, добираемся до церкви, откуда имеется спуск к воде. Там уже видно оцепление из полицейских, за ним толпятся любопытные, но никого на озеро стражи порядка не пускают. Ни журналисткое удостоверение, ничего не помогает. Симпатичная девушка в форме непреклонна как цербер - мол, все вопросы к начальству. Другой полицейский отшучивается - кто это вам-де сказал, что тут что-то происходит? И вообще, откуда эти глупые слухи? Но на озере явно что-то происходит, периодически на лед заезжают какие-то машины и уехжают в снежную даль.

В толпе тем не менее удается найти очевидца падения метеорита рыбака Анатолия Гуськова. В момент падения метеорита он находился на рыбалке, у своей лунки. Однако, видел немного: "Я как раз склонился над лункой и тут услышал резкий свист. Как от падения снаряда. Гляжу, там вон (показывает куда-то в сторону противоположного берега - Авт.) лед вздыбился, крошки и снег полетели во все стороны. И все стихло", - говорит Анатолий. По его словам, когда они с другими рыбаками подошли к пробоине-полынье, то она представляла из себя практически правильный круг диаметром метров восемь. Ну а через какое-то время на озере появились полицейские и, что называется, поперли всех на выход от греха подальше. "Что они там сейчас делают?" - спрашиваю. Анатолий не знает, говорит, что нагнали какого-то полицейского начальства, выставили оцепление, ведут какие-то работы. Возможно, ищут сам метеорит.

Ладно, потолкавшись в толпе и получив информацию, что с другого берега все было видно гораздо лучше, решаем отправиться пока светло в деревню Боровое. Возможно, оттуда удастся прорваться на лед к полынье, интересно же все-таки, есть та самая полынья или это разыгравшееся воображение у местных жителей рисует такие картины. С другой стороны, ясно, что одним воображением всю эту суету полицейских не объяснишь. Что-то наверняка есть. И это что-то нам надо увидеть и по возможности заснять.

В общем, быстро добираемся до Борового. Выходим к озеру, за нами увязываются еще какие-то любопытные на машине. Путь свободен, вдалеке отчетливо видно скопление людей. Решаем идти. Напрямую, по заснеженному льду. Важно добраться до места до темноты и желательно выбраться тем же путем назад, к оставленным машине и водителю. Пройдя треть пути, соображаю, что предварительно не совсем верно  оценил расстояние до цели: расстояние на ледовой глади обманчиво, к тому же приходится с усилием продираться сквозь глубокий снег. Поворачивать, однако, не собираемся: корреспондент "Вечерки" Анна отважно топает за мной на расстоянии. Береженного, как известно, Бог бережет.

В общем, измотавшись, мы-таки подходим на близкое расстояние к этой полынье. Она уже видна в сгущающихся сумерках, вокруг нее восемь автомобилей, какие-то люди. Но тут, увидев наше приближение, к нам устремляется один из полицейских, стоящих с другой стороны, в оцеплении, которое заворачивает людей из города. Сблизившись, сержант требует чтобы мы немедленно убрались. Пробую его убедить, говорю, дай поговорить с каким-то твоим начальником. Нет. Хотя, в общем и целом, нам по большому счету делать уже нечего здесь. Напрягает только обратный путь в полной темноте по озеру километров этак в 4-5. Та еще работенка!

Решаем идти на этот раз все-таки в город. Чисто визуально это, во-первых ближе, во-вторых, я не уверен, что смогу выйти в потемках к той точке, откуда мы начали свой "Ледовый поход". Это оказывавется верным решением, долго ли коротко по натоптанной тропе мы выходим к той самой церквушке, здесь по-прежнему полицейское оцепление, которое недоуменно смотрит на нас и зеваки. Впрочем, делать нам здесь больше все равно нечего, задача выполнена, отправляемся в Челябинск.

 

Итого

Через день появились первые научные оценки произошедшего. Так, по данным специалистов североамериканского космического агентства НАСА упавший под Чебаркулем метеорит достигал 17 метров в размере, весил около 10 тысяч тонн, взрыв от него на высоте оценивается в 0,5 мегатонны в тротиловом эквиваленте. Это в 30 раз больше мощности взорванной в Хиросиме бомбы. Сам взрыв произошел на высоте от 20 до 30 километров, некоторые данные говорят о почти 50 километровой высоте. Полет метеорита продолжался в атмосфере 32,5 секунды, двигался он с огромной скоростью, достигавшей 60 тысяч километров в час.

Произведенные им разрушения оцениваются в 200 тысяч квадратных метров оконного стекла, предварительный ущерб для Челябинской области оценивается на уровне 1 миллиарда рублей.

По данным ученых из Уральского госуниверситета, которые уже привезли и работают в Екатеринбурге с осколками метеорита, он представляет из себя так называемый обыкновенный хондрит с содержанием железа около 10 процентов. То есть это, грубо говоря, камень, хотя и из космоса. Ученые уже высказали мнение, что этот метеорит получит название "Чебаркуль", а исследование вещества следует продолжить.

По состоянию на 16 февраля по сведениям регионального Минздрава, за медицинской помощью обратились 1158 человек, из них 289 детей. Были госпитализированы 52 человека, из них 13 детей. В настоящее время началась выписка пострадавших, получивших легкие травмы. Таким образом, на стационарном лечении находятся сейчас 40 взрослых, из них 3 ребенка. Состояние всех госпитализированных врачи оценивают как стабильное, одну пострадавшую спецбортом пришлось отправить на лечение в Москву.

Как видите, нам действительно очень здорово повезло и все могло кончиться гораздо хуже.