Поиск

Победа по очкам

23.09.2013 13:53
Автор: Максим РАКИТИН
Рецензия на фильм «Гарри Поттер и философский камень».
Победа по очкам*
не наше

Посреди века хайтека, гаджетов и спецэффектов группа немодных кинематографистов обратилась к классическому сюжету «В гостях у сказки», придумала Гарри Поттера и изменила ход истории кино.

Очкариков люди любили всегда. Но странною любовью. То есть в жизни над ними смеются, потчуют в школе зуботычинами, обзывают ботаниками и т.д., а вот на киноэкране всегда боготворят. Шурик из советского кино, Саша Зайцев из российского, Вуди Аллен из американского, девочка Дария из одноименного мультфильма – продолжать можно до бесконечности. Потому как, согласитесь – ну что может быть приятнее, чем наблюдать, как ботаник (которому ты можешь свысока отвесить леща в реальной жизни) пусть и неловко, но неизбежно наказывает самых крутых негодяев (к которым ты в реальной жизни забоишься даже подойти). Так что если бы квинтэссенции всех очкариков Земли – Гарри Поттера – не существовало, его стоило бы придумать. Что и сделали умные люди одиннадцать лет назад.

Сейчас уже нет смысла напоминать про то, что вышел Гарри из-под пера писательницы Джоанны Роулинг, а первый фильм «поттерианы» снял Крис Коламбус. Все это каждый школьник мира знает с рождения, примерно так, как раньше советские школьники знали байки про детство Володи Ульянова. Гораздо интереснее проследить эволюцию (или, если называть вещи своими именами, деградацию) киносаги от первой до последней серии. Сейчас, когда франшиза отснята до конца и нам есть с чем сравнивать, очевидно одно: именно первые фильмы «поттерианы» - самые трогательные, самые волшебные, самые семейные и самые… В общем, самые-самые. В них еще нет ни элементов ужастиков, ни заезженности сцен с квиддичем, ни вполне себе взрослых смертей напудренного Роберта Паттинсона и лорда Дамблдора (которого Роулинг к тому же – видимо, из соображений толерантности – сразу же после умерщвления объявила геем). Герои еще не разменяли детскую непосредственность на атрибуты молодежных блокбастеров: у Гермионы еще не отросла грудь, лицо Рона Уизли еще не стало похожим на спорынью, а собственно Поттер еще не окуклился в типичного изнеженного, рефлексирующего и не самого приятного молодого англичанина, каковым он вместе с Дэниелом Редклиффом стал ближе к концу сериала.



Главные роли исполняли дети, письма разносили совы, а самым крутым гаджетом была метла

Наверное, многие до сих пор помнят, как в начале 2000-х во время сеансов «кино для семейного просмотра» кинотеатры ломились от молодежи, ни с семьей, ни с детьми ничего общего не имеющей. Это еще один феномен ранней «поттерианы»: фильм, где главные роли исполняли дети, письма разносили совы, а самым крутым гаджетом была метла, собрал кэш (974 733 550 $, если кто забыл) за счет взрослой, пусть даже и номинально, аудитории! Создатели очень тонко прочувствовали момент: после массированной атаки героев, бегающих по стенам под красно-синими таблетками, мировой зритель на изломе веков остро нуждался в ком-нибудь этаком, домашнем и теплом, с четырьмя глазами и волшебной палочкой. Теперь, когда ранний «Поттер» стал классикой, ажиотаж уже не тот, но для субботнего вечера с чашечкой чая, закутав ноги в плед, с семьей или без – все равно круто.


«Гарри Поттер и философский камень»/”Harry Potter and the Philosopher's Stone” (12+)
США, 2001. Режиссер: Крис Коламбус. В ролях: Дэниел Рэдклифф, Руперт Гринт, Эмма Уотсон, Ричард Харрис, Робби Колтрейн, Мэгги Смит, Алан Рикман, Ян Харт
Суббота, 5 октября
20.00