Поиск

Книга, написанная мною по зову души…

03.10.2011 14:02
Автор: Владимир Филичкин
Мало кто, наверное, верил, что ранее не имевшая литературного опыта профессиональный юрист Любовь Пустовая сумеет сделать вполне приличную, легко читаемую на одном дыхании книгу о том, как удивительный человек, полковник челябинской милиции Валерий Пустовой вдруг стал фанатичным приверженцем бега на длинные дистанции. И как он с единомышленниками буквально из ничего создал «Всероссийский Мемориал погибших сотрудников милиции памяти Виталия Титовича Масленникова».
Книга, написанная мною по зову души…*
не наше

Дню уголовного розыска посвящается

Мало кто, наверное, верил, что ранее не имевшая литературного опыта профессиональный  юрист Любовь Пустовая сумеет сделать вполне приличную, легко читаемую на одном дыхании книгу о том, как удивительный человек, полковник челябинской милиции Валерий Пустовой вдруг стал фанатичным приверженцем бега на длинные дистанции. И как он с единомышленниками буквально из ничего создал «Всероссийский Мемориал погибших сотрудников милиции памяти Виталия Титовича Масленникова».  Вдова Валерия Павловича провела действительно большую работу. Отыскала десятки самых разных людей, хорошо знавших ее мужа, и дотошно расспросила их о том, как и почему, по их мнению, зарождался Милицейский Мемориал, 25-летие которого мы так скромно отметили в этом году.

При всей честности и искренности ею написанного Любовь Николаевна откровенно призналась, что мол «грешна в тексте кое-что усилила». Так как женским чутьем  понимала, конечно же, что интервьюируемые ей мужчины в погонах и без как настоящие голливудские супермены – люди сдержанные и немногословные. А главный герой ее повествования действительно человек исключительный, которому были так узки рамки просто начальника милиции миллионного города... И было, конечно же, у нее сильное желание написать настоящую книжку про Валеру. Которому она при жизни помогала во всём как могла, но, к сожалению много не додала, просто не успела…

Про то, как не очень то спортивный по ее мнению человек, Пустовой всю жизнь крепко держал себя в руках, нагружая каждый день щедро по полной. Жил на пределе сил. О том, как он нашел себя в Мемориале, и как открыл для себя в длительном изнуряющем беге безграничные возможности для самореализации личности. И о том, чего она боится больше всего, вдруг интерес к Мемориалу в Челябинске пойдет на спад, а вместе с ним и способность коллег ее мужа остро реагировать на беду других людей, потребность помогать.

Со своим будущим мужем Любовь Николаевна познакомилась в Свердловском юридическом институте, когда пришла вставать на комсомольский  учет. И там впервые увидела своего Валеру.Тогда он обстоятельно и дотошно расспросил ее, все ли ее проблемы решены, дали ли ей место в общежитии, занималась ли она ранее спортом, и нет ли желания заниматься в секции баскетбола, которую он в то время вел в институте.

И как после беседы с ним ей буквально в два дня дали вполне приличное место в общежитии, конечно при условии, что она будет заниматься в спортивной секции. Валерий Павлович всю свою жизнь шутил, но так, что окружающие не могли уверенно определить – шутит ли он, или говорит на полном серьезе. В шутку говорил, что и Люба не всегда его понимает…

Поженились в апреле, когда она была еще на втором курсе, а он ленинский стипендиат, первый на курсе, почти имевший в кармане красный диплом  уже готовился к блестящему распределению. 

Отслуживший в армии. повидавший уже жизнь 27-и летний выпускник элитного юридического института страны Валерий Пустовой тогда сразил всех тем, что не пошел в науку, отказался от предложений работать в суде, прокуратуре, адвокатуре или КГБ, а по своему собственному желанию распределился на самую не престижную должность милицейского следователя в заштатный РОВД Металлургического района Челябинска. Кто-то тогда резко сказал, что Пустовой интеллигент и пижон. Многие обвиняли его в глупом и неуместном романтизме. Мол, насмотрелся пацан фильмов, и начитался книжек, а жизнь она совсем другая. А Валера Пустовой тем временем, закусив губу, но посмеиваясь при этом то ли над собой, то ли над окружающими, с головой окунулся в суматошную круговерть обычного райотдела, отдавая при этом милицейской жизни всего себя. Служившие рядом ветераны сыска - фронтовики сделали тогда Валерию Пустовому еще одну, наверное, важнейшую в его жизни прививку порядочности и сострадания чужой боли, желания помочь каждому. Несколько лет молодые супруги Пустовые жили в разных городах. Навещая друг друга на автобусе по выходным и праздникам.

По окончании института Любовь Николаевна конечно же последовала за мужем и распределилась в прокуратуру Металлургического района Челябинска на не самую главную наверное линию работы с несовершеннолетними.

Вскоре подающего надежды Валерия Павловича забрали из следователей райотдела в уголовный розыск УВД Челябинской области. Туда, где опера буквально по году не вылезают из командировок, работая по конкретным преступлениям в самых глухих дырах региона.  В свой родной райотдел через несколько лет заматеревший сыщик Пустовой вернулся уже руководителем сыска и посчитав не приличным  работу супругов в тесно взаимодействующих силовых структурах, настоял на уходе из прокуратуры своей жены.  Любовь Николаевна  растила сыновей, и всю свою жизнь преподавала юридические дисциплины, лишь последние годы работая юристом в Челиндбанке.

А Валерий Павлович тем временем в действительно честной борьбе в Советском районе Челябинска стал Народным депутатом Российской Федерации.  С 1990—1993 годы был членом Комитета Верховного Совета России по вопросам законности, правопорядка и борьбы с преступностью, входил в состав фракции "Рабочий союз России". И первым в милиции страны понял, что такое милицейская пресс-служба. Создал ее еще тогда, когда в других регионах об этом и не мечтали даже. При участии старшего редактора молодежной редакции ЧГТРК Сергея Попова – талантливого молодого тележурналиста в УВД наладили даже выпуск ведомственной телепрограммы по формату очень похожей на знаменитые тогда «600 секунд» Александра Невзорова. Сотрудники пресс-службы Валерия Пустового работали на самых первых съездах Верховного Совета России. Привозили в Челябинск совсем казалось бы не милицейские телевизионные интервью с Борисом Ельциным, Анатолием Собчаком, Владимиром Жириновским, Роландом Быковым, Виктором Алкснисом, Александром Гуровым, Анатолием Лукьяновым, Дмитрием Васильевым и многими другими.

Полковник милиции Валерий Пустовой пытался создать первый в России офицерский клуб и офицерское собрание.  В УВД Челябинска постоянно проводились выставки, бывали артисты, художники, спортсмены и ученые. Журналисты приходили в городскую милицию как к себе домой.  Работали из личной симпатии к начальнику УВД и его профессионалам розыска. Офицеры милиции могли открыто поставить вопрос о некорректном поведении любого руководителя. И были случаи когда начальники признавали свою неправоту и публично приносили извинения незаслуженно обиженным подчиненным. Так возрождались действительно лучшие традиции российского офицерства. 

В то время был заключен малоизвестный уникальный договор с хозрасчетным центром Академии МВД России, отслеживавшим в то время по примерно 300 показателям в 200 корреспондентских точках страны перспективы возникновения межнациональных конфликтов. Если бы не распад великой державы, в милиции Челябинска несомненно были бы свои - настоящие кандидаты наук, защитившиеся в Москве по действительно значимым для общества темам.

Офицеры УВД Челябинска при поддержке Валерия Пустового стали своими в первом отряде спецназа ВВ МВД СССР «Витязь», где постоянно проходили высококачественную переподготовку, обучаясь тактике и технике задержания вооруженных преступников, борьбе с терроризмом. Делалось все, чтобы милиция действовала профессионально и не несла бы неоправданных потерь. Легендарный Сергей Лысюк выделял челябинцев даже на последнем сборе спецназа страны. Когда на полигоне в подмосковной деревне Новая собрались все роты специального назначения от Калининграда до Владивостока, а представитель УВД Челябинска жил в одной палатке с полковником Лысюком. Как равный с равным…

Для раскрытия особо тяжких преступлений против малолетних в состав оперативного штаба УВД Челябинска кроме профессионалов из угро, вводились ученые психологи, психиатры и педагоги. Работа таких образований по раскрытию наиболее тяжких преступлений была признана уникальной в стране. По каждому преступлению создавались эксклюзивные методики, тесты, писались психологические портреты преступников. Применялись приемы гипноза, нейролингвистического программирования…

Что удивительно. При этом за двадцать пять лет существования Милицейского Мемориала среди отцов командиров не раз раздавались голоса о том, что не дело сыщиков и следователей бегать полумарафоны, что мол это все отвлекает их от главного – службы. Но здоровые силы в милицейских коллективах всегда побеждали «дуроломов». Мемориал стал не только средством профессиональной подготовки сотрудников всех подразделений милиции Челябинской области, но и ежегодным поистине семейным праздником для рядовых бойцов с уголовной преступностью. Показателем того, что в милицейских подразделениях помнят каждого погибшего героя. Вот об этом то и написана книга « По зову души». Чтобы помнили…