Поиск

Акварели любви

30.05.2013 11:16
Автор: Нина Ягодинцева
О творчестве поэта Лилии Кулешовой.
Акварели любви*

О творчестве поэта Лилии Кулешовой.

Продолжение (начало статьи - здесь>>)

Поэтесса сводит воедино душевный порыв и природную суть, душа становится родственницей просветленных стихий, а природа обретает полноту жизни человеческой. И вот тогда возникает удивительное ощущение чуда:

Жизни переполненная чаша
Наклонилась возле самых губ.
Жалко, упоительно и страшно
Осушать ее волнистый звук…
<…>
В колечко солнца жизнь продета,
Светло струится сверху вниз,
Летит березовое лето
И дарит мне свой чистый лист…
    
В строчках Кулешовой нет привычной логики, главенствует интуиция – то, чем по-настоящему всегда жила поэзия, чем она навсегда оправдана перед скептиками. На память приходит волшебный образ из юности: бегущая по волнам – чувства, речи, смысла… По самым гребешкам волн, самым краешком сандалии – но под этим скольжением вся глубина, ее скрытое от глаз волнение («волнистый звук…»), а свет, дробясь по поверхности на сияние, мерцание, полутени, рисует нам нечто неповторимое. Кажется: остановишься – и утонешь…
Годы становления таланта Кулешовой – роковые 1990-е, и тема родины проходит лейтмотивом через все ее книги. Заглавными становятся мотивы смирения, веры, утешения, благодарности, личный путь к свету видится частью общей судьбы. Это исключает саму возможность отчаянья, гнева или обличения и дает понимание необходимости личного душевного и духовного подвига.

Да сохрани мою душу
простой и смиренной…
<…>
Только с молитвой душа различит
Чуть занесенную звездной порошей
Нашу судьбу – от свечи до свечи,
Нашу тоску по подобию Божию…

Позднее, в книге «От свечи до свечи», поэтесса так решает роковую коллизию века и веры:
        
Я долго умирала, чтоб воскреснуть,
И наконец все страшное во мне
По милости Господней
Смыло в бездну,
И я осталась в строгой тишине…

В сборнике стихов «Яблочный Спас» (1998) магистральной становится тема преображения человеческой души. Ведь это праздник Преображения Господня, приобретающий в книге символическое значение, насыщающий мятущееся сердце человека Спасом, спасением.

Праздное слово, подточенный плод
Космос закружит, ветер сорвет.
<…>
Сияет над лугом
Костра золотистая плоть,
Мы любим друг друга,
И первый меж нами Господь.

В 1999 году Кулешова создает при Центре творчества Южно-Уральского государственного университета литературное объединение «Студенческий Парнас». Работа с молодыми поэтами, воспитание их остается и сегодня одним из приоритетов. Выпускники литобъединения Роман Япишин, Оксана Ралкова, Евгения Коробкова, Марианна Бородина, Елена Меньшенина, Юлия Линникова сегодня уверенно входят в уральскую поэзию.     Важным моментом творческой биографии стала работа в общественном движении «Лилия», объединившем авторов с физически ограниченными возможностями. Кулешова проводила консультации, редактировала их рукописи для публикации. В челябинской библиотеке имени Людмилы Татьяничевой были организованы занятия клуба движения «Лилия», где для них проводились обсуждения и презентации книг, творческие встречи с читателями, поэтические вечера.
Во вступительной статье к книге стихов «Свет Рождества» (1999) поэт Сергей Борисов сравнил поэтический мир Кулешовой с храмом, где все земное насквозь пронизано и насыщено светом небесным. Этот нерукотворный свет дает возможность увидеть и человеческую душу как храм, где в искреннем порыве рождается чувство покаяния и происходит светлое очищение, исцеление души:

Когда мы звездами общаемся с тобой,
И говорим приливами пространства,
И ломит скулы воздух голубой,
Ты чувствуешь,
                  как близко Божье Царство?

В этой книге есть и стихи о Пушкине. Кулешова видит поэта молодым, веселым, влюбленным:

Приснится мне кудрявый Пушкин
В заветной лире горних мест,
Мороз и солнце пьет из кружки
И улыбается с небес!

За цикл стихов о Пушкине в 2004 году Лилия Кулешова была удостоена звания лауреата Пушкинского фестиваля искусств в Москве. Важнейшей составляющей судьбы и поэзии Кулешовой становится изучение духовной истории родины. Путешествуя по святым местам, поэтесса создает цикл произведений «Святая Русь», где рассказывает о великих подвижниках духа – святых Серафиме Саровском, Симеоне Верхотурском, о святынях острова Валаам, о святой царской семье. Паломнические поездки по России помогают ощутить духовную опору народной жизни:

Ах, Русь моя, былинная, святая,
При зареве евангельской любви –
Твои монастыри тебя спасают,
Хранят тебя послушники твои.

Слово здесь несет благодатную силу любви и света:

Каждое слово – небесного возраста.
Слово, где есть высота бесконечная.

Все чаще возникают образы чистого снега, белоснежного пространства, света, идущего от небес и земли, чтобы человеческая душа прозрела:

Сугробы собраны в стога
На урожайной ниве стужи.
Тепло внутри, как и снаружи,
И жизнь молитвенно строга…

Светлое пространство земли названо «урожайным» не случайно: поэтесса верит в будущее России и своеобразно понимает саму миссию поэта:

Он тот ломоть, что Бог отрезал,
Чтобы насытить остальных.

Изучая историческую, мемуарную, житийную литературу о великих подвижниках духа, Кулешова стремится соединить эти знания с яркими эмоциональными впечатлениями от прикосновения к христианским святыням. Малоизученные страницы духовной истории нашей родины нашли свое художественное воплощение в стихах и поэмах «Венец небесный», «Внемлите себе», «Колокольный остров», «Цветы, посаженные небом».
Книга «От свечи до свечи» (2001) включила в себя поэму, посвященную святому покровителю Урала праведному Симеону Верхотурскому. Его образ создан по впечатлениям от паломнической поездки к святыням Урала, в Верхотурский монастырь, где четыре века назад жил праведный Симеон. В основу поэмы легли старинные свидетельства о строительстве монастыря на уральской земле, о борьбе христианства с язычеством. Автор создает образ человека, чья душевная чистота, совесть, бескорыстное служение Богу и людям сделали его ярким светильником духа, свет которого дошел и до наших дней. Герой поэмы был знатного происхождения, он мог прожить жизнь в роскоши и славе, но выбрал иной путь, сделавший его жизнь гармоничной и светлой, – путь духовного служения.
Творческая палитра поэта Лилии Кулешовой обогатилась новыми впечатлениями от участия в экспедиции «Урал православный», организованной для сохранения православного наследия малых городов Урала. Совместно с группой журналистов, писателей, ученых поэтесса приняла участие в создании фильма, посвященного 2000-летию христианства. Она встречалась с представителями культуры, духовенства, писала заметки и стихи о судьбе разрушенных и восстановленных храмов, музеев, провела цикл творческих встреч на эти темы. Одно из стихотворений – о разрушенной церкви в селе Большой Куяш – прозвучало в передаче по областному радио и было услышано местной властью, которая приняла решение восстановить храм.
В сборник «Преображенный мир» вошла поэма «Венец небесный», в ее основу легли впечатления от паломнической поездки к месту гибели царской семьи Николая II – в Екатеринбург и на Ганину Яму. Образы героев поэмы выписаны с любовью и пристальным вниманием к душевным свойствам – силе, высоте духа, которые помогли им выстоять в испытаниях: царь

…Не бежал от своего креста,
Не искал приюта на чужбине.
Повторил смиренный путь Христа
На земле с уральскою рябиной.

Во вступительном слове к поэме «Венец небесный» митрополит Челябинский и Златоустовский Иов отметил, что произведение не случайно появилось на уральской земле. Именно здесь был совершен грех цареубийства – а поэма призывает к покаянию, к новому взгляду на события не столь уж далекого прошлого.

Начало нового века стало для поэтессы новым этапом активной творческой деятельности. Она участвует как пропагандист книги и чтения в ежегодном фестивале уральской литературы, фестивале «Челябинск читающий», московском фестивале «С веком наравне», санкт-петербургском фестивале «Покров», сотрудничает с литературным клубом «Талисман», Пушкинским обществом, фондом культуры, Камерным и Новым художественным театрами, Русским культурным центром. Ее стихи широко печатаются: выходят с ее участием школьная хрестоматия «Писатели Южного Урала», сборники «Область вдохновения», «В железной реальности века», «Талисман», «Царский крест», поэтические подборки появляются в альманахах «Уральская пушкиниана», «Южный Урал», «Звездный голос», «Симеоновский вестник», в газете «Творческий союз».

В 2008 году в новой книге – «Свете тихий» публикуются избранные произведения и новая поэма «Колокольный остров». Главной авторской мыслью становится простая, но очень трудная в исполнении истина:

Лучше зажечь в темноте свечу,
Чем обличать тьму.

«Колокольный остров» был создан под впечатлением паломнической поездки автора на родину, на Ладожское озеро, к святыням острова Валаам. Потому в поэме звучат и автобиографические строки:

Родилась я у синей жемчужины,
У святого бескрайнего озера,
Были сказки у мамы, как кружево,
Детство светлое, русоволосое...

В напряженной духовной жизни обитателей храмов и монастырей, в их молитвенном предстоянии за родную землю автор видит свет надежды на возрождение духовных ценностей народа. В 2011 году книга «Свете тихий» была названа в числе лучших на Международном творческом конкурсе «Покров» в Санкт-Петербурге и в Челябинском областном конкурсе «Южно-Уральская книга – 2010». Так Урал и Петербург, равно близкие поэтессе, соединились в признании ее творчества в единое целое.

В сборнике стихов «Царский крест», посвященном 90-летию со дня гибели царской семьи и вышедшем в 2009 году в Санкт-Петербурге, Кулешова представлена большой поэтической подборкой о судьбе членов семьи царя Николая II на уральской земле. В это же время она работает над книгой «Цветы, посаженные небом», в основу которой легли впечатления от паломнической поездки в Серафимо-Дивеевский монастырь. Автор пытается постичь духовный путь Серафима Саровского, его понимание красоты, премудрости и гармонии мира, где действует добрый промысел Божий о каждой человеческой душе. В поэме созданы образы духовных воспитанниц Серафима, монахинь Дивеевского монастыря. Во вступительном слове поэт протоиерей Алексий Зайцев отмечает: «Автор постаралась передать мироощущение преподобного, чувство гармонии и красоты мира, единения и целостности всего живого, апостольское служение батюшки, который учил светом отвечать на свет. Его образ в поэме как бы говорит нам: носите мир в своем сердце, заботьтесь о нем, как о цветке, нуждающемся в нашей любви, сердечном тепле». Эта поэма вся – метафора «цветущего космоса», светлого и радостного Божьего мира, духовной весны святого Дивеева.

Лирическое созерцание и откровение в зрелом периоде поэзии Кулешовой тесно переплетено с религиозным прозрением, и это рождает светлую духовную энергию образов. Возникает ощущение бесконечной глубины и многомерности человеческой души и космоса, нерасторжимого, благодатного единства земного и божественного:

Земля и небо сложатся в улыбку,
Вокруг любовь – и что просить еще?

И потому естественно чудесно звучат и переливаются строчки:

Повяжусь косыночкою озера,
Где узор из лилий по краям…
<…>
Лето похоже на письма русских княгинь…

И потому верен путь от земного, мгновенного, тленного к многоцветной, полнозвучной акварели любви и вечности:

От солнечной пряжи
Весенних опушек,
От купола с тонкой листвой
Ведет кружевное оконце наружу,
Из этого мира – в иной!

И оба мира поэтессы равно достоверны и равно исполнены радости.