Поиск

Акварели любви

23.05.2013 09:49
Автор: Нина Ягодинцева
О творчестве поэта Лилии Кулешовой.
Акварели любви*
не наше

О творчестве поэта Лилии Кулешовой.

Через все творчество челябинской поэтессы Лилии Кулешовой проходит главная мысль, которую хочется назвать не красной нитью, а лучом света, озаряющим жизнь: Вселенная движима любовью, любовью соединены в ней великое и малое, и в каждой мелочи, делая ее драгоценной, сквозит свет, мерцает любовь. Эта главная мысль, утверждающая себя от стихотворения к стихотворению, от книги к книге, в принципе известна всем, но суть состоит в том, чтобы прочувствовать ее максимально и положить в основу всей своей жизни.

Лилия Кулешова родилась в Ленинградской области, детство ее прошло в Ленинграде и на Ладожском озере. Предками по материнской линии были ладожские рыбаки, по отцовской – уральские казаки. В середине 1950-х годов вместе с родителями она переехала на Урал, в Челябинск. К этому времени юная поэтесса уже пробовала перо. В литературном объединении «Алые паруса» городского Дворца пионеров вела занятия детская писательница Лидия Александровна Преображенская, воспитавшая несколько поколений уральских писателей и журналистов. И школа Преображенской во многом определила судьбу Лилии, выбор будущей профессии. Кулешова закончила Челябинский государственный педагогический университет по специальности «русский язык и литература», работала учителем в школе, а затем пришла в научную библиотеку Южно-Уральского государственного университета, где и сегодня ведет культурно-просветительскую работу со студентами, организует литературные вечера, диспуты, обзоры новых книг и журналов, творческие конкурсы, руководит литературной студией «Студенческий Парнас».

Уже первые публикации в сборниках стихов «Светунец», «Майский дождь», «Гроздья рябины», «Весенние голоса», «Русская тетрадь» рельефно обозначили главные черты поэтики Кулешовой. Это волшебная легкость метафор, любование миром в каждой его драгоценной частичке, а чуть позднее начинает звучать и главная тема – обретение веры, переживание веры, утверждение ее.

Незадолго до выхода первой книги, в 1994 году, Лилия Кулешова стала участницей Первого всероссийского совещания молодых писателей в Москве. Ее стихи высоко оценили и руководители семинара, и участники, собравшиеся со всех уголков страны. Поэтесса была принята в Союз писателей России. Через год выходит в свет первый сборник стихов «Прощеное воскресенье», который уже самим названием задает лейтмотив радостного обретения веры:

В прощеное воскресение
Прости, что жила как в чаду,
Лукавила во спасение,
Не знала, куда иду.
Земля еще спит весенняя,
Со мной ее благодать.
В прощеное воскресение
И я научусь прощать.

Здесь уже в полную силу зазвучала особая интонация русской женской поэзии: задушевная, чистая, торжественная. Поэтессу привлекают темы, имеющие глубокие корни в русской лирике: тема родины, ее исторической судьбы, русская природа, любовь. Свет женственности и жертвенности, сочувствия и всепрощения озаряет трагедию окружающего. Православная направленность большинства стихов счастливо совпадает с празднично-яркими образами, чистой музыкой, и это славянское, русское, кровное чувство радостной веры словно противостоит тревожному темному времени, накрывшему страну:

Мир на ветру
таинственно трепещет…
Господь, перебирающий века,
Жуков достанет
из древесных трещин,
Согреет голубого мотылька…

Как пишет критик Светлана Калинкина, «Вера в Бога открывает Лилии новый взгляд на мир. В ее стихах остается все меньше красивости, поиска любви земной, так называемого «волшебства» и «чародейства», все меньше она плетет словесные кружева из ярчайших ниточек и ленточек. Но… сколько высокой мудрости и трагизма в незатейливых с виду строчках…». Кулешова любит парадоксальные метафоры, она чувствует, что противоположности – всего лишь крайние, граничные проявления цельной, светлой, одухотворенной сферы бытия, в центре которой – Бог, Любовь и Надежда.

В начале 1990-х Лилия Кулешова стала первой поэтессой, избравшей направление православной поэзии. Позднее оно четко обозначилось в челябинской и во всей русской литературе, и отношение к нему было неоднозначным: кто-то из поэтов активно эксплуатировал враз ставшую модной тему, кто-то искал спасения в стихах-молитвах, кто-то стремился активно проповедовать… Кулешова избрала свой путь - путь сотворения поэтического мира в свете веры. В отличие от множества новых поэтических течений, разворачивающихся в 1990-е годы и стремящихся привлечь к себе внимание экстремальными языковыми и образными выразительными средствами, для Кулешовой главным становится смысл «не удивлять, а удивляться», и это позволяет ей, соединяя разорванные связи, возвращать нас к простым истинам, на которых держится мир:

С северным ветром,
Страшна и крылата,
Ходит беда по горам и долам,
А на звезде
Засветилась лампада.
Будьте как дети,
Завещано нам.

И теперь каждая книга Кулешовой уже названием становится причастна православию, кругу его одухотворенных образов. Всего в свет вышло десять сборников ее стихов и поэм: «Прощеное воскресенье», «Яблочный Спас», «Свет Рождества», «От свечи до свечи», «Преображенный мир», «Венец небесный», «Память о рае», «Радость моя», «Свете тихий», «Цветы, посаженные небом»… И сотворение светлой поэтической вселенной продолжается.

Вот как откликается на творчество своей учительницы молодая поэтесса Евгения Коробкова: «Лилия Кулешова относится к радости восприятия бытия как к высшей мудрости, ибо когда делишься радостью, то она прибывает». Дорогого стоят эти слова ученицы об учителе, ведь

Душа в единственном числе,
И замысел о ней прекрасен!

Образ лирической героини в стихах – это образ женщины, способной преображать мир вокруг себя, творить красоту и гармонию:

Дарить любовь нужней, чем брать…

И дарованная ей благодать сочувствия, сопереживания, милосердия помогает прозревать образ Божий в мужчине, которого она любит:

Ты бессмертен,
Пока я твой образ люблю,
Пока счастье
Нас кормит с руки.

Гамма чувств и переживаний современной женщины многообразна и многолика.

Неосвещенное время разлуки,
Тонко прошитое ниткой дождя.
Знала ли я, протянув к тебе руки,
Что оттолкнулась навек от тебя?

А высшее предназначение ее выражено в исповедальных строках:

Я крещена холодными снегами,
И вкус снежинки у моих стихов.
Я рождена зимой, как в белом храме,
Чтобы очистить душу от грехов.

Вектор творчества поэтессы направлен и по горизонтали, и по вертикали восприятия мира:

Божий крест в основанье любви,
И крестом мироздание светится…

В стихах находят отражение ключевые понятия, заложенные в генах с крещением Руси: сострадание, милосердие, терпение, прощение, любовь. Образы несут в себе свет преображения человеческой души, которая не зависит от земной суеты, радуется красоте и гармонии, отзывается с трепетом всякому проявлению жизни:

У радости полно очей,
Глядящих из цветов и листьев.

Продолжение следует...