Поиск

Верните награды героя!

02.02.2012 11:55
Автор: Владимир ФИЛИЧКИН
Знак отличия Военного Ордена, впоследствии просто Георгиевский Крест – до сих пор, наверное, самая почитаемая в народе награда рядового и младшего офицерского состава Русской Армии. Говорят, что за годы существования этой награды ее получили более двух миллионов человек. Этот знак был утвержден императором Александром I 13 февраля 1807 года «За заслуги боевые и храбрость против неприятеля».
Верните награды героя!*
не наше

Знак отличия Военного Ордена, впоследствии просто Георгиевский Крест – до сих пор, наверное, самая почитаемая в народе награда рядового и младшего офицерского состава Русской Армии. Говорят, что за годы существования этой награды ее получили более двух миллионов человек. Этот знак был утвержден императором Александром I 13 февраля 1807 года «За заслуги боевые и храбрость против неприятеля».

Сдай кресты, иначе хуже будет

Наш земляк Маркел Спиридонов ушел на Первую мировую войну из зауральского села Давыдовка Оренбургской губернии. Воевал слишком хорошо, так как вернулся домой в канун революции кавалером сразу двух георгиевских крестов, высшей солдатской награды Российской империи. Тогда считалось, что «выше него награда – это только смерть за родное Отечество». Заслужить знак отличия - солдатский Георгиевский Крест можно было лишь, совершив боевой подвиг, например, захватив вражеское знамя или штандарт, взяв в плен офицера или генерала противника, первым войдя во время штурма во вражескую крепость или ступить на борт неприятельского корабля при абордажном бое. Спасение в боевых условиях жизни своему командиру могло быть также отмечено знаком отличия Военного Ордена.

Поэтому георгиевские кавалеры и выступали нравственным эталоном того непростого времени. Не случайно в годы расказачивания, когда необходимо было растоптать саму память о казачьей славе, за фотографию георгиевского кавалера или хранимый дедовский крест запросто могли выслать, а то и расстрелять всю семью. Новая российская власть трижды вызывала Маркела Яковлевича в волостное управление НКВД, где у него в конечном итоге и были изъяты его фронтовые награды. Он не стал рассказывать родным о том, какие аргументы уполномоченных оказались решающими в принуждении Героя сдать «проклятые» царские награды. Только поспешно собрался и, никому ничего не сказав, сразу же под покровом ночи покинул свою родную деревню и район. В 1970 году незадолго до смерти 84-летний георгиевский кавалер с обидой рассказал своим детям о той отвратительной несправедливости. Его слова, «как мне жаль своих боевых наград», запали в сердце его сына Ивана Спиридонова, жителя города Кургана. Почти десять последних лет восьмидесятилетний ветеран пытается найти в архивах Советской власти хоть какие-нибудь сведения о пропавших отцовских крестах. Обращался он и в архив Курганской области. Просил уважаемого Геннадия Зюганова помочь найти отца в списках георгиевских кавалеров тех лет. В архиве Министерства обороны Ивану Маркеловичу ответили просто: «Дайте номер воинской части, где проходил службу ваш отец, без этих данных нам его не найти…» А он сам, вернувшись из армии 67 лет назад, уже и свою-то воинскую часть вспомнить не может. Узнав из телепередачи о том, что в Москве создали «музей героев», Иван Спиридонов неоднократно писал туда письма, даже не имея точного адреса. Ответ приходил с неизменной пометкой: «Нужен точный адрес». От безуспешных попыток вернуть семье память о Герое, воевавшем за Россию, осталось ощущение обмана и несправедливости. Казалось бы, чего проще поднять архивные материалы о награждениях. Или это сегодня никому, кроме курганского старика, уже не нужно…

Георгиевский Крест для белых орлов

Вопреки распространенному заблуждению Георгиевский Крест не был «узаконен» советским правительством или официально разрешен к ношению военнослужащими Красной Армии. Возможно, это было связано в первую очередь с тем, что стал широко известен факт покушения на Владимира Ленина, готовившегося боевиками Союза георгиевских кавалеров в середине января 1918 года. В свою очередь утверждают и то, что один из вождей «Белого движения» генерал-лейтенант барон Роман Федорович фон Унгерн-Штернберг в Новониколаевске, расстрелянный по прямому указанию Ильича, в ночь перед расстрелом разгрыз и съел свой Георгиевский Крест, дабы оный не достался «жидобольшевикам».

9 февраля 1919 года вышел приказ № 30 военного министра правительства Aлександра Колчака генерал-майора Николая Степанова с объявлением правил «восстановленного» награждения офицеров, военных врачей, военных чиновников, военных священников и солдат орденами и другими знаками отличия. Приказом, текст которого «восстанавливал» военные награды царской России в белой армии, командование последней декларативно представляло себя правопреемником сметенного революцией «законного» государства.

Одно из массовых награждений, состоявшихся в том же месяце на Южном Урале, описал Павел Зырянов в биографии Колчака: «На затерянной среди Уральских гор маленькой станции, близ Уфимского фронта Колчак вручал георгиевские кресты. Высший знак воинской доблести после февраля демократизировался - теперь его могли получить не только офицеры, но и солдаты. Длинный их ряд, молодых, безусых, вытянулся вдоль перрона. В прозрачном горном воздухе как-то особенно проникновенно прозвучала возвышенная и печальная мелодия гимна «Коль славен наш Господь в Сионе...» Главнокомандующий негромким, но четким голосом поздоровался с войсками, и началась церемония награждения. Было заметно, что многие волнуются - особенно, как показалось Ауслендеру, один широкоплечий и краснощекий парень из ижевских рабочих. Когда адмирал повторил перед ним формулу награждения – «От имени Русской армии в воздаяние подвигов, совершенных Вами на пользу Родины, награждаю Вас Георгиевским Крестом», - в его глазах блеснули слезы. Когда же к его шинели были уже приколоты крест и ленточка, стоявший рядом офицер доложил о чем-то верховному правителю. Ни слова не говоря, Колчак взял у адъютанта еще один крест, более высокой степени, и приколол рядом с первым. И потом, переходя с левого фланга на правый, мимо строя, который расцвел оранжево-черными георгиевскими лентами, верховный правитель еще раз остановился у того парня и поправил на его груди ордена и ленточки…

Обладатели георгиевских крестов приняли активное участие в боевых действиях Второй мировой войны, вот только далеко не всегда на советской стороне. Вспомним хотя бы недоброй памяти Русский Корпус на Балканах, казаков фон Паннвица, сформированных из белогвардейцев, и прочие войска освободительного движения России.

* * *

В последние годы в рамках акции «Георгиевская ленточка» в России были розданы десятки миллионов черно-оранжевых лент. Такие ленты украшали на Парадах Победы грудь президента страны Анатолия Медведева, председателя правительства Владимира Путина и всех гостей, собравшихся на трибунах Мавзолея. Вот только полного списка кавалеров Георгиевского Креста в России как не было, так и нет. А напрасно…