Поиск

Василий Зайцев - забытый герой Великой войны

27.07.2009 00:00
Автор: Константин Путник
Не очень давно российский зритель имел возможность посмотреть художественный фильм «Враг у ворот», снятый французскими кинематографистами и посвященный противостоянию в Сталинграде русского снайпера Василия Зайцева и фашистского мастера - майора Кениннгса.
Василий Зайцев - забытый герой Великой войны*
не наше

  О великом советском разведчике Рихарде Зорге, разоблаченном и повешенном японцами в 1944 году, советский народ узнал, благодаря случайности.

  Говорят, главе Коммунистической партии и Советского государства Н. С. Хрущеву в начале 1960-х г. г. показали западный фильм «Кто вы, доктор Зорге?». Восхищенный Хрущев выразил сожаление, что такого персонажа не существовало в действительности, на что компетентные товарищи из окружения возразили: Рихард Зорге – реальное лицо, резидент советской разведки, действовавший в Токио.
  Реакция Хрущева была мгновенной: почти позабытое на Родине имя разведчика извлекли из небытия, присвоив посмертно высокое звание Героя Советского Союза.

  Эта печальная тенденция – вспоминать своих героев с подачи Запада, в частности после просмотра западных фильмов, - сохранилась до сих пор. Запад, безусловно, дотошнее и памятливее нас: может быть, потому, что скуден настоящими героями, тогда как мы все еще можем позволить себе эту роскошь – забывать: ведь так много в нашей истории подлинного героизма и настоящего подвижничества.

  Не очень давно российский зритель имел возможность посмотреть художественный фильм «Враг у ворот», снятый французскими кинематографистами (режиссер – Жан-Жак Анно) и посвященный славному для русского оружия эпизоду Великой Отечественной войны: противостоянию в Сталинграде русского снайпера Василия Зайцева и фашистского мастера майора Кениннгса, - фильм во многих отношениях лживый и слабый, но все-таки пробуждающий память: иногда ведь вспомнить помогает не только вкрадчивый подсказывающий шепоток на ухо, но и громкий, ошеломляюще-грубый окрик.

Многие молодые люди (старшее поколение, вероятно, еще помнит публикации советского времени, посвященные герою) именно благодаря французскому фильму – этому оскорбительному окрику, почти оплеухе, - открыли для себя Зайцева: легендарного русского снайпера, сеявшего панику в рядах 6-й немецкой армии, осенью 1942 года непрерывно штурмовавшей Сталинград.

  В своем первом бою из обычной мосинской винтовки-трехлинейки этот необстрелянный, нескладный, очень скромный юноша с расстояния 800 метров наповал уложил трех гитлеровцев. Пройдя затем короткую подготовку у лучшего снайпера 284-й стрелковой дивизии, оборонявшей Мамаев курган, он к январю 1943 г. уничтожил 242 немца, а подразделение из тридцати снайперов, подготовленных им, истребило 1126 гитлеровцев. Специально для «охоты на русского Зайца» из Берлина был вызван любимец фюрера, начальник элитной снайперской школы майор Кениннгс. Их «дуэль» состоялась после долгой предварительной подготовки: несколько дней русский крестьянин и немецкий аристократ, замаскировавшись, лежали друг против друга, разделенные полосой всего в 75 метров – шла напряженная борьба нервов. Не выдержал Кениннгс: поддавшись на одну из хитроумных уловок Зайцева, он обнаружил себя и получил меткую пулю в лоб.
 
«Так, - сообщала об этом событии листовка, выпущенная Главным политическим управлением Красной Армии, - имя Василия Григорьевича Зайцева тесно переплелось с историей героической битвы у стен волжской твердыни. Он пришел в Сталинград рядовым пехотинцем, он стал здесь младшим лейтенантом, первоклассным снайпером. В темную осеннюю ночь Зайцев ступил на правый волжский берег необстрелянным бойцом. Здесь он стал храбрым и отважным воином, удостоенным высокого звания Героя Советского Союза».

  На заре своей деятельности в качестве главы городской администрации В. М. Тарасов неоднократно заявлял о желании одну из улиц Челябинска назвать именем знаменитого английского «битла» Джона Леннона. Подразумевалось, что никого достойнее иностранного поп-певца среди наших земляков нет. Правда, немного позднее появились в Челябинске прижизненные памятники актеру Георгию Жженову и российскому барду Александру Розенбауму: первому, вероятно, потому, что ему довелось сидеть при ненавидимом нынешним российским режимом Сталине; второму – за непреходящую и постоянно декларируемую любовь к западным ценностям, Гарри Поттеру, в частности, и демонстративное пренебрежение к ценностям русским: чего стоит публичное исполнение им блатной песни «Гоп-стоп, мы подошли из-за угла…» на Дворцовой площади Петербурга во время празднования 300-летия города на Неве. Подготавливая этот материал, я внимательно просмотрел имеющиеся в моем распоряжении справочник «Улицы Челябинска» и не так давно изданную внушительную энциклопедию «Челябинск». Среди многих всуе упоминаемых деятелей городской администрации Зайцеву места в них не нашлось. 

  А с какой стати называть именем Зайцева одну из улиц столицы Южного Урала? – спросит читатель. Уместнее все-таки увековечить более близкие нам имена: славных строителей ЧТЗ, например, или бойцов Уральского добровольческого танкового корпуса… Это так, конечно. И я надеюсь, что мы, неблагодарные потомки, однажды избудем этот грех, достойно вспомянув и почтив великие дела наших отцов и дедов. Но непосредственный повод все-таки есть. И этот повод – даже не приближающееся празднование 65-летия нашей Победы в Великой Отечественной войне – даты знаменательной и грустной, поскольку это, по-видимому, последний юбилей, который мы встречаем вместе с нашими ветеранами.

  Дело в том, что Герой Советского Союза Василий Григорьевич Зайцев, во многих документах упоминаемый как сибиряк, родился в 1915 году в поселке Еленинском Агаповского района Челябинской области, то есть является одним из именитых наших земляков. Хочется верить, что еще целы мемориальные доски, установленные на родине Героя.

  Я очень надеюсь, что историческая несправедливость будет исправлена, и имя бесстрашного воина – нашего земляка – украсит одну из челябинских улиц.