Поиск

Ухабы на пути к информационному обществу

10.12.2010 12:40
Автор: служба информации
Две недели назад в правительстве области появилось новое министерство – связи и информационных технологий. Шаг, давно назревший. В нашу информационную эпоху нельзя жить, не регулируя на государственном уровне сферу связи и телекоммуникаций, ставшую без преувеличения, стратегической.
Ухабы на пути к информационному обществу*

        Две недели назад в правительстве области появилось новое министерство – связи и информационных технологий. Шаг, давно назревший. В нашу информационную эпоху нельзя жить, не регулируя на государственном уровне сферу связи и телекоммуникаций, ставшую без преувеличения, стратегической. Однако на этом пути еще придется разгрести немало опасных завалов. 

         Это прямо следует из экспертного доклада Центра «Стратегии и мониторинг» по оценке развития регионального рынка телекоммуникаций и новых информационных технологий «ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО»: ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСПРОГРАММЫ» 

В докладе отмечается, что в ближайшие годы на повседневную жизнь жителей области окажет влияние федеральная инновационная программа «Информационное общество», которая за восемь лет должна способствовать повышению инвестиционной привлекательности и технологической независимости страны и улучшить качество жизни населения, облегчив доступ к простым сервисам, которыми пользуются ежедневно. Например, появится возможность записаться на прием к врачу через Интернет или заплатить штраф, не выходя из дома. Затраты по этой программе планируются в размере 375 млрд. рублей. Однако опыт «пилотных» работ, проводимых в Татарстане, Башкортостане и Астраханской области, выявил проблемы, во многом связанные с состоянием региональной информационной инфраструктуры обеспечивающей передачу данных. 

Интернет растет, как на дрожжах 

Если для большинства товаров и услуг рынки складывались в конце бурных 90-х, то рынок телекоммуникаций начал формироваться лет на десять позже, по мере развития интернета. По сути, в эти годы начала формироваться новая отрасль телекоммуникаций, передачи информации и интернета. При этом рынок услуг и новая отрасль формировались путем выделения из государственной (монопольной) отрасли связи региональных “связьинформов”.

- Особенностью нового рынка был его бурный рост, вызванный распространением Интернета, - говорит руководитель Центра «Стратегии и Мониторинг», экономист Сергей Гордеев. - В отдельные годы объем предоставляемых услуг на рынке телекоммуникаций и интернета возрастал за год в десятки раз. В итоге к настоящему времени, менее чем за десять лет, объем услуг в сфере телекоммуникаций и интернета существенно превзошел объем услуг традиционной стационарной телефонной связи и продолжает быстро увеличиваться, несмотря на кризис. По предварительным оценкам  только на рынке внутриобластной передачи данных и интернета Челябинской области годовой объем услуг превысил уровень в 3 млрд. рублей и рост продолжается.

Однако, свидетельствуют эксперты, при таком росте рынок телекоммуникаций до настоящего времени еще не устоялся, а услуги по передаче данных сильно различаются и по качеству и по цене. Развитие этой новой отрасли в Челябинской области шло в последние годы без заметных успехов и область постепенно теряла позиции лидера.

Хотя наши тенденции во многом повторяют общемировые закономерности и перспективы, а последствия развития интернета были очевидны, никаких действий по использованию отрасли в целях модернизационного развития региона со стороны областного правительства не предпринималось. Именно во время становления новой отрасли, крупнейший поставщик услуг по передаче информации в Челябинской области - «Челябинсксвязьинформ» был преобразован в филиал «Уралсвязьинформа» с ограниченными возможностями по проведению региональной технической и экономической политики.

В это же время Федеральная антимонопольная служба прекратила контроль за уровнем цен на услуги по передаче информации. В целом после преобразования активность филиала резко снизилась и возникли вопросы по соотношению цены, ассортимента и качества предоставляемых услуг. Здесь, вероятно, сказались старые привычки естественного монополиста. В результате новый высокотехнологичный рынок, который ежегодно рос в регионе на сотни миллионов рублей, был предоставлен сам себе и стал хаотично заполняться услугами и организациями, нередко сомнительными. 

“Паутина” над городами…. 

Бурное развитие телекоммуникаций стало заметно, прежде всего, по развитию домашнего интернета. В ряде городов области сформировалась конкурентная среда, и уровень цен на услуги подключения к интернету стал ниже 500 рублей. Это, несомненно, успех. Однако построенную при этом систему нельзя считать долговечной, поскольку много технологических вопросов решены временно и часто не вполне легально. Издержки ситуации хорошо заметны из окон многих домов областного центра, где развитие интернета приобрело наибольший размах. Над крышами в разных направлениях проходит множество натянутых кабелей, местами они даже идут по опорам освещения, и в конечном итоге, над Челябинском формируется хаотическая “паутина”. Какая доля из этих десятков висящих рядом кабелей проложена официально, определить сложно.  Специалисты считают, что реальное соотношения между официальной и неофициальной прокладкой может быть 1 к 10. То есть, на один официально проложенный кабель приходится десять «нелегальных».

 От такой ситуации, прежде всего, страдают легально работающие провайдеры, честно оплачивающие аренду мест для прокладки, а так же городские службы и ЖЭКи, сталкивающиеся с последствиями подобной стихийной информатизации. Разобрать, кому принадлежит какой из многих находящихся на высоте над землей кабелей оказывается сложно, часть из них может уже не использоваться, но не демонтируется и, по сути, брошена, представляя опасность для населения.

Но если рынок домашнего интернета тем не менее во многом состоялся, то на более сложном рынке услуг для организаций стихийно возникшая ситуация оказалось более запутанной, что неизбежно сказалась и на бюджетной сфере. В последнее время в процесс передачи данных и внедрение электронного документооборота стало включаться  множество бюджетных организаций. Однако даже в таком важном и перспективном деле оказалось много не решенных вопросов. 

…и потери бюджетов 

 Вместо общей технологически единой системы, внедрялся ряд разрозненных ведомственных решений и вся система передачи информации напоминает сейчас плохо сшитое “лоскутное одеяло”. Со стороны Министерства экономического развития Челябинской области, Комитета по информационному и программному обеспечению Правительства Челябинской области и других структур не было даже попыток регулирования развития этой важной составляющей региональной инфраструктуры. В частности, отсутствовали какие - либо четкие нормативы и рекомендацию по организации подключений у организаций провайдеров.

 В итоге, как и во всяком новом деле, возникло много нерешенных проблем, а, кроме того, появились новые возможности для не рационального использования бюджетных средств, в ряде случаев -  для открытых злоупотреблений.

Характерные примеры долго искать не надо. В 2009 году Министерство здравоохранения Челябинской области, несмотря на кризис и меры по экономии, платило «Уралсвязьинформу» за подключение и пользование интернетом в среднем 15-20 тысяч рублей в месяц по устаревшему тарифу многолетней давности. Хотя точно такую же услугу без всякого ограничения можно было получить у того же «Уралсвязьинформа» немногим более чем за 2 две тысячи рублей по безлимитному тарифу. Объективного обоснования для такой траты государственных денег нет, и явно просматривается элементарная халатность. В итоге речь идет о сотнях тысяч рублей потерянных для бюджета.

Другая подобная ситуация наблюдалась в том же 2009 году в Управлении федерального казначейства по Челябинской области. Расположенные в Челябинске отделения казначейства, работавшие по сети «Уралсвязьинформа» перешли на работу через интернет-сеть ЗАО”Интерсвязь” на срок 11 месяцев со стоимостью услуг по договору 8,5 тысяч рублей в месяц, при этом отказавшись от услуг по передачи данных «Уралсвязьинформа» стоивших немного более 2 тысяч рублей в месяц. То есть, цена услуги возросла более чем в 4 раза, несмотря на общее снижение цен по отрасли.

Причем взамен ранее предоставлявшихся защищенных выделенных каналов для передачи финансовой информации, было предоставлено обычное подключение к сети интернет, которое предоставляется в квартиры менее чем за 500 рублей в месяц. Халатностью или некомпетентностью подобную ситуацию объяснить сложно, так как в руководстве федерального казначейства и у провайдера работали близкие родственники. Понятно, что конкурсная процедура закупа услуг на государственные нужды, обязательная при таких ценах для годового контракта, не поводилась. В этом случае бюджетная сфера также недосчиталась сотен тысяч рублей. 

Жить без опоры нельзя! 

Эксперты Центра «СиМ» утверждают: по мере развертывания госпрограммы «Информационное общество» ее влияние на экономическую и социальную жизнь будет возрастать. Дальнейшее развитие получит развитие региональной инфраструктуры передачи информации.

Поэтому уже сейчас возникает вопрос о постепенной замене “паутины” на цивилизованные областные или городские ОПОРНЫЕ СЕТИ передачи данных, предоставляющие услуги всем провайдерам, работающим с конечными пользователями. Аналогичные работы уже ведутся в Москве и других крупных городах, в том числе и на муниципальном уровне. Важность этого вопроса увеличивается в связи с предстоящей ликвидацией «Уралсвязьинформа» и включения его подразделений в «Ростелеком», действующий по всей России. Опыт предыдущих преобразований, после чего произошло перемещение служб технической поддержки абонентов «Уралсвязьинформа» в Екатеринбург, говорит о том, что можно ожидать дальнейшего снижения влияния этих подразделений «Ростелекома» на рынке конечных пользователей региона. Хотя при этом возможен приход новых серьезных компаний в регион, поскольку рынок и потенциал развития, прежде всего, в виде подготовленных и имеющих опыт работы специалистов в Челябинской области сохраняются.

Последствия бурного развития новых технологий не заставят себя ждать. Так, внедрение в практику работы электронных подписей приведет к дальнейшему развитию электронного документооборота, который из вспомогательного средства пересылки данных станет выходить на первый план, встав наравне с традиционным бумажным документооборотом, а потом – вытесняя его.

Далее в сфере управления более широкое распространение займут телеконференции. В простейшем виде заметный многим эффект здесь будет наблюдаться за счет экономии транспортных расходов. Однако главный результат здесь дает изменение самой структуры и перераспределения функций органов управления, которые годами развивались экстенсивно и решали все возникающие проблемы простым увеличением численности чиновников.

При этом  возникают новые задачи эффективной организации информационных работ по соответствующим мировому уровню стандартам. Сложившаяся старая практика создания при каждом ведомстве собственного “информационного натурального хозяйства” весьма невысокого технологического уровня, нередко приводила не к перестройке управленческой работы, а лишь к увеличению численности аппарата, перерасходу средств и допускала ранее описанные ситуации.

Выходом здесь является подготовка и принятие соответствующих нормативных требований и применение аутсорсинга, то есть переход на обслуживание у специализированных организаций.

- Весь спектр проблем в таком новом и сложном деле заранее предусмотреть и решить крайне сложно, - говорит Сергей Гордеев. - Кроме того, существуют накопленные и нерешенные вопросы предыдущих лет. В этих условиях новому министерству предстоит решить непростую задачу максимального использования результатов госпрограммы, как в интересах органов управления, так и населения области в целом.