Поиск

У педагогов горячая пора

13.08.2010 16:37
Автор: Мария ХВОРОСТОВА
Последний летний месяц для системы образования — всегда самый напряженный. Заканчиваются текущие ремонты в учреждениях, подписываются акты готовности систем жизнеобеспечения, педагоги после отпусков обновляют учебные планы, образовательные программы, проходят конференции.
У педагогов горячая пора*

Последний летний месяц для системы образования — всегда самый напряженный. Заканчиваются текущие ремонты в учреждениях, подписываются акты готовности систем жизнеобеспечения, педагоги после отпусков обновляют учебные планы, образовательные программы, проходят конференции.

- Этот год для нас особенно интересный, знаковый, ведь он объявлен Годом учителя, - отмечает начальник управления по делам образования Елена Коузова. - Несмотря на то, что мы находимся в не очень простых экономических условиях, в этом году у нас много событий, важных для нас.

Так, например, в этом году открывается музей муниципальной системы образования, на 31 канале стартовала программа «Открытый урок», которую ведет известный педагог Иван Иоголевич, с сентября увеличивается фонд оплаты труда бюджетников, в том числе и работников образования. Также начинаются формальные изменения: переход на отраслевую систему оплаты, смена статуса некоторых образовательных учреждений, внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов.

Эти стандарты, так называемые ФГОСы, заслуживают особого внимания. Закон, предписывающий работу по ним, вступит в силу только через год. Но в Челябинске решили попробовать, что это такое, и внедрить в десяти школах в качестве эксперимента. Это повлечет некоторые изменения в структуре «рабочего дня» ребенка.

- Мы привыкли к 4 — 5 — 6 урокам в день, после которых можно идти домой, - объясняет Елена Коузова. - А согласно ФГОСам, еще 10 часов в неделю, то есть по 2 часа в день, должно быть уделено дополнительному образованию. Родителям первоклассников предоставят выбор из нескольких видов услуг. В первую очередь, этопрограммы, направленные на интеллектуальное развитие. Также можно отправить ребенка на гражданско-патриотическое воспитание, краеведение, занятия по здоровому образу жизни. Это будет бесплатно, так как это норма закона, и финансироваться она должна из бюджета. Правда, пока неизвестно, из казны какого уровня будут направляться средства, а в этом году пилотный проект содержится совместно городом и областью. Уже более 90 педагогов готовы поработать с ФГОСами. Как один из вариантов, будет практиковаться зачет — когда ребенок уже занимается дополнительным образованием вне школы.

В 2010 году перед новым учебным годом пришлось проделать большую работу по выполнению предписаний надзорных органов. В первую очередь, это распоряжения Госпожнадзора. Требования этого ведомства постоянно ужесточаются, и только в этом году в адрес образовательных учреждений пожарные вынесли более 1100 предписаний. По словам Елены Коузовой, большая часть из них выполнена: установка автоматических систем оповещения, замена материалов отделки и так далее. Но есть и такие моменты, которые исполнить не получается, например, такие как расширение коридоров или дверных проемов. Хотя там, где это возможно, делается и это. Еще один блок работ связан с требованиями другой структуры — Роспотребнадзора. В основном, это касается обновления пищеблоков, технологического оборудования и ремонта. Из 500 образовательных учреждений, существующих сегодня в Челябинске, 16 серьезно обветшали. 11 и вовсе закрыты. Еще более 50 требуют довольно серьезных вложений: на обновление фасада, кровли, ограждения.

Всегда неразрывно были связаны образование и демографическая ситуация. Так, сейчас школу заканчивают дети, которые родились в 90-е. А тогда, как известно, в стране был обвал рождаемости. На конец 2009-2010 учебного года в школах Челябинска учились 95 тысяч ребят. В этом году их будет 97, и этот прирост обеспечат первоклашки. Маленьких детей в городе сейчас намного больше, чем подростков, поэтому растет количество не только младших школьников, но и детсадовцев. Дошколят сегодня в столице Южного Урала около 60 тысяч.

- Если школьное образование у нас в стране обязательное, то дошкольное — нет, но тем не менее, оно доступно, - подчеркивает Коузова. - В нашем городе обеспеченность местами в детских садах составляет 81,7 процента. Тем временем, по России этот показатель равен 59,1 процента, по УрФО — 65,7 процента. Мы практически сняли напряженность с местами для детей от 5 до 7 лет. Дети от трех лет обеспечены на 93,5 процента. А вот малыши от 1,5 до трех лет серьезно нуждаются в садиках: мест хватает только половине.

190 детсадовских помещений были выведены из системы образования в 90-е годы. Сейчас 24 здания вернули, но проделать это со всеми бывшими садиками нельзя. Некоторые из них заняты социально важными службами, многие морально устарели и не подходят под новые требования к дошкольным учреждениям. Так что самое правильно — это капитальное строительство. В прошлом году в Калининском районе построили два новых садика - № 481 и № 482. Сейчас первыми на очереди на стройку стоят 17-й микрорайон в Курчатовском районе, 27й в Калининском и улица 50-летия ВЛКСМ в Металлургическом районе. Также в планах строительство новых садов в Шаголе, Чурилово, в Ленинском районе. Кроме того, несколько детских садов уже в этом году примут воспитанников после реконструкции.

 

Еще одно новшество 2010 года опробуют в гимназии № 23. Здесь уроки обществознания будут проводить без учебников, с помощью ридеров. Это электронные пособия наподобие ноутбуков. В перспективе такие устройства должны избавить школьников от тяжелых сумок с кипами книг. Также делаются первые шаги навстречу электронному документообороту. Как отмечает Елена Коузова, трудная зима с долгими карантинами показала, что и обучение через Интернет не только возможно, но и удобно.

_______________________________________________________________________________________

Новые образовательные стандарты опробуют на первоклассниках в школах № 10, 14, 35, 67, 76, 94, 99, 100, 104, 136. Для эксперимента были выбраны учреждения разного статуса и разного типа, с большим количеством учащихся.

_______________________________________________________________________________________

В челябинской системе образования 500 учреждений: 303 дошкольных, 132 общеобразовательных, 23 коррекционных, в том числе для детей-сирот, 38 учреждений дополнительного образования, а также еще несколько заведений, не занимающихся непосредственно образовательной деятельностью.

_________________________________________________________________________________________

Фото Валерия БУШУХИНА