Поиск

Существует ли сегодня в Челябинской области карательная психиатрия?

26.07.2011 12:44
Автор: Елена Подольская
История с детьми из челябинского интерната № 13, которых якобы «ссылали» за проступки в психоневрологическую больницу, еще раз вскрыла проблему отношения к детской психиатрии со стороны взрослых.
Существует ли сегодня  в Челябинской области карательная психиатрия?*
не наше

История с детьми из челябинского интерната № 13, которых якобы «ссылали» за проступки в психоневрологическую больницу, еще раз вскрыла проблему отношения к детской психиатрии со стороны взрослых.

Напомним, не так давно о челябинском интернате № 13 заговорили даже за пределами региона. Выяснилось, что 44 его воспитанника за последний год проходили лечение в детском отделении психоневрологической больницы. Законность действий воспитателей и врачей дважды проверили независимые эксперты. К работе во второй комиссии привлекли, кроме других специалистов, и главного внештатного психиатра УрФО Константина Ретюнского. Эксперты не нашли нарушений.

Все дети и подростки попали в больницу обоснованно. Многие из них имеют нарушения социального поведения, что выражается в агрессии, жестокости по отношению к окружающим, бродяжничестве, стремлении к суициду. Некоторым воспитанникам выставлены диагнозы — алкоголизм и токсикомания, другие проходили обследование по направлению военкомата.

Мифы о «желтых домах»

Что же в этой истории так всколыхнуло общественность, и почему психиатрическая помощь приравнивается к некоему карательному мероприятию?

Сами врачи говорят, что виноваты стереотипы, сложившиеся в нашем сознании в отношении психотерапевтов и тем более психиатров. Этих специалистов попросту боятся и зачастую стыдятся обращаться к ним за помощью. Даже если дело касается здоровья собственных детей.

Вот что рассказывает об этом Татьяна Смирнова, главный детский внештатный психиатр министерства здравоохранения Челябинской области:

— У нас такая «традиция» — психиатрические больницы называть не иначе как «желтыми домами», дурдомами. Вокруг них нагнетаются страхи, выдумываются мифы. Обратиться к психотерапевту, психиатру многим стыдно.
Прошло уже несколько лет, но этот случай я помню, будто он произошел вчера. Ко мне обратилась коллега с просьбой посмотреть девочку-подростка. Оказалось, ребенок несколько раз пытался покончить с собой, и только случайность спасала девочку от смерти. При этом папа-врач и мама-завуч в школе опасались огласки и не отправляли дочь к специалисту. Девочку должны были привести ко мне на следующий же день, но все не приводили — чего-то ждали. Через неделю она выбросилась из окна…

Когда бежать за помощью?

По словам Татьяны Александровны, важно вовремя заметить изменения в поведении ребенка, его настроении. К примеру, «невинные» хулиганские выходки могут быть признаком развивающейся патологии. А депрессия — это уже повод со всех ног бежать к врачу-психиатру. Проявляться она может в том, что ребенок не выходит из дома, не ест, все время молчит. Бывает, что подросток на короткий промежуток времени вновь становится самим собой, а потом — внезапный суицид.

— Когда происходит непоправимое, взрослые начинают вспоминать, анализировать поступки ребенка, и до них доходит, что он, оказывается, обращался за помощью. По-своему, конечно. Но при желании самоубийство можно было предотвратить, — добавляет главный психиатр. — Этот случай произошел в другой области. Группа детей совершила расширенный суицид, толпой спрыгнули с крыши. Накануне страшного события ребенок, сидя в своей комнате, сочинял предсмертную записку отцу и дедушке, которые в это время были на кухне. Он спрашивал у взрослых, как пишутся те или иные слова. А слова-то были серьезные! Как вы понимаете, папа не озаботился, кому и зачем сын пишет эти выражения.

Как правило, в психиатрическом отделении оказываются именно те дети, кого «просмотрели» родители, учителя, воспитатели. Главное — изменить подходы к воспитанию, как только ребенок пройдет курс реабилитации.

 

Комментарий
Анатолий Косов, главврач ОКСПНБ № 1:

— В Челябинске сложилась сильная школа детской психиатрии. К нам приезжают учиться из других регионов. В отделении с детьми занимаются логопеды, психологи, психотерапевты, дефектологи, педагоги по школьным предметам. Медикаментозное лечение составляет всего 10 %. В основном пребывание в клинике — это мероприятия по реабилитации.