Поиск

Судьбу метро решат в течение месяца

24.06.2010 09:56
Автор: Мария ХВОРОСТОВА
По распоряжению губернатора Михаила Юревича на уровне области создана специальная комиссия, которая должна вынести вердикт: есть ли смысл и дальше пытаться выбить деньги на метро или строительство придется законсервировать.
Судьбу метро решат в течение месяца*
не наше

Метрополитен в нашем городе строится ни много ни мало уже 18 лет. В стройку века двадцатого, плавно перешедшую в стройку века нового, вложено уже 12 миллиардов рублей. А чтобы достроить первую ветку из пяти станций, потребуется еще два раза по столько. По распоряжению губернатора Михаила Юревича на уровне области создана специальная комиссия, которая должна вынести вердикт: есть ли смысл и дальше пытаться выбить деньги на метро или строительство придется законсервировать.

Длина первой лини челябинского метро — 8,5 километра. Она протянется от проходной ЧТЗ до перекрестка проспектов Победы и Свердловского. Ветка включит в себя станции «Тракторозаводская», «Комсомольская площадь», «Площадь Революции», «Торговый центр» и «Проспект Победы».

Метро — и хочется и колется. С одной стороны, потрясающей красоты проект, а также солидный бонус в копилку престижа Челябинска. С другой стороны, при всей возможной минимизации расходов, на завершение первой ветки понадобится 25 миллиардов рублей!

- Деньги абсолютно нереальные как для города, так и для области, - отметил глава администрации Челябинска Сергей Давыдов. - Какова дальнейшая судьба этого объекта, будет ясно, когда появится решение комиссии. Однако мы собрали градостроительный совет, чтобы увидеть и оценить проект первой ветки метро.

А посмотреть на градсовете было на что. Главный архитектор московского института «Метрогипротранс» Николай Шумаков представил на суд зрителей окончательный вариант, с учетом всех ранее поступивших замечаний и предложений специалистов Челябинска. Автор проекта показал, как будут выглядеть все пять станций, их холлы, вестибюли и выходы. Разработчик не обошел вниманием и инженерный корпус и депо. При этом, по словам Николая Ивановича, аналогов у проекта в России нет. Во многих городах метрополитен — это некое прочтение московского варианта, утверждает архитектор. А вот для Челябинска придумана совершенно иная концепция.

- Это новое слово в архитектуре, - заявил Николай Шумаков. - Впервые для российского метрополитена все станции одной ветки выполнены в едином стиле, в одной концепции. Специально для этого над ними всеми работал один и тот же коллектив. В итоге станции вышли одна красивее другой. И мне очень радостно, что впервые я предлагаю такое именно в Челябинске, ведь я сам родился в Коркино. Мы по максимуму минимизировали стоимость проекта, но это не значит, что челябинский метрополитен будет ущербным. Также важно, что все станции будут полностью доступны для людей с ограниченными возможностями: предусмотрены лифты с поверхности к самой платформе для пассажиров в инвалидных колясках и специальные резкие контрастные линии по краю платформы для слабовидящих.

«Тракторозаводская» и «Комсомольская площадь» - станции так называемого мелкого заложения. А «Площадь Революции», «Торговый центр» и «Проспект Победы» запланированы как станции глубокого заложения. Все станции будут односводчатыми, то есть, не будет колонн: авторы проекта уверены, что это наиболее удобно для пассажиров, кроме того, в эксплуатации удобнее свободное пространство. Использование этого принципа в связке с большими световыми кессонами на сводах вестибюлей дадут ощущение простора, света, воздуха, что очень важно для подземных помещений. В отделке станций будет использоваться камень и мрамор, скорее всего, с уральских месторождений.

В проекте предусмотрены также малые формы — входные группы, дизайн лифтовых кабин. Не обошлось в проекте и без семиэтажного здания инженерного корпуса, который по задумке разместится на пересечении проспектов Свердловского и Победы, и электродепо, включающего корпуса для отстоя и ремонта подвижного состава и хозяйственно-административных помещений.

- Впечатления, конечно, замечательные, - поделился после ознакомления с проектом Сергей Давыдов. - Работу выполнили настоящие профессионалы. Все очень красиво, технологично, практично. Но есть и другая сторона медали: как это все построить, где взять такие деньги? В этом году мы ни копейки не получили из федерального бюджета. Соответственно, в администрации города и области встал резонный вопрос, что делать дальше с метро. Как бы горько ни звучало, но может оказаться и так, что строительство будет законсервировано. Нужно быть реалистами. Ведь есть другие городские вопросы, более важные, более срочные, которые надо решать в первую очередь. Но было бы, конечно, здорово, если бы у нас появилось метро в таком виде. Хотя опять же, при условии, что это будет пока лишь одна ветка из пяти станций, метрополитен будет убыточен. Так или иначе, решение примет специально созданная комиссия, она уже работает над этим вопросом. В течение месяца станет понятно, будет в Челябинске метро или нет.