Поиск

Руководители НКВД: рассекреченные судьбы

14.01.2011 12:52
Автор: Алексей Яловенко
Самым кровавым руководителем НКВД в Челябинской области был Чистов Павел Васильевич. Работал на Южном Урале с небольшим перерывом в разных должностях. Именно при нем было расстреляно самое большое число ни в чем неповинных людей. Он самолично проводил допросы с физическими пытками незаконно арестованных и добивался с помощью пыток самооговоров.
Руководители НКВД: рассекреченные судьбы*

Главы из будущей книги

 

Самым кровавым руководителем НКВД в Челябинской области был Чистов Павел Васильевич. Работал на Южном Урале с небольшим перерывом в разных должностях. Именно при нем было расстреляно самое большое число ни в чем неповинных людей. Он самолично проводил допросы с физическими пытками незаконно арестованных и добивался с помощью пыток самооговоров.

С 29 июля 1937 г. по 26 февраля 1938 г. Чистов - начальник УНКВД по Челябинской области. П.В. Чистов как главный на южном Урале чекист «осудил за шесть месяцев к расстрелу 5980 человек, а всего пропустил через областную «тройку» 12 480 жертв». Вот некоторые названия агентурных разработок того времени, по которым, на основании выдуманных фактов или полученных под пытками» самооговоров, осуждали людей на расстрел и расстреливали тут же, в здании НКВД. Это здание сохранилось до сих пор – там сегодня находится областное УВД. У ФСБ – новое огромное здание, построенное рядом с бывшим «храмом» НКВД.

Вот только некоторые названия агентурных разработок челябинского НКВД, в которых непосредственно участвовал Чистов: Агентурные разработки: «БОЧКАРИ» по Обллесхимдревсоюзу, «ЗЕРНОКЛЮЧ» и «МУЧНЫЕ ЧЕРВИ» по колхозникам. «МИХАЙЛИЩЕВЫ» по троцкистам. «ПОПОВЦЫ» по священнослужителям. «БЕСПОПОВЦЫ», «НЕБЕСНАЯ ГНИЛЬ» по сектантам (терроризм). Агентурные разработки «ШАХЕРЕЗАДА», «КОРНИ» по якобы польским шпионам. Агентурные разработки «ПЕЧАТНИКИ», «ЧУЖАКИ», «КОМБАЙН» - по утайке хлеба колхозниками-саботажниками. «АНТИКОЛХОЗНИКИ», «ОРГАНИЗАТОРЫ», «ХВОСТЫ», «КОЛЧАКОВЦЫ», «ЗЕЛЕНЫЕ», «ХАРБИНЦЫ», «МИКРОБИОЛОГИ», «УКРАИНЦЫ», «ОБИЖЕННЫЕ» - контрреволюционеры. Все названия засекреченных разработок взяты из реальных приказов НКВД по Челябинской области. Все эти агентурные разработки, как правило, закончились расстрелом ни в чем неповинных людей. О трагической судьбе разрабатывавших их агентов НКВД разговор особый.

Но данная статья вовсе не о репрессиях в Челябинской области, а о личности руководителя всех этих кровавых дел – Павле Чистове. Оказывается, человек, который погубил в Челябинске тысячи неповинных людей, в 1941 году сдался немцем в плен и всю войну в концлагере выполнял работу для немцев, причем по своей воле. Оно, конечно, «чистыми руками», как говорил великий инквизитор собственного народа – Феликс Дзержинский, уничтожать собственный безоружный и запуганный народ проще, чем воевать с настоящим врагом, фашизмом. Лучше с «горячим сердцем» сдаться в плен, пусть, мол, этот народ и воюет с настоящими врагами Родины, а я буду строить для немцев. Вот биография этого вурдалака-чекиста. Родился в 1905 году в деревне Кондырино Клинского района Московской области. Русский. Из семьи рабочего-маляра. Партийность: в 1922 - 1926 гг. – член ВЛКСМ, а с апреля 1926 года – член ВКП(б), откуда выбыл осенью 1941 года в связи с пленением противником. Семья: жена и дочь; обе по состоянию на осень 1941 года проживали по адресу: город Москва, улица Горького, 4, квартира 50. Брак супругов Чистовых был расторгнут в 1950 году решением Московского городского суда заочно. Образование: три класса школы 2-й ступени в городе Москве; 09.1925 – 07.1927 –Московская губернская совпартшкола. Но сам себя считал инженером-гидростроителем. Детство Павла Чистова прошло в подмосковном городе Клине, куда он перебрался из деревни. В мае 1922 - июле 1923 г. - маляр по найму у частных лиц в городе Москве. На службе в органах ГПУ-ОГПУ-НКВД с 3 июля 1923 по 3 сентября 1941 г. Карьеру чекиста начинал в центральном аппарате ГПУ-ОГПУ:

  • 3 июля 1923 - 1 сентября 1925 г. - регистратор отделения иностранной регистратуры Иностранного отдела, Москва;
  • 1 сентября 1927 - 1 января 1928 г. - помощник уполномоченного 2-го отделения Информационного отдела (ИНФО) и Политконтроля (ПК);
  • 1 января - 5 октября 1928 г. - уполномоченный 5-го отделения Информационного отдела (ИНФО) и Политконтроля (ПК).

В октябре 1928 - августе 1934 г. – на практической и руководящей чекистской работе в Сибири, в том числе до октября 1930 года – в структурах Полномочного представительства ОГПУ по Сибирскому краю:

  • в октябре 1928 - 1929 г. - уполномоченный Иркутского окружного отдела ОГПУ в Усольском районе;
  • в 1929-м - до 1 марта 1930 г. - начальник ИНФО Иркутского окружного отдела ОГПУ.

С 1 марта по октябрь 1930 г. – на руководящей работе в аппарате Полпредства ОГПУ по Сибирскому краю:

  • 1 марта - 15 июня 1930 г. – последовательно начальник 3-го отделения ИНФО и начальник 3-го отделения некоего УЧОСО;
  • 15 июня - октябрь 1930 г. - начальник 2-го отделения УЧОСО.

С октября 1930 года по 23 августа 1934 г. – в структурах аппарата ОГПУ по Западно-Сибирскому краю:

  • в октябре 1930 - 1931 г. - начальник ИНФО оперативного сектора;
  • в течение короткого времени, до 25 февраля 1931 года - начальник 3-го отделения ИНФО;
  • 25 февраля - март 1931 г. - начальник 2-го отделения ИНФО;
  • в марте 1931 - 1933 г. – начальник 2-го отделения Секретно-политического отдела;
  • в течение короткого времени, до 14 мая 1933 года - помощник начальника Секретно-политического отдела;
  • 14 мая 1933 - 23 августа 1934 г. - начальник Барнаульского оперативного сектора ОГПУ-НКВД СССР.

Из автобиографии: «На всех доверенных постах, выполняя ответственное и почетное задание по организации государственной безопасности, беспощадно боролся с врагами народа».

23 августа 1934 - 26 февраля 1938 гг. - на Урале, где в конце 1930-х запятнал себя палаческой ролью участника и инициатора необоснованных массовых репрессий. В том числе до 29 сентября 1936 года – в Челябинской области: начальник Секретно-политического отдела Управления госбезопасности УНКВД по Челябинской области, а с 25 октября 1935 года одновременно - помощник начальника УНКВД по Челябинской области. 29 сентября 1936 - 29 июля 1937 г. – в УНКВД по Свердловской области: помощник, а с 22 мая 1937 года – заместитель начальника данного управления.

29 июля 1937 - 26 февраля 1938 г. - начальник УНКВД по Челябинской области. В этот же период был избран от Челябинской области депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва. 26 февраля 1938 - 1 февраля 1939 г. - начальник УНКВД по Сталинской (ныне – Донецкая) области Украинской ССР (ныне - Украина).

В начале 1939 года против майора госбезопасности П.В. Чистова как участника и инициатора незаконных массовых репрессий Генеральной прокуратурой СССР было возбуждено уголовное дело, но оно вскоре было закрыто, причем закрыто явно под давлением со стороны руководства союзного НКВД. Тем не менее с 8 марта 1939 по июль 1941 г. – на руководящей работе в уголовно-исполнительной системе:

  • заместитель начальника, а с 17 июня 1939 года - начальник Управления строительства Куйбышевского гидроузла и одновременно начальник Самарского исправительно-трудового лагеря (ИТЛ) НКВД СССР;
  • 11 октября 1940 - июль 1941 г. - начальник Управления Вытегорского ИТЛ НКВД СССР.

В период службы имел следующие специальные звания:

  • «старший лейтенант госбезопасности» (аналог воинского звания «майор») – с 25 декабря 1935 года;
  • «капитан госбезопасности» (аналог воинского звания «полковник») - с 20 декабря 1936 года;
  • «майор госбезопасности» (аналог воинского звания «комбриг») – с 22 августа 1937 года.

К началу Великой Отечественной войны майор госбезопасности П.В. Чистов являлся кавалером трех государственных наград:

  • орден Ленина: Указ Президиума Верховного Совета от 19 декабря 1937 года;
  • «Знак Почета»: Указ Президиума Верховного Совета от 26 апреля 1940 года;
  • медаль «ХХ лет РККА».

Кроме того, 20 декабря 1932 года был удостоен ведомственного наградного знака «ХV лет ВЧК-ГПУ» за номером «269».

С 22 августа 1941 года - заместитель начальника Главного управления оборонительных работ (создано на базе Главгидростроя НКВД СССР) и с 23 августа 1941 года одновременно начальник 4-го (Юго-Западного) управления оборонительных работ (штаб – в областном центре Украины - городе Сумы). В качестве справки: задачей 4-го (Юго-Западного) управления оборонительных работ было возведение оборонительных сооружений для Красной Армии на участке Брянск – Чернигов.

3 сентября 1941 года в ходе боев на Украине сдался в плен, нарвавшись в селе Быстрики Сумской области на перерезавший дорогу передовой отряд вермахта. По признанию самого П.В. Чистова (на следствии), 2 сентября 1941 года он на легковом автомобиле (по версии гитлеровского командования – в «шикарном лимузине») выехал из штаба Юго-Западного фронта (1-го формирования) в город Конотоп, районный центр Сумской области Украины. Утром следующего дня на окраине села Быстрики его машину внезапно обстреляли, а затем окружили невесть откуда тут, в нашем тылу, взявшиеся немецкие солдаты, и пришлось сдаться в плен. Чистова подтащили к танку, где силой отняли личные документы (служебное удостоверение сотрудника НКВД, удостоверение депутата Верховного Совета СССР, партийный билет и паспорт), служебные бумаги (важные документы и карту строительства оборонительных укреплений), два ордена (Ленина и «Знак Почета»), а также поясной ремень с револьвером в кобуре. От значка же депутата Верховного Совета СССР он якобы избавился сам: когда немцы принялись перебинтовывать ему небольшую рану (незначительная царапина), выгадав момент, незаметно его выбросил.

По словам П.В. Чистова, в первый день допроса немецкий капитан вернул ему партийный билет: пусть, дескать, «личный документ пусть будет при вас», - вскоре после чего П.В. Чистов сумел-де его, этот самый партбилет, также незаметно уничтожить.

В ходе допросов П.В. Чистов якобы представлялся майором РККА, инженером-гидротехником по воинской специальности, что, однако, противоречит сведениям, оглашенным гитлеровской пропагандой. И в частности: 1) сообщению германского информбюро; 2) тексту заметки берлинской газеты «Новое слово» № 40 от 28 сентября 1941 года «Красный генерал Чистов в плену» и 3) хроникальной заметке, помещенной приблизительно в тот же самый период времени в словацкой газете «Голос фронта».

Так, из этих источников следует, что майор госбезопасности П.В. Чистов был захвачен в плен в роскошном лимузине. В момент ареста назвался саперным генералом и впоследствии дал показания в отношении следующего:

  • об оборонительных сооружениях, возводимых для нужд Красной Армии на подступах к Брянску и по берегам реки Десна;
  • о точной численности рабочей силы, привлеченной советскими властями к строительству этих самых оборонительных линий;
  • об обстановке в штабе Юго-Западного фронта (1-го формирования);
  • о переводе Автозавода имени Сталина (ныне – ЗИЛ) на выпуск танков и о результатах бомбардировки этого самого завода немецкой авиацией.

Уже по данным МГБ, в немецких лагерях для военнопленных Чистов был старшим команды при бане лагеря в г. Простке (Восточная Пруссия). Ему был присвоен лагерный номер «124». В документах лагеря был учтен как майор Красной Армии из структур Оборонстроя, а не майор госбезопасности. Здесь он разработал проект и руководил строительством бани-прачечной и жилых бараков. Работал на общих работах в концлагере Штутгоф в каменоломне, в Маутхаузене – в лагерной кочегарке. В следственном деле МГБ так характеризуется поведение Чистова в плену: «В лагере именовал себя инженером-строителем, вел себя пассивно по отношению к подпольной работе и только в 1945 году, незадолго до освобождения примкнул и работал в подполье.

Был освобожден американскими войсками 7.05.45 и передан представителям Красной Армии. Проверялся в Подольском проверочно-фильтрационном лагере НКВД 17.07.45 - 23.09.46. Был арестован в лагере 21.09.46, приговорен к 15 годам лишения свободы.

Первое место отбывания наказания - исправительно-трудовой лагерь, находившийся в башкирском райцентре Туймазы (с 1960 года – в статусе города).

В 1950 - 5 ноября 1955 г. - узник Особого лагеря «Береговой» на Колыме, где трудился в должности нормировщика-экономиста. 5 ноября 1955 года на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 14 июля 1954 года условно-досрочно освобожден Магаданским областным судом, с направлением к месту бессрочной ссылки - в поселок Кадакчан Сусуманского района Магаданской области. По месту бессрочной ссылки трудился экономистом-нормировщиком на местной шахте.

В июне 1956 года был освобожден и «от нахождения на поселении».

В ноябре 1957 (по другим данным – 1956) года вернулся в Москву, где затем до выхода на пенсию трудился бухгалтером. При жизни Павел Чистов неоднократно обращался с заявлениями о реабилитации: в плену-де вел себя как чекист, - однако всегда и неизменно из «высоких» инстанций в ответ получал отказы (столько натворил кровавых дел в НКВД, что даже «свои» побоялись реабилитировать, опасаясь народного гнева). В результате умер, не будучи оправданным. Скончался в 1982 году в городе Москве.