Поиск

Пять серьезных недостатков законопроекта о радиоактивных отходах

01.02.2010 00:00
Автор: Владимир Байков
Считается, что в Челябинской области на зараженных радиацией территориях проживает четверть миллиона человек. Остальные жители области также испытывают сильный и вполне обоснованный страх перед радиацией. Челябинская область, на территории которой была создана первая отечественная ядерная бомба
Пять серьезных недостатков законопроекта о радиоактивных отходах*

Считается, что в Челябинской области на зараженных радиацией территориях проживает четверть миллиона человек. Остальные жители области также испытывают сильный и вполне обоснованный страх перед радиацией. Челябинская область, на территории которой была создана первая отечественная ядерная бомба, получила вследствие этого не только богатый научно-образовательный потенциал, но и тяжелейшую проблему экологии, и тотальную радиофобию среди населения. «Именно благодаря атомной бомбе, зарплата доцентского и профессорского состава в вузах увеличилась в несколько раз, атомная бомба резко подняла статус ученого» - утверждает челябинский профессор Владимир Новоселов.

Возможно отсюда и недоверие населения к заключениям областных властей и официальных экспертов. На референдуме в 1991 году 76% челябинцев – это почти полмиллиона человек - выступили за запрет строительства «ЮУАЭС». Ветераны «зеленого фронта» Андрей Талевлин и Наталья Миронова тогда в Верховном суде России защищали конституционные права жителей Челябинской области на безопасность и благоприятную среду. В судебном иске заявлялось, что решение о расконсервации строительства атомной станции на Южном Урале должно приниматься не украдкой в кабинетной тиши чиновниками областного правительства, а на общеобластном референдуме. Более того в 2001 году именно решение Верховного суда, инициированное независимыми экологами, развернуло эшелон с 377 тоннами отработанного ядерного топлива, отправленного на переработку в Челябинскую область с венгерской АЭС «Пакш». 

В последние дни декабря Южноуральские экологи заявили, что присоединяются к всероссийской акции по бойкотированию федерального закона «Об обращении с радиоактивными отходами». На пресс-конференции руководители ряда общественных организаций Челябинской области заявили о своем намерении вернуть документ принятый 20 января в первом чтении Государственной Думой РФ на доработку.

Французская компания Areva, подтвердила на днях отправку в Россию 480 тонн урановых "хвостов". Атомная промышленность утверждает, что урановые "хвосты" ввозятся в Россию для дообогащения, после которого отправляются обратно поставщику, однако фактически возвращается лишь около 10% от объема ввезенных материалов.
  Начиная с 1996 года только западноевропейские компании Urenco и Areva отправили в Россию в общей сложности около 135000 тонн урановых "хвостов" (другое название - обедненный гексафторид урана).

 
Заместитель руководителя общественной организации «Правосознание» Алексей Бабин среди недостатков закона называет отчуждение населения и местных властей от обсуждения и решения вопроса о размещении радиоактивных отходов. Кроме того, вся ответственность за безопасность перекладывается на муниципальный уровень. «А оплачивать содержание радиоактивных отходов будут бюджеты всех уровней, а не предприятия, разместившие их», - заявил он.
 
По словам руководителя движения «За ядерную безопасность» Натальи Мироновой, федеральный закон недоработан. «В нынешнем виде документ отличается от международных договоров, создает условия для коррупции и перекладывает всю ответственность на муниципальный уровень», - заявила эколог. Она считает, что в законе, принятом Госдумой РФ в первом чтении, к радиоактивным отходам отнеслись, как к бытовым. «Депутаты не понимают, что период полураспада плутония – 24 тыс. лет. К тому же он преобразуется в другие вещества. А в определенный момент происходит мощный выброс гамма-излучения, который способен сжечь всю планету», - заявила Наталья Миронова. «Сейчас, например, только на ЧЭМК, который находится рядом с центром Челябинска, обнаружено 13 радиоактивных аномалий. После принятия закона подобные очаги вредного воздействия официально легализуют», - привела пример Наталья Миронова.

  В распространенном независимой группой "Экозащита!" заявлении, поддержанном челябинскими экологами, указывается на пять серьезных недостатков законопроекта, который необходимо принципиально изменить ко второму чтению, иначе он принесет куда больше вреда, чем пользы.
 
1. Из имеющихся на данный момент 550 млн. тонн радиоактивных отходов, в течение следующих 15 лет планируется утилизировать лишь 165 млн. тонн.
  При этом, "Росатом" планирует в этот же временной отрезок развернуть широкомасштабную деятельность по развитию атомной энергетики, которая приведет к накоплению новых РАО. Таким образом, снижение количества радиоактивных отходов по факту окажется существенно 
меньше за счет наработки новых отходов - не 30%, как объявлено, а примерно 10-15%.
  Таким образом, эффективность предлагаемого закона, с точки зрения решения проблемы РАО, остается на крайне низком уровне. Правительство и Государственная Дума РФ должны поставить перед госкорпорацией задачу решить проблему радиоактивных отходов на 
принципиальном уровне, а не прикрываться мерами косметического характера.
 
2. В соответствие с законопроектом (ст. 29), "захоронение жидких радиоактивных отходов может осуществляться ...в геологических горизонтах". Однако статья 56 Водного кодекса РФ напрямую запрещает такое захоронение. Более того, захоранивая жидкие радиоактивные 
отходы под землей невозможно гарантировать, что впоследствии это не приведет к загрязнению источников питьевой воды.
 
3. Росатом в скором времени планирует создание новой системы пунктов хранения РАО, а к 2035 хотел бы создать геологический могильник для ядерных отходов. Некоторые виды радиоактивных отходов будут оставаться опасными в течение многих тысяч лет (в частности, плутоний будет оставаться опасным как минимум 24 100 лет) - на данный момент, ни в одной стране мира не создано технологии, которая позволила бы гарантировать безопасность, в том числе отсутствие утечек радиации, на протяжении столь долгого периода. Поэтому заявление "Росатома" о создании могильника носит исключительно теоретический характер и направлено лишь на создание видимости наличия технического решения по утилизации ядерных отходов. Правительство и Государственная Дума РФ, в интересах обеспечения радиационной безопасности, обязаны потребовать от "Росатома" разработки реального плана по обеспечению безопасности при хранении радиоактивных отходов на протяжении как минимум 24 тысяч лет. Иначе решение проблемы ядерных отходов так и останется теоретическим.
 
4. Создание любых пунктов хранения РАО, а тем более могильников, должно сопровождаться получением одобрения населения через народный референдум. Это условие должно быть обязательно закреплено в законодательстве во избежание ситуаций, в которых приобретаемая 
сейчас в экологически-чистых районах страны собственность может оказаться в непосредственной близости от ядерной свалки.
 
5. Законопроектом предполагается создание национального оператора по обращению с РАО. За время существования госкорпорации "Росатом" неоднократно предпринимались попытки снять с нее ответственность за часть радиоактивных отходов, чтобы переложить на федеральный 
бюджет ряд крупных расходов. В частности, сейчас в госкорпорации разрабатывают планы, которые позволят снять с нее ответственность за часть отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) - наиболее опасного вида высоко-радиоактивных отходов. Учитывая, что огромный бюджет госкорпорации был наполнен за счет налогоплательщиков, Правительство и Государственная Дума РФ обязаны заставить "Росатом", как преемника Минсредмаша и Минатома, отвечать за все радиоактивные отходы, накопленные в России.