Поиск

Профессор Алексей ФОКИН: «Челябинская школа сосудистой хирургии – одна из лучших в СНГ!»

27.10.2011 10:36
Автор: Денис ЛУЗИН
Сегодня гость «МК-Урал» - проректор по лечебной работе, заведующий кафедрой хирургии факультета послевузовского и дополнительного профессионального образования Челябинской государственной медицинской академии, заслуженный врач России, доктор медицинских наук, профессор Алексей Фокин.
Профессор Алексей ФОКИН: «Челябинская школа сосудистой хирургии – одна из лучших в СНГ!»*
не наше

Сегодня гость «МК-Урал» - проректор по лечебной работе, заведующий кафедрой хирургии факультета послевузовского и дополнительного профессионального образования Челябинской государственной медицинской академии, заслуженный врач России, доктор медицинских наук, профессор Алексей Фокин. Недавно Алексей Анатольевич вернулся из Узбекистана, где проходила представительная встреча сосудистых хирургов и ангиологов из стран СНГ. Одним из результатов этой встречи было заявление о создании Евро-Азиатской ассоциации сосудистых хирургов и ангиологов, президентом которой избран как раз Алексей Фокин.

Справка «МК-Урал»

  • Алексей Анатольевич Фокин родился в 1958 году в Челябинске в семье врачей. В 1981 году с отличием окончил лечебный факультет Челябинского государственного медицинского института, работал хирургом в практическом здравоохранении. В 1990 году защитил диссертацию, в том же году стал работать в Уральском институте усовершенствования врачей, прошел ступени от ассистента до ректора. В 1996 году в Научном центре сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н. Бакулева защитил докторскую диссертацию, профессор с 1997 года. Под руководством профессора А.Н. Фокина защищены 27 кандидатских и шесть докторских диссертаций, он является автором более 1300 печатных работ, семи монографий и одного справочника. Обладатель 24 патентов на изобретения и полезные модели, действительный член РАЕН и ЛАН.
  • Сердечно-сосудистый хирург высшей квалификационной категории, заслуженный врач РФ с 1997 года, член правления общества сосудистых хирургов и ангиологов, Ассоциации флебологов России, в 2006 - 2010 годах представлял Россию в правлении Европейского общества сосудистых хирургов и Всемирного совета ангиологов.
  • С 2011 года – президент Евро-Азиатской ассоциации сосудистых хирургов и ангиологов. 

Мост между мирами

- Алексей Анатольевич, расскажите об этом форуме в Узбекистане. Насколько я понимаю как обыватель, встреча была очень продуктивной?

- Вы знаете, я бы отметил необычность этой встречи в другом. В Ташкенте собрались врачи с территории бывшего Советского Союза, и в этом смысле мы все, конечно же, наследники распавшейся страны. Кстати, одной из главных задач созданной нами Евро-Азиатской ассоциации сосудистых хирургов и ангиологов как раз и является объединение русскоговорящих специалистов-практиков. Ассоциацию мы рассматриваем как площадку для диалога и обмена опытом, а сайт организации – как платформу для разных форм общения, в том числе и мультимедийных, с применением последних достижений и технологий.

- А в рамках существующих организаций хирургов разве это не доступно?

- Дело вот в чем. Я довольно много поездил по миру и практически везде встречал людей, которые либо жили когда-то у нас, либо учились в наших вузах. Соответственно, они владеют русским языком. Задача нашей ассоциации – объединить таких специалистов, чтобы, условно говоря, хирург из Перми смог пообщаться с коллегой, скажем, в Китае. А существующие профессиональные объединения хирургов, куда, кстати, вхожу и я, и многие мои коллеги, все-таки больше ориентированы на европейско-американские реалии. Там свои задачи и цели, и они отличаются от тех, что изначально мы закладывали при создании ассоциации.

- Почему Евро-Азиатская ассоциация имеет, так сказать, своей штаб-квартирой Челябинск? С чем это связано?

- Напомню вам, что, во-первых, Челябинск - это огромная школа сосудистой хирургии. В первую очередь надо назвать четыре фамилии, которые и создали эту школу в свое время. Прежде всего профессор Малышев Юрий Иванович, профессор Фокин Анатолий Александрович, профессор Ратнер Георгий Львович и Леонид Петрович Вербовецкий, первый заведующий отделением сосудистой хирургии областной больницы. К сожалению, все они ныне покойные. Во-вторых, в Челябинской области существует шесть сосудистых отделений, и, надо заметить, ни в одной территории России, кроме Москвы и Петербурга, такой концентрации по данному направлению нет. Повторюсь, это огромная многолетняя школа с прочными традициями. Ну и, конечно же, наше географическое положение на перепутье между Европой и Азией обязывает нас быть своеобразным связующим центром, звеном.

Мао, Неру, Хо Ши Мин

- Алексей Анатольевич, а как ваши коллеги в СНГ воспринимают происходящее в России? Всегда интересен взгляд со стороны…

- За прошедшие с момента развала СССР двадцать лет многое изменилось. Когда приезжаешь сегодня в Азербайджан, Узбекистан или даже Казахстан, наверное, не стоит искать прямые знаки того, что это все когда-то был Советский Союз. Не стоит, потому что там уже другая жизнь. Но я скажу так, исходя, конечно, из своего личного опыта. Где бы мне ни доводилось бывать на территории бывшего Союза, никогда не приходилось встречать людей, которые бы однозначно негативно воспринимали Россию. Другой вопрос, что с годами, опять же это по моему ощущению, разрыв во взаимоотношениях с Россией возрастает. Я сейчас не говорю о бизнес-контактах, об экономической ситуации в целом – не могу об этом судить. Выношу суждение, оглядываясь на культурные и человеческие контакты. С годами, к сожалению, мы знаем друг о друге все меньше и меньше. И в большей степени это относится к Кавказу, к азиатским нашим республикам меньше, тем не менее и там, несмотря на то что все они владеют русским языком, они все-таки живут в других странах и помнят об этом.  

- Алексей Анатольевич, у вас в кабинете (наша беседа проходит в кабинете Фокина в городской больнице № 3. – Авт.) очень необычный набор книг. И вот, скажем, статуэтки. Например, эта – Мао Цзэдун, кажется, правильно?

- Да, это Мао, «великий кормчий» Китая.

- А рядом с ним кто?

- Джавахарлал Неру, лидер Индийского национального конгресса, рядом – Бенито Муссолини, далее – Хо Ши Мин, первый президент Вьетнама. Набор статуэток, которые вы видите, интересный, но он опять же обусловлен советским прошлым, нашим воспитанием. (Пауза.) Разумеется, в этом ряду случаен Бенито Муссолини, это просто сувенир, привезенный коллегой из поездки и подаренный на память. А что касается, например, Джавахарлала Неру, то немногие помнят, что он приезжал в Челябинск в 50-е годы прошлого века, и мой дед Николай Васильевич Лаптев, работавший с конца 40-х годов секретарем Челябинского обкома КПСС, встречал его здесь. Так что все объясняется просто.

- На книжной полке рядом стоят труды современных политологов и тут же – В.И. Ленина. Вы, как некоторые, не собираетесь отказываться от классиков марксизма-ленинизма?

- Можно очень просто ответить на этот вопрос. В пору моей юности, когда мы изучали общественно-политические науки в вузе, мало кто, за редчайшим исключением, читал классиков марксизма-ленинизма. Потом, после 1991 года, когда коммунистическая идеология оказалась окончательно рухнувшей, тем более стало не до того. Между тем известно, что в мире отношение к этим работам не такое уж однозначное. Того же Маркса на Западе не спешат сталкивать с парохода современности. Я не могу сказать, что читаю запоем труды Ленина, но что-то смотреть приходилось. Тем более что уровень интеллектуального дарования и полемического задора Ильича не оценить невозможно.

О семье, учениках и будущем медицины

- Алексей Анатольевич, расскажите о своей семье. Вы упомянули, что ваш дед занимал высокий пост в советской системе власти. А отец был одним из создателей школы сосудистой хирургии в Челябинске.

- Да, я начну так. Моя мама Нина Николаевна Фокина всю жизнь проработала врачом, отец – известный сосудистый хирург. А дед со стороны матери - Николай Васильевич Лаптев был профессиональным партийным работником, в начале 40-х годов стал вторым, а потом и первым секретарем Челябинского обкома КПСС, а бабушка Анна Алексеевна была простой домохозяйкой, как и бабушка со стороны отца. Дед по отцу Александр Андреевич Фокин работал в системе заготскота, считался крупным специалистом, к сожалению, рано умер. Так что, если посмотреть на два поколения назад, никто из родственников к медицине не принадлежал.

- Ко мне на консультацию приехал пациент из Кургана, - рассказывает профессор Фокин. - Поговорили, обсудили, что надо делать. Выясняется, оперировать. В заключение он говорит мне: «У меня, Алексей Анатольевич, профессия почти такая же, как у вас». Думаю: это как так? А больной - в телогрейке, ну такой, классический работяга. И он говорит мне: «А я обдирщик шкур на мясокомбинате!»

- Но вы, родившись в семье медиков, пошли по стопам родителей. У вас выбор был?

- Это трудно объяснить, но, видимо, есть на самом деле такая штука, как призвание. Дело в том, что не было у меня в юности каких-то метаний, в какой вуз поступать и так далее, просто было как-то сразу ясно и понятно, что это будет медицинский институт. Жена Елена Алексеевна - доцент, хирург-гинеколог.

- А ваш сын?

- Леонид у нас с женой взрослый человек и выбрал себе совершенно не связанный с медициной путь в жизни. Он специалист по интегрированным навигационным системам, знаете, я даже рад, потому что считаю, что новая профессия обогащает новым опытом семью. Несмотря на то что у нас в семье уже стала как бы формироваться династия врачей, я не вижу в выборе сына ничего плохого. У меня есть ученики, и сейчас многие из них для меня коллеги. Это, пожалуй, важнее.

- Я знаю, что под вашим руководством было защищено 27 кандидатских и шесть докторских диссертаций. Вам везло на учеников?

- Да, в целом, конечно же, ответ утвердительный. Перечислю лишь некоторые имена. Это Владимир Владимирович Владимирский, заведующий отделением сосудистой хирургии в челябинской областной больнице, которому мне удалось в свое время помочь в жизни и он написал докторскую диссертацию. Это Андрей Вадимович Куклин, ныне ведущий научный сотрудник в Российском научном центре хирургии в Москве, это Кирилл Владимирович Лаптев, который сейчас работает сосудистым хирургом в Мариинской больнице в Санкт-Петербурге. Это и Алексей Владимирович Рифель, который работал в курганской больнице сосудистым хирургом, человек с необычайно интересной биографией, он воевал в Чечне, а сейчас живет в Подмосковье и занимается в настоящее время социологией, публикует научные работы. Так что учениками я могу быть дольным и гордиться их достижениями. Всеми ли учениками я доволен, другой вопрос. Да нет, конечно же, это как в любом деле - работаешь с молодыми людьми, потом они вырастают, ищут свое дело, свое поприще. Не все так однозначно и прямолинейно в жизни. Но каждый из них – это след в душе, след в биографии и так далее.

- Алексей Анатольевич, наверное, я задам последний вопрос, но он на сегодняшний день волнует всех без исключения жителей нашей страны: а куда, по вашему мнению, движется российская медицина? Что будет с ней через пять - десять лет?

- Вопрос понятен, и я отвечу на него следующим образом. Если страна, создавшая нашу медицину, перестала существовать еще двадцать лет назад, то сама медицина осталась. Сегодня не проблема при наличии средств купить в больницу или поликлинику самый новейший прибор и поставить его, и он будет работать! Проблема в организации самой работы, в психологии и менталитете как врача, так и пациентов. Нет больше тех советских реалий, жизнь изменилась, и поэтому медицина должна тоже меняться и соответствовать не 50-м годам прошлого столетия, а второму десятилетию XXI века. Несмотря на проблемы, я в целом положительно оцениваю сдвиги в современной медицине. Думаю, что со временем проблемы и шероховатости, которые неизбежны, нивелируются и сойдут на нет. А медицина будет развиваться и соответствовать требованиям времени.

Фото Лидии МУХАМАДЕЕВОЙ