Поиск

Поколение П

04.02.2011 14:42
Автор: Янис ГРАНТС
Объявлен лауреат Большой (и трех Малых) Независимой поэтической премии П за 2010 год. Этим лауреатом стала Елена Оболикшта (ее считают своей и в Челябинске, и в Екатеринбурге). Премия П родилась три года назад у нас, на Южном Урале. Но организатор и вдохновитель события Александр Петрушкин сразу же поставил перед собой труднейшую задачу: преодолеть местечковость, провинциальность, сделать премию настоящим культурным событием не только Урала и России, но и зарубежья – ближнего и дальнего.
Поколение П*
не наше

Объявлен лауреат Большой (и трех Малых) Независимой поэтической премии П за 2010 год. Этим лауреатом стала Елена Оболикшта (ее считают своей и в Челябинске, и в Екатеринбурге). Премия П родилась три года назад у нас, на Южном Урале. Но организатор и вдохновитель события Александр Петрушкин сразу же поставил перед собой труднейшую задачу: преодолеть местечковость, провинциальность, сделать премию настоящим культурным событием не только Урала и России, но и зарубежья – ближнего и дальнего. Согласитесь, с амбициями у А.Петрушкина полный порядок. Но наивно было бы думать, что за трехлетний срок премия П завоюет абсолютный авторитет в литературной среде. Впрочем, так было всегда.

Всем известна легенда: Лев Николаевич Толстой, узнав, что ему прочат «какую-то Нобелевскую премию по литературе», сказал: «Баловство это все. Нет. Нет и нет». Но это действительно легенда. На самом деле в 1902 году возмущенная шведская общественность написала много писем русскому классику в знак солидарности и поддержки. А причиной послужило то, что кандидатура Толстого даже не рассматривалась нобелевским комитетом. Лев Николаевич в частной переписке с зарубежными писателями (но уже позже, в 1906 году) действительно просил, чтобы те как-то воздействовали на членов нобелевского комитета. Классик хотел, чтобы премия ему НЕ присуждалась и впредь. Вот такими непростыми были отношения между главной (впоследствии) литературной наградой мира и выдающимся писателем.

Так вот: кое-кто с недоверием посматривал в сторону Александра Петрушкина, поскольку чего-чего, а уж премий-то в России хоть отбавляй. Это верно. Но есть премии, так сказать, элитарные, присуждаемые за многолетний вклад в развитие отечественной литературы (например, «Поэт»). Есть премии, присуждаемые за конкретную книгу (авторитетная премия имени Андрея Белого или же премия имени Павла Бажова, ее еще называют «уральской нобелевкой»). Есть премии, имеющие определенный возрастной ценз (молодежные, как правило; тут следует привести в пример «Дебют» и «ЛитератуРРентген»). Есть и такие, что исчерпали свой потенциал, превратились по воле организаторов в этакий междусобойчик, реверанс для своих. Ну и так далее.

Премия П, кажется, хочет отвергнуть все негативные наслоения, но непременно перенять положительный опыт старших сестер. Во-первых, у премии нет возрастных предубеждений. В современной литературе сложился стереотип: если ты не «выстрелил» до 25 лет, то для тебя все потеряно. Но как быть с теми, кто задержался на старте? Я вот всегда писал стихи, но до 33 лет никому их не показывал. Речь не о том, что я весь из себя такой талантливый, а меня чуть не прозевали. Речь о том, что меня (и таких, как я) уже отсеяли, списали за ненадобностью, еще не прочитав ни одной моей строчки. Во-вторых, в списках соискателей премии П могут оказаться начинающий стихотворец из города Большой Камень Приморского края Светлана Чернышова и признанный поэт и лауреат Андрей Санников (пример этого сезона). Это тоже неслучайно. Организатор премии П Александр Петрушкин исповедует принцип гамбургского счета. О гамбургском счете известно всем. Упомяну лишь, что придуманный как борцовско-цирковой этот термин вскоре стал применяться и в других жизненных сферах. Это значит, что лауреатом премии П может стать любой заявленный соискатель. А главным в определении победителя станут не его регалии и былые заслуги, а подборка стихотворений, несколько листочков с текстами, которые он предъявляет на суд экспертов здесь и сейчас.

Не стоит объяснять, что сетевая литература сегодня – это огромная мануфактура, ежедневно и ежечасно производящая сотни романов, пьес, поэм и стихотворений. Лично я не верю, что в ближайшем будущем интернет-пространство отнимет у меня настоящую книгу. Книгу из бумаги. Впрочем, мой голос теперь в меньшинстве. Так вот: 13 сетевых журналов (некоторые из них имеют и типографское воплощение: «День и ночь» (Красноярск), «Василиск» (Саратов) и другие; некоторые же доступны исключительно в сети) выдвигают по четыре-пять номинантов на соискание премии П. Они же назначают и двух экспертов из своих редколлегий. В результате мы имеем 60 - 65 претендентов на премию и 27 (включая Александра Петрушкина) членов жюри. Эта схема понятна, прозрачна и пошагово освещается на литературном портале «Мегалит».

Победителем третьего сезона премии П стала Елена Оболикшта. Вместе с ней в шорт-лист вошли Юлия Скородумова (Москва), Андрей Санников (Екатеринбург), Игорь Тишин (Казань). Отныне эта тройка носит звание «обладатель Малой Независимой поэтической премии П». Немаловажно, что награда не имеет денежного эквивалента. С одной стороны, это отсылка к самой престижной русской литературной премии – имени Андрея Белого. С другой стороны, таким образом Александр Петрушкин пресекает все попытки сговоров, подтасовок и приписок. Ведь известно: там, где замешаны деньги, не жди честной борьбы. Впрочем, финансы молодой премии вовсе не помешали бы. На февраль или март в Челябинске будет назначена церемония награждения. Деньги очень бы пригодились, чтобы оплатить дорогу и проживание финалистам. Ведь это будет их день, их праздник. Без их присутствия, без авторского чтения стихов сценарий получится совсем другим.

И о победителе. Елена Оболикшта – молодой, но уже известный на Урале автор. Да не только на Урале: география ее публикаций широка – от Красноярска на востоке до Таллинна на западе. Творчество поэта обстоятельно представлено на различных сетевых ресурсах. Еще Елена – прекрасная певица и композитор. Она лауреат Дельфийских игр именно как исполнитель песен собственного сочинения. Конечно, трудно уложить ее музыкальное творчество в какие-то рамки. Вероятно, эти песни можно отнести к городскому романсу. Поэт Елена Оболикшта становилась лауреатом престижного фестиваля «Глубина» (Челябинск). А летом 2010 года у Елены вышла книга стихов «Эльмира и свинцовые шары» (Издательский дом Олега Синицына). В книге собрано 38 стихотворений. Приступив к их чтению, уже не можешь остановиться, отвлечься, моментально попадаешь в некое волновое поле, которое прекращает свое действие после прочтения последнего текста. Впрочем, нет, не прекращает. Остаточные волновые явления могут настичь тебя и через час, и через день после прочтения книги. Этот эффект обычно называют послевкусием.

Стихи Елены Оболикшта – как кардиограмма сердца. Если понятия не иметь, что означают эти чернильные пики и впадины, то чтение для тебя превращается в пустую трату времени. Стихи Лены удивительные: на первый взгляд, они сшиты из разных историй и по закону жанра должны разваливаться на глазах. Но тут происходит превращение: ты погружаешься в плотные волны, улавливаешь сигнал, и тебя поражают глубина и многослойность текста. Мне кажется, что стихи приходят Елене во снах. Проснувшись, она первым делом подходит к столу, открывает блокнот, чтобы записать, но… приснившееся стихотворение уже запечатлено на бумаге. Кто его записал? Когда?

О художественных достоинствах поэзии Елены замечательно сказал поэт и литературовед из Санкт-Петербурга Дмитрий Дзюмин: «…Стихи Елены Оболикшта показывают бессознательные глубины нас самих. То, о чем мы смутно догадывались в себе и чего никак не могли понять в обычном состоянии. Оболикшта доносит до нас эти смутные голоса, высвечивает их и представляет предельно остраненными, будто бы и не нашими вовсе. Но все эти мучительные и радостные состояния, все эти голуби, дожди, горящие дома и города – все они и из наших снов, снившихся и не снившихся нам. Оболикшта, как медиум, транслирует область «ближнего запредельного», очень похожую на нашу жизнь и в то же время жизнь уже «не нашу». Постоянное пребывание на границе «нашего» и «не нашего», «своего» и «иного» и определяет специфику ее поэзии. Поэзии скользящего и неуловимого, желающего остановиться, но продолжающего движение».

В России – тысячи премий, конкурсов, фестивалей. Премия П заняла в этом ряду достойное место. Если же вы пишете стихи, но вас еще не выдвинули на соискание престижной премии, то ищите такие состязания, где практикуется «самовыдвижение». Поучаствуйте в замечательном региональном конкурсе «Узнай поэта!» (www.uznay-poeta.perm.ru) или конкурсе стихотворных миниатюр «Акупунктура миниатюры», который проводится известным поэтическим альманахом «45-я параллель» (http://45parallel.net/akupunktura_miniatyury).

Если вам есть чем поделиться с читателями, вас обязательно заметят и оценят!

 

Янис ГРАНТС,
лауреат Большой Независимой поэтической премии П-2008

 

СТИХИ ЯНИСА ГРАНТСА

ТЕТЯ СМЕЕТСЯ

эта тетя сидит на Гагарина
ежегодно в преддверии лета
продает эти как их для пляжа
сланцы
и лицо у нее как земля перегретая
как черепаший панцирь
того и гляди лопнет под солнцем
а тетя смеется

тетины сланцы пахнут русско-китайской дружбой
продажи все хуже и хуже
у соседки (трусы и носки) еще хуже
у соседки соседки (зонтики) и того хуже
тетя смеется вспоминает мужа

мужа и сына похоронила выдала дочь за корсиканца
вот и придумала сланцы
вот и смеется
кот о венозные ноги трется
тетя смеется
смеется
смеется
а что еще остается

СЫРОСТЬ
Лене Оболикшта

как в пойме сырой Амазонки
в Челябинске сыро, как в пойме.
сидят под крылом остановки
пернатые с баночным пойлом.
идут под зонтами макаки.
плывут кто куда крокодилы.
отложены роды и драки,
охота на старых и хилых.
пахучие метки на рынках
слиняли и нюх не ласкают.
навязла в зубах как пластинка
затертая сырость. пускают
пернатые кольца бескрыло.
дымят под зонтами макаки.
и курят в ручьях крокодилы.
до родов.
до смерти.
до драки.

СТИХИ ЕЛЕНЫ ОБОЛИКШТА

ты говоришь вслепую
а смотришь как немой
переходя другую
за адовой водой
кто поделился хлебом
с таким с тобой немым
в безветрие под небом
стой деревом как дым
заплаканные звезды
в небесных детдомах
как дети на морозе
в железных поездах
ты говоришь
вслепуюруками у стены
Губанова целую
в глазах твоей страны
тебя не укачали
такие лагеря
ты не солги в начале
вслепую говоря

***

звук целится в тебя когда рукам
свинцово
твоим ста головам прохладно
у виска
переводимо все от слова и до
слова
но птичьего не помня языка
я за тебя (молчать) боюсь но
зрячая до боли
я прохожу насквозь закрытые
дома
не зажимая рта на что не хватит
воли
когда зима
я раскололась выходя из тела
забыла о себе (читай: о смерти)
прокрустова доска белее мела
которым черный снег рисуют дети

***

отчего ты горишь
деревянный пустой вокзал
я встречаю дожди
я вхожу в них как в кинозал
где собаки живут
и рядами летает вой
где кого-то несут
улыбается как живой
привыкая к зиме
что не снилась еще а ждет