Поиск

Парадоксальное общество

01.03.2011 15:35
Автор: Марат Шагиахметов полковник милиции, кандидат юридических наук
Преобразование милиции в полицию, скорее всего, сегодня совершенно незаслуженно занимает слишком большое внимание в обществе. В пылу дебатов как то забылось, что правоохранительные органы, прокуратура и суд при всем уважении к ним это всего лишь инструменты. Задач себе они не формировали и не формируют, а только выполняют поставленные. И главное совсем не в названии. Инструмент имеет смысл, если его кто-то умелый держит и направляет. Иначе он не просто бесполезен, но и опасен.
Парадоксальное общество*
не наше

Преобразование милиции в полицию, скорее всего, сегодня совершенно незаслуженно занимает слишком большое внимание в обществе. В пылу дебатов как то забылось, что правоохранительные  органы, прокуратура и суд при всем уважении к ним это всего лишь инструменты. Задач себе они не формировали и не формируют, а только выполняют поставленные. И главное совсем не в названии. Инструмент имеет смысл, если его кто-то умелый держит и направляет. Иначе он не просто бесполезен, но и опасен.

В политических решениях последнего времени все больше бросается в глаза отсутствие разумного обоснования, хотя бы приблизительной концепции, позволяющей видеть перспективу. Без такого мировоззренческого обоснования политика неминуемо становится отражением личностных или групповых интересов, а решения носят поверхностный и популистский характер. Провозглашение курса на модернизацию, к примеру, сопровождается неуклюжей реформой образования, сопровождающейся чередой скандалов. Реформа вооруженных сил проявляется чехардой с офицерским составом: два года назад сократили 200 тыс., теперь принято решение об увеличении на 70 тыс., борьба с коррупцией ограничилась многочисленными заявлениями и несколькими громкими делами, реформа правоохранительных органов свелась к переименованию в полицию, к сокращению числа работающих на местах и увеличению управленческого аппарата.

В возникших трудностях, как всегда, есть и объективные причины, но обращает на себя внимание отсутствие глубокого анализа, четкого понимания характера происходящих процессов, как основы принимаемых решений. Это впечатление еще более усиливается при сравнении с положением в соседних странах. Коммунистический Китай уже несколько десятилетий демонстрирует темпы роста, которые для нас кажутся заоблачными, Белоруссия, которую почти открыто, называют диктаторским режимом, почти не пострадала от кризиса и показывает темпы роста вдвое выше, но мы упорно стараемся следовать за западным обществом, несмотря на то, что половина стран Западной Европы уже близка к банкротству, а положение в другой – это вялотекущий кризис и стагнация. Либеральная модель экономики превратила нас в сырьевой придаток. Но внятной реакции на эти факты нет, тема корректировки экономической модели у нас в обществе даже не обсуждается. Идеологии внятной нет, а идеологизированность процветает.

Усиление роли государства в экономике – объективный процесс, на который наталкивает реальная жизнь и там, где государство является не только регулятором, но и ведущим участником рынка, там и идет поступательное развитие, устойчивое к кризисам.

У нас была лучшая в мире система образования, но мы упорно ломаем ее, подгоняя под «мировые стандарты», которые приведут нас к тому же состоянию деградации и стагнации. Заинтересованное отношение к ученику сменяется полным равнодушием оказания «образовательных услуг». Стремление к углубленному пониманию предметов сменяется ориентацией на поверхностное тестирование ЕГЭ.

Все больше возникает сомнений в том, что наше руководство адекватно осмысливает реальность и способно выработать и провести разумную политику. При социализме мы опирались на материализм, как рациональное мировоззрение, вера в которое была основой единства, позволяла хоть как-то рационально строить политику, преодолевая личные, групповые, местнические, религиозные и национальные различия. Материализм проявил свое несовершенство, но парадокс настоящего этапа состоит в том, что отказавшись от него, мы остались без рационального мировоззрения вообще. Отказавшись от фрагментарности материалистического понимания действительности, мы скатились к ее полному непониманию. Фактически мы руководствуемся противоположным идеалистическим мировоззрением, представления которого еще более неадекватны реальности.

Идеологией реформ, которые проводились в начале 90-х годов, была абсолютизация прав человека и принципов свободного рынка. Мы из одной крайности качнулись в другую. Вместо иерархии коллектива над индивидуальностью, мы выстроили обратную, вместо иерархии партократии над народом, мы получили иерархию при господстве олигархов и обуржуазившейся бюрократии. Мы построили иерархическое общество, расколотое по имущественному признаку. Нами управляют маргиналы, одержимые неутолимой страстью к наживе. В интересах этого нового правящего класса снижаются наказания за экономические преступления, представителей бизнеса уже нельзя проверять и, тем более, подвергать аресту, вместо реального наказания за взяточничество вводятся штрафы. Вполне в русле этого курса на строительство иерархического общества находится и реформирование МВД: это в обществе, стремящемся к единству, был уместен «товарищ милиционер», а в новом иерархическом более востребован «господин полицейский».

Идеалистическая иерархия индивидуальности над коллективом, индивидуализма над обществом проявляется в абсолютизации прав личности, личной свободы – фактически, это наша современная идеология. Эта идеология индивидуализма проявляется в нашем обществе в повсеместном отчуждении, в зацикленности людей на своих узко эгоистических материальных интересах. Господство этой идеологии проявляется в людях как неутолимое стремление к наживе любой ценой, даже за счет государства или окружающих людей. Эта идеология коррупции и преступности, которые являются не чем иным, как проявлением крайнего индивидуализма. Абсолютизируя права человека, личную свободу индивидуальности, мы утверждаем идеологию, которая коррупционна по своей природе.

При такой идеологии коррупцию и преступность можно подавить эффективной правоохранительной системой, но победить - нельзя. Но наша правоохранительная система – пример вопиющей неэффективности и вина в том отнюдь не самих работников правоохранительных органов, а выстроенной системы: бюрократической и формализованной. Дело не в отсутствии специальных статей уголовного кодекса, а в организации самого процесса осуществления «правосудия». Действующий уголовно – процессуальный кодекс даже противоречит Конституции. Вопреки провозглашенному праву на судебную защиту, длинный ряд чиновников: дознаватель, следователь, прокурор, сегодня решают: допустить заявление о преступлении до суда или нет. В соответствии с Конституцией правосудие осуществляется только судом, а по действующему УПК его осуществляют участковые инспектора и оперуполномоченные, отказывая в возбуждении уголовных дел, следователи, прекращая уголовные дела, прокуроры, осуществляющие над ними надзор. Эта бюрократическая система коррупционна по природе. Стоит ли удивляться, что Грузия сумела подавить преступность и коррупцию, грузинская мафия переехала в Москву, а мы оправдываемся только тем, что страна у нас большая.

Идеализм и материализм – взаимозависимые и взаимообусловленные противоположности одного уровня иерархического мышления. Идеализм выстраивает иерархии духа над природой, индивидуальности над коллективом, материализм – материи над сознанием, коллектива над индивидуальностью и т.д. Идеалистическая идеология приводит к господству материальных утилитарных интересов в практической деятельности, материалистическая идеология – к идеалистической практике социализма, при котором стремление к материальным благам порицалось и даже преследовалось. У нас было «духовное» общество, ориентированное на духовную рациональную истину – марксизм-ленинизм, добродетелью считалось бескорыстное служение народу, идее коммунизма. Иерархическое мышление закономерно приводит к взаимному отрицанию и непримиримости, что в общественной практике проявилось в противостоянии социалистического и капиталистического блоков. Мы переросли это иерархическое мышление, отказавшись от взаимного отрицания, и закономерно рухнул иерархический режим во главе с КПСС. Наше мышление стало системным, способным совместить то, что ранее казалось непримиримыми противоположностями, мы перестали воспринимать как истину материализм, но и западную демократию не воспринимаем как обязательный образец, мы ориентируемся на западное общество, но и от нашего прошлого не хотим отказываться, мы больше не делим наших предков на «красных» и «белых», выделяя тех, кто честно служил стране и народу. Мы не просто отказались от материализма, мы вышли из этой системы противопоставления и взаимного отрицания. Мы не проиграли в «холодной войне», мы, благодаря ускоренному развитию, вышли из состояния войны.

На этом уровне мышления мы можем строить не иерархическое общество, чреватое новыми противоречиями, а единое, основанное на системном единстве личности и общества, индивидуальности и коллектива, частных и общественных интересов. Но для этого нам нужно отказаться не только от материализма, но и идеализма, стать в большей степени реалистами и вновь решительно подавлять поднявший голову крайний индивидуализм, каким являются преступность и коррупция. Но прочно засевшая в головах некоторых наших руководителей идеалистическая абсолютизация прав человека, личной свободы, является пока серьезным препятствием. Идеализм в головах руководителей страны и высокий уровень преступности и коррупции – взаимообусловлены. При таком подходе гусеница будет постоянно расти, оставаясь гусеницей, похожей на питона, но не превратится в бабочку.