Поиск

О том, как заглянуть на семинар по робототехнике на полчаса и остаться на три дня

09.03.2011 11:39
Автор: Мария ХВОРОСТОВА
Когда автора этих строк пригласили на всероссийский семинар по образовательной робототехнике, было решено заглянуть ненадолго на открытие, взять пару комментариев у участников и опубликовать небольшую новость, мол, проходит в Челябинске такое мероприятие. Но в итоге наш корреспондент провел на семинаре все три дня.
О том, как заглянуть на семинар по робототехнике на полчаса и остаться на три дня*

Когда автора этих строк пригласили на всероссийский семинар по образовательной робототехнике, было решено заглянуть ненадолго на открытие, взять пару комментариев у участников и опубликовать небольшую новость, мол, проходит в Челябинске такое мероприятие. Но в итоге наш корреспондент провел на семинаре все три дня.

День первый оказался самым официальным. Тема семинара – использование робототехники в образовательном процессе. Пленарные заседания, обсуждение вопросов просвещения и новых технологий, выступления докладчиков, поездки по школам – все то, что обычно бывает на больших съездах профессионалов в какой-либо отрасли (а таковых собралось около тысячи человек из 20 территорий как Челябинской области, так и других регионов страны).

Также был запланирован мастер-класс датского специалиста LEGO Education Каспера Йенсена, но так сложилось, что его перенесли на следующий день. Что ж, пришлось посетить семинар повторно – все-таки любопытно, чем будет удивлять гость датский.

 

Миллионы уток, или сколько будет 2+2?

Каспер сразу стал заострять внимание собравшихся на том, что важнее всего выявлять индивидуальные способности каждого ученика в группе. Может быть, тот паренек на задней парте не так быстро читает, зато у него талант к инженерии. Или девочка, которая часто опаздывает на занятия, может оказаться одаренной художницей. А между тем учителя зачастую выделяют именно тех детей, которые соответствуют определенному набору параметров, автоматически отправляя других в аутсайдеры. И в целом, по заверению Йенсена, обществу пора развиться до той стадии, когда придет понимание: одна-единственная правда осталась в прошлом, а сейчас правильными могут быть тысячи истин.

-Сколько будет 2+2? – внезапно спросил Каспер. – Вариантов ответа не так много, верно? Но что если мы немного переформулируем вопрос: чему равно четыре? Вот тут уже вариантов может быть бесконечное множество!

Пока слушатели переглядывались и рассеянно улыбались, всем раздали по небольшому пакетику с горсткой кубиков LEGO. В наборах было всего по шесть деталей. Судя по желто-красной гамме и глазкам на одном из кубиков, стало понятно, что сейчас все будут собирать уток. Начался шепот: зачем взрослым людям на серьезном семинаре собирать уточек из LEGO? Но сопротивляться никто не стал, и по команде Каспера все принялись за конструирование. У меня почему-то упорно получалась утка, стоящая на четвереньках. Пока я перебирала варианты, отведенная минута кончилась, и пришлось сдавать свою «работу» в таком виде. Удивительно, но на большой доске, на которую все составляли своих птичек, все фигурки оказались абсолютно разными!

-Попробуйте, подсчитайте, сколько здесь одинаковых уток! – скомандовал датчанин. Пара энтузиастов взялась перебирать этот выводок, но близнецов так и не было обнаружено. – При этом разве кто-то может сказать, что хоть что-то здесь не похоже на утку? Нет, все эти фигурки – определенно утки, - продолжил Каспер. – Более того, если мы возьмем два кубика LEGO размером два на четыре, будет… 918 миллионов вариантов соединения! И это лишь комбинации всего двух деталей. Чего тогда удивляться, что у всех получились разные утки?

Сидящие в зале заулыбались и начали шептаться: вот уж воистину, удивительное рядом.

-А как вы думаете, за какое время я сделаю свою утку? – спросил Йенсен.

-За одну секунду! – раздался выкрик.

-Что ж, давайте попробуем.

С этими словами Каспер аккуратно разложил детали на ладони и попросил засечь одну секунду.

-Готово! – воскликнул он, просто перебросив кубики на другую руку. – Вы скажете, что это не утка? А вот и нет. Это моя утка по-пекински, разрезанная на кусочки для жарки!

Позже Каспер снова заставил всех почувствовать себя детьми: мы не только на время собирали гоночные машинки (на сей раз деталей было больше, и конструктор был сложнее), но и с азартом запускали их с горки и выясняли, чья дальше уедет, ведь вариантов сборки тоже было много.

Но все же на семинаре по робототехнике хотелось увидеть и непосредственно роботов. Впереди ждал третий день – конкурсный.

 

Вкалывают роботы, счастлив человек

На региональном этапе международных соревнований собрались аж 163 команды – школьники из всей области. Кто бы мог подумать, что это так распространено! При этом конструктор используется вовсе не как игрушка, а как очень серьезная часть учебы: собирая собственными руками машинки, дети начинают интересоваться и механикой, и гидравликой, и оптикой, и многим-многим другим.

В спортивном корпусе дворца пионеров страшная суматоха. В центре площадки – три конкурсных стола для трех возрастных групп участников. Задание для младшей категории – пройти лабиринт. Для средней – подняться по ступеням, не уронив при этом сырое яйцо (корзина с битыми яйцами стояла рядом), а потом спуститься. А у старшей категории робот должен был выступить в роли сортировщика, собирая цветные кубики в одной из «комнат» и раскладывая в другие соответственно цвету.

Вмешиваться в процесс прохождения роботом испытания ребята не могут: никаких кнопок, никаких пультов. Включил конструкцию, поставил на поле и наблюдай – справится или нет. Напряжение на пределе. Участники объясняют: в конструкторе есть программируемый блок и программное обеспечение, которое устанавливается на компьютер. Когда команда получает задание, нужно продумать конструкцию робота, составить для него на компьютере программу и «залить» ее в тот самый блок. Возможность руководить своим творением, как машинкой на радиоуправлении, есть. Но на соревнованиях категорически запрещено пользоваться этим.

А вот в здании напротив, в театральном корпусе, еще любопытнее. Там прошел творческий конкурс, то есть задачи перед своими роботами участники ставили сами. Темой соревнования стали роботы-помощники – те, что облегчают жизнь человеку. Ребята самых разных возрастов дали простор своей фантазии. Здесь были и ассистенты спасателей, способные пробираться по горам и буреломам и разбирать завалы. Были и мини-поликлиники с роботами, рассортировывающими таблетки в соответствии с информацией о пациентах, измеряющими рост и вес, и даже опрашивающими больных. Другие участники собрали конструкцию, помогающую восстанавливаться после инсульта, разрабатывая парализованную конечность. А робот-поводырь создан для помощи слабовидящим или слепым – он определяет расстояние до препятствия и подает звуковой сигнал. Самые маленькие участники собрали конструкцию, ухаживающую за кошкой. Еще одна команда создала группу роботов-дачников. Машины поливают растения, рыхлят землю, включают фонари с наступлением сумерек.

Особенно удивила команда девочек-школьниц, собравших умный дом. Здесь трудится целая бригада помощников. Один робот закрывает и открывает ворота, включает сигнализацию и следит за безопасностью. Другой моет пол. Третий на кухне режет овощи. Четвертый в ванной комнате… рассортировывает носки по цвету!

КСТАТИ

С нового учебного года в Челябинской области начнется проект, который позволит оценить влияние робототехники на успеваемость. В нескольких школах классы разделят на экспериментальные и контрольные. В группах первой категории учителя будут вести уроки с применением LEGO-конструкторов, а во второй – как обычно. В конце года специалисты министерства образования и науки посмотрят, что получилось, и сравнят результаты. Перед ними не стоит задача выяснить, у кого хуже или лучше оценки, а как меняется мотивация, интерес к учебе.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Победители регионального тура международных соревнований по робототехнике представят нашу область в Москве, где пройдет всероссийский отборочный этап. Там определится состав сборной команды, которой предстоит  защищать честь России на международных соревнованиях в ноябре этого года.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Вице-губернатор Челябинской области Павел Рыжий:

-Мне, как мальчишке в прошлом, вспомнилась книга Айзека Азимова «Я, робот». А как взрослому человеку и представителю властей, мне приятно, что наша образовательная система на наших глазах создает будущее. Очень хорошо, что в обучении используются современные технологии. И еще больше радует, что наша область достигла в этом довольно больших результатов, хотя робототехнику в образование внедрили всего около трех лет назад.

Директор по развитию образовательных программ LEGO в России Ольга Ломбас:

-Мероприятие такого масштаба проводится в России впервые, участвуют специалисты из очень многих городов. И Челябинск для проведения семинара выбран неслучайно: этот регион – флагман в развитии образовательной робототехники. Важно, что во время мастер-класса взрослые смогли почувствовать себя детьми и попробовать что-то сделать. Благодаря этому они смогли не только посмотреть на это со стороны, но и на собственном опыте сказать: «Да! Это классно!»

Министр образования и науки Челябинской области Александр Кузнецов:

-Робототехника в Челябинске началась с достаточно субъективных вещей. Мой предшественник Владимир Витальевич Садырин съездил в Англию и увидел, как используются подобные технологии. Он привез эту идею сюда, и она прижилась. Самое главное, что педагоги увидели: это может положительно влиять на предметную успеваемость школьников. То есть это не просто внеурочная деятельность, занятие для кружков. И сегодня у нас большинство LEGO-тренеров – это учителя-предметники, которые увидели растущую эффективность своих уроков.

Челябинская область сейчас насыщена конструкторами больше, чем любая другая территория, но все равно робототехника в образовании пока не получила массовое распространение и признание. Но думаю, что именно широкое внедрение конструкторов в обучение – это один из следующих наших шагов. Могу сказать о себе: я не физик, не математик, я гуманитарий. Но когда я увидел все это и попробовал что-то сделать, очень увлекся!