Поиск

Несколько мыслей по поводу газетного рынка города Челябинска

21.09.2010 14:17
Автор: Андрей ЛАВРОВ (blog.kp.ru/)
За Екатеринбургскими скандалами вокруг УРА.РУ, игрищами власти с блогосферой из поля общественного внимания как то почти ушли проблемы традиционных печатных СМИ. Оно и понятно. Общемировая тенденция «перетекания» в Интернет, резкое сокращение тиражей постепенно вымывают смысловую середину в трехчлене Средства Массовой Информации.
Несколько мыслей по поводу газетного рынка города Челябинска*

За Екатеринбургскими скандалами вокруг УРА.РУ, игрищами власти с блогосферой из поля общественного внимания как то почти ушли проблемы традиционных печатных СМИ. Оно и понятно. Общемировая тенденция «перетекания» в Интернет, резкое сокращение тиражей (даже первокурсники уже не верят цифрам, что стоят на последних полосах) постепенно вымывают смысловую середину в трехчлене Средства Массовой Информации. Подавляющее большинство газет уже сегодня не массовые. И резкие взлеты тиражей на выборах – всего лишь предсмертные судороги газетного дела, превращающие его в агит-листовку. Искренне жаль, стилистически газетные тексты мне гораздо ближе интернет-эрзаца. Там хот еще иногда попахивало «новой американской журналистикой» а то и довлатовщиной. Но что поделаешь, смена эпох. Недавно, мне задали вопрос, а все-таки как у вас там с традиционной «печаткой». Надеюсь, будет небезынтересно.

Несмотря на все вышесказанное, газеты пока еще сохраняют свой вес, но, прежде всего как «агенты GR влияния» различных политико-экономических кланов и группировок на договорной основе владеющих регионом. Среди массы СМИшных агентов, отдельные газеты достойны большой буквы, но большинство маленькой и то с натяжкой. Попробуем проанализировать, какие движения в среде южноуральских печатных СМИшных агентов произошли после смены региональной власти.

В последние годы эпохи Сумина, пожалуй, самым серьезным агентом влияния был «Челябинский рабочий». И хотя тиражи его падали и не были сравнимы с тиражами многих конкурентов, он имел большой вес. В первую очередь за счет того, что имел прямое влияние на голову области – губернатора Сумина. Редактор Киршин за счет и своего профессионализма, и за счет своего пришедшего еще из СССРных годов авторитета, а главное за счет своего человека у губернатора – племянником ему приходится экс-пресс-атташе Илья Ананьев - мог быть и был серьезным агентом влияния. Сейчас последний пункт отпал. Позиции пошатнулись, но вовсе пока не исчезли.

Большое влияние в суминские годы имела и челябинское приложение к «Аргументам и фактам». Ее директор Зернов – личность незаурядная, был вхож в любые кабинеты – и городской власти, и областной, как утверждают, имел он поддержку и в клане Христенко, и в стане Рашникова. За счет этого, а также за счет профессионально подобранной команды он постепенно вывел «АиФ» в лидеры печатного медиа-пространства и сделал его агентом влияния не только в Челябинской, но и в соседней Курганской областях. Однако в сентябре прошлого года Зернова «съели» в результате московских интриг, «АиФ» возглавила госпожа Ревнякова, ранее имевшая дело лишь с бесплатной прессой. Собственного политического влияния у Ревняковой нет, и не было, зерновская команда разбежалась, в результате местный «АиФ» в короткий срок растерял все свои «агентские» преимущества. Он перестал влиять на события в городе, в области и в Курганской в том числе, где Ревнякова просто перестала выпускать полосы с местной тематикой, начав кормить курганцев исключительно челябинскими новостями и даже челябинской телепрограммой. А ведь когда-то курганский «АиФ» расходился по властным лапам как пирожки. Чиновники и политики местного разлива еженедельно с опаской открывали газету, боясь увидеть там свои фамилии.

Потерял «АиФ» и свое влияние в Магнитке. Последний мостик с кланом металлургов был разрушен, после того, как на прошлой неделе от ревняковского «АиФ» отрекся весь магнитогорский филиал и уволился полным составом. Ревнякова же вместо того, чтобы попытаться сохранить этот мостик публично заявила, что сама рада закрытию филиала, потому как он якобы убыточен, да и Магнитка как объект экономической экспансии совершенно не интересна. Тем самым она перечеркнула любые возможные сценарии сотрудничества с командой Рашникова и естественно влияния на нее.

Пошатнувшиеся позиции «АиФа» начал стремительно менять СМИшный расклад. Резко активизировалась ее главный естественный конкурент «Комсомолка». Ее генеральный директор Наталья Глазунова смогла не только прижать «АиФ» по тиражу, но и даже внедрила своих агентов влияния в логово главного противника. Умница, принцип троянского коня никто не отменял. После ухода Андрея Трушникова с поста главного редактора челябинского «АиФ» Ревнякова на радостях, что избавилась от излишне самостоятельного главреда, продавила на этот пост Нину Землянскую из челябинской «Комсомолки». Говорят, что за этот пост разворачивалась нешуточная борьба. Своего человека пытался посадить в «АиФ» вице-губернатор Олег Грачев, но в суете предвыборной ситуации и многих других политических и хозяйственных забот периода становления новой областной власти, не уделил этому вопросу должного внимания и его кандидат не прошел.

Правда, есть версия, что Грачев в последний момент сам отказался от захвата «АиФ», предпочтя захватить ее рынок, а не саму бывшую влиятельную при Зернове газету. Инструмент для захвата имеетеся – крупнейший на сегодня в Челябинской области медиахолдинг «Гранада-пресс». В его активе есть отколовшаяся в свое время от федерального «АиФ» газета «Аргументы недели». При Зернове она имела мало шансов на успех, а сейчас у нее есть и уникальный административный ресурс, и неплохая команда, и главное отличное расположение звезд на рыночном небосводе. Вообще именно издания «Гранады» под управлением ее директора Сергея Филичкина - «Вечерний Челябинск», «Московский Комсомолец», «Аргументы недели» - с каждым днем усиливают свою позицию как главных агентов влияния в период первых месяцев губернаторства Михаила Юревича. Именно этой команде удалось взять не только самые большие заказы предвыборных газет, но и перехватить контроль над региональным изданием главной партийной газеты страны – Единая Россия». Причем перехватили они стратегическую газету у председателя местного Союза журналистов Владислава Писанова. Думается, что в ближайшие годы именно эти печатные издания будут иметь наибольшее влияние на власть, потому как сама власть имеет на них мягко говоря некоторое влияние.

Свое влияние постепенно утрачивает и драгуновская «Южноуральская панорама». Остались в далеком прошлом влияние печатных рупоров «Восточных ворот» - журнала «Челябинск» и «Действующие лица». Бесплатная пресса не смогла, да и особенно-то и не стремилась обрести политическое влияние. Исключение – газета «Итоги», но ее после последних выборов и слыхом не слыхивать, и газета «Метро», которую, впрочем, достаточно безуспешно, пытались вывести на политическое поле в начале все та же Ревнякова, а потом ее закадычный то ли враг, то ли друг Алешкин. Два самых крупных бренда на рынке бесплатных СМИ – «Соседи» и «Ва-банкъ» в политику не игрались, а четко строили свой рекламный бизнес, а потому оказались в выигрыше.

Свою роль, как агента влияния на территории области (а не Челябинска) продолжает наращивать и газета «Губерния», которая выходит вкладкой во всех муниципальных газетах региона. Сейчас ей занялись более серьезно, чем в суминские времена и она вполне может стать газетой, реально влияющей на политику местного уровня.

Хотя, общая тенденция все равно безрадостна. После 10.10.10 тиражи схлынут, деньги, а вслед за ними и талантливые люди, продолжат «исход» в Интернет. Вес и влияние продолжат падение. А в кафе утром уже не встретишь человека с газетой. Ноутбуки их просто сожрали.