Поиск

«Неперспективных» у нас нет

08.02.2012 14:13
Автор: Валерий ДЫМОВ
Многие помнят, какой глубокий кризис переживало в 1990-е гг. большинство базовых отраслей российской экономики. Практически вдвое снизились объемы производства в машиностроении, сельском хозяйстве, легкой промышленности. Но, пожалуй, нигде так остро не стоял вопрос о выживаемости, как в угольной отрасли. Южноуральцы тоже помнят, как в 1998 г. шахтеры, доведенные до отчаяния многомесячной задержкой зарплаты, перекрыли Транссибирскую магистраль.
«Неперспективных» у нас нет*
не наше

Многие помнят, какой глубокий кризис переживало в 1990-е гг. большинство базовых отраслей российской экономики. Практически вдвое снизились объемы производства в машиностроении, сельском хозяйстве, легкой промышленности. Но, пожалуй, нигде так остро не стоял вопрос о выживаемости, как в угольной отрасли. Южноуральцы тоже помнят, как в 1998 г. шахтеры, доведенные до отчаяния многомесячной задержкой зарплаты, перекрыли Транссибирскую магистраль. И лишь решительные действия Владимира Путина, возглавившего в то время Правительство России, позволили развязать проблемный узел.

В «тучные нулевые» тема российского угля несколько отошла на задний план. Мировой рост цен на нефть и газ, начавшаяся модернизация промышленности и общий подъем в экономике дали стране существенную передышку. Рост промышленного производства вызвал прилив сил у энергетиков, в результате чего российский уголь вновь стал востребован на отечественных электростанциях. Но не всегда и не везде. К примеру, южноуральские угли котировались все меньше по причине их недостаточного качества (малая энергоотдача, плюс, высокая зольность). Повсеместно угледобывающее оборудование вырабатывало свой ресурс, все сложней становилось выдерживать нормы техники безопасности.

Снова, как в и в 90-е, зазвучали голоса о «безусловной убыточности» российской угледобычи. Мол, внутренний спрос падает, а за границей наш уголь не проходит по стандартам качества. Ждали реакции федеральной власти: если будет молчание, значит, пора начинать новый передел. Ответом стала стратегическая программа развития угольной отрасли России и Кузбасса до 2030 года. Ее приняли не в тиши кабинетов, а прямо в угольной столице России – Кемерово – в январе этого года. Финансовый объем программы беспрецедентен в истории страны – 3,7 триллиона рублей. За счет стимулирования внутреннего потребления и роста экспорта объем национальной добычи угля должен вырасти на 100 млн. тонн. Это обеспечит не только работу российским горнякам на десятилетия вперед, но и дополнительные гарантии нашей с вами энергобезопасности. Проще говоря, привычный уголек будет еще много лет согревать дома и питать генераторы электростанций.

На совещании в Кемерово наш губернатор Михаил Юревич задал вопрос по Челябинскому угольному бассейну. Конкретно – по переселению жителей поселка Роза с борта Коркинского разреза. Премьер-министр обещал приехать на Южный Урал и, что называется, решить проблему на месте. И слово сдержал. В субботу, 4 февраля, Владимир Путин прибыл в Розу, где смог лично убедиться, насколько оперативно необходимо решать вопрос с переселением. Решение было молниеносным: до конца февраля уже этого года будут представлены списки, подлежащих переселению в первую очередь. Переселять людей будут «не в никуда»: им планируется предложить различные варианты: квартира, индивидуальный дом. Оперативный штаб по переселению возглавит лично губернатор Михаил Юревич.

Работы на разрезе будут продолжаться; более того – Челябинская угольная компания намерена увеличить поставки угля для ОАО «Фортум» до миллиона тонн в год. Работой южноуральские шахтеры будут обеспечены еще несколько лет.