Поиск

Маяк: Евровойны за мирный атом

19.04.2011 10:05
Автор: Виктор Ласточкин, gubernia74.ru
В середине 90-х под влиянием Запада в России был принят закон, который запрещал ввоз, переработку и хранение ОЯТ из-за рубежа. Тогда на волне радиофобии это казалось правильным и мудрым решением: не дать превратить страну в «ядерную свалку». Но за этими красивыми посылами скрывались алчность и ложь. Тогда нас грубо обманули.
Маяк: Евровойны за мирный атом*
не наше
В середине 90-х под влиянием Запада в России был принят закон, который запрещал ввоз, переработку и хранение ОЯТ из-за рубежа. Тогда на волне радиофобии это казалось правильным и мудрым решением: не дать превратить страну в «ядерную свалку». Но за этими красивыми посылами скрывались алчность и ложь. Тогда нас грубо обманули. Россию таким образом просто вытеснили с рынка переработки энергетического топлива с АЭС. Впоследствии противоречащий интересам государства законопроект отменили. Но перспективный и высокотехнологичный рынок был захвачен. Бывшие восточноевропейские партнеры перешли на сотрудничество по переработке ОЯТ с Францией. Сегодня, когда «Маяк» заявил, что готов приступить к переработке ОЯТ (из бывшего ядерного исследовательского центра в Россендорфе, Германия), в адрес наших атомщиков посыпались очень недружественные и агрессивные выпады. В этой кампании против ПО «Маяк» прямо или косвенно оказались задействованы ведущие европейские политики, продажные экологи и ангажированные журналисты.

Мирный атом превратился в золотой

Для того, чтобы понять, почему ПО «Маяк» подвергся жестким информационным нападкам со стороны западных коллег, необходимо обозначить ключевых игроков на этом рынке. Франция – единственная страна в мире, которая оказывает услуги по переработке ОЯТ. И живет довольно-таки неплохо. Согласно данным, в год французы перерабатывают примерно 800 тонн чужого топлива. За переработку берут примерно 1000 евро за килограмм тяжелых металлов. На отдельных условиях французы обслуживают те государства, которые не спешат забирать назад отходы переработки, например Германию или Японию. Французское законодательство требует, чтобы такие отходы возвращались в страну назначения. За временное хранение этих отходов группа AREVA также берет дополнительные деньги. МАГАТЭ оценивает ежегодный оборот этого рынка в 300 млрд евро! Но даже такая официальная и, судя по всему, заниженная сумма все равно звучит ошеломляюще.

Масштабы французов впечатляют. Фирма COGEMA (входит в корпорацию AREVA), владеющая двумя заводами по переработке ОЯТ, имеет контракты на переработку топлива французских АЭС, а также АЭС Бельгии, Германии, Нидерландов, Швеции и Японии.

И вот после такого атомного благополучия на этот рынок вновь претендует Россия. А единственный в нашей стране завод по переработке ОЯТ – РТ-1 – находится в Челябинской области, в Озерске. Специалисты заявляют, что теоретически ПО «Маяк» способно переработать в год до 400 тонн топлива. В реальности же эта цифра значительно скромнее.

Что касается других участников рынка, то переработкой ОЯТ сегодня занимаются лишь Великобритания (компания BNFL), Франция (компания COGEMA), развивает производство Япония. Но Великобританию пока нельзя рассматривать как самостоятельную величину на мировом рынке – ей не хватает мощностей.

Европейские журналисты и политики «закошмарили» население

Таким образом наши атомщики оказались в эпицентре конкурентной борьбы. Сейчас с помощью грязных методов делается все возможное, чтобы отстранить «Маяк» от высокотехнологичного рынка. Началась бурная шумиха, цель которой – убедить западное сообщество в «ненадежности русского партнера, его отсталости и небезопасности».

Радиоактивные страшилки про Россию стали так популярны, что превратились в разменную монету в политической борьбе в Германии. Например, канцлер Германии Ангела Меркель, кстати, физик-ядерщик по образованию, уже получила весомую политическую оплеуху от своих красно-зеленых противников в лице СДПГ. Ее партия христианских демократов (ХДС) потерпела поражение, уступив исполнительную власть в Северном Рейне – Вестфалии. Бюргеры были запуганы смертельными кошмарами о мутациях и лучевой болезни. Наши российские экологи принимали в этом не последнее участие и вдохновенно «кошмарили» немецкого избирателя рассказами «о массовом море» от радиации жителей Челябинской области.

Или вот такой пример: в ноябре в регион приглашали журналистов из Швейцарии. Устраивали им экскурсии, рассказали о безопасности и высокотехнологичности «Маяка». Росатом провел в Челябинске форум, на котором в том числе присутствовали «зеленые». Иностранная пресса погостила, а потом по приезде на родину выдала порцию настоящего бреда. Так, СМИ разразились публикациями, из которых следовало, что на швейцарские АЭС поступает «плохое топливо» с ПО «Маяк». Причем оно такого «ужасного» качества, что в любой момент швейцарские АЭС могут рвануть и получится второй Чернобыль. Но любой специалист знает, что «Маяк» не поставляет в Швейцарию ни «плохого», ни «хорошего» топлива, «Маяк» просто не занимается его производством. Да и такой классификации, как «плохое» топливо, у нас в отрасли не существует. Но разве европейский избиратель будет вникать в такие тонкости?

Бей своих, чтоб чужие платили


Впрочем, первое место по вранью в этой информационной травле одержали отнюдь не иностранные СМИ, а наши экологи. Симбиоз южноуральских экологов с немецкими политиками и французскими атомщиками заслуживает отдельного внимания.
Начнем с того, что «зеленые» умышленно фальсифицировали нашумевшую историю про то, как немцы бросались под поезд, якобы везущий ОЯТ в Россию, на комбинат «Маяк». Этот инцидент имел место быть, но немцы протестовали не против того, чтобы «избавить россиян от ядерных отходов», как впоследствии заявили экопровокаторы. На самом деле немцы грозились разобрать шпалы, поскольку французская корпорация AREVA прислала из Франции поезд с отходами в германский город Горлебен. Но даже это негативное событие французские атомщики сумели обратить в свою пользу. Это оказалось несложно, имея под рукой таких помощников, как, например, сопредседатель группы «Экозащита» Владимир Сливяк и челябинская «зеленая» Наталья Миронова. Так, Сливяк, в частности, на пресс-конференции в Германии заявил, что «Маяк» – чрезвычайно опасное предприятие, с которым не стоит иметь дел». А Наталья Миронова обратилась к президенту США и канцлеру Германии и заявила, что люди в Челябинской области «вынуждены употреблять радиоактивные продукты местного производства…»

Если не принимать всерьез все эти не соответствующие действительности подтасовки «зеленых», то лучше обратиться к реальным фактам. А они состоят в том, что в отличие от тех же французов ПО «Маяк» создало уникальный закрытый комплекс водокаскадов. А французы поступили проще и сливают радиоактивные отходы в океан – прямо в пролив Ла-Манш. Вот вам и вся экология. Но наши доморощенные экозащитники почему-то об этом скромно умалчивают.

Увлеченные проплаченной истерией «зеленые» даже не задаются хотя бы одним здравым вопросом: а что будет, если представить, что их лозунги сбудутся и «Маяк» остановят? Ведь станет в тысячу раз хуже, если мы останемся лицом к лицу со своими проблемами без денег, без новых технологий и перспектив. И, видимо, этого и добиваются наши конкуренты с помощью «экологических друзей».

Своими громкими заявлениям оппозиция пытается скрыть потенциальные выгоды для России, прекрасно зная о наличии развитого международного рынка производства, хранения и переработки ядерного топлива.А вот статистика, которая дает полное представление об источниках радиации на Южном Урале: в 2010 году министерством по радиационной и экологической безопасности были организованы сбор и обобщение данных. Основной вывод паспортизации: радиационная обстановка в Челябинской области в 2009 году оставалась стабильной. Так, вклад в коллективную дозу облучения населения от профессионального облучения составил 0,3%, от стратосферных выпадений техногенных радионуклидов и от радиационных аварий прошлых лет – 0,14%, от медицинских исследований – 10,4%. А наибольший вклад в дозу приходится на долю природных источников облучения – 89,16%.

Печальные уроки западной конкуренции


Если проанализировать ситуацию, то на самом деле мы нечто подобное уже проходили. В начале 90-х нас «убедили» в безнравственности торговли оружием. Страна с оптимизмом взяла курс на разоружение оборонно-промышленного комплекса, тем самым фактически своими руками угробив ОПК. Буквально за пять лет конверсии военной промышленности наши зарубежные поставки вооружений сократились в разы. Однако мира во всем мире от новоявленного пацифизма не прибавилось. Освободившуюся нишу торговли оружием на мировом рынке с удовольствием заняли США, Франция и Англия. Про дальнейшую судьбу оборонных моногородов говорить не хочется. Большинство градообразующих оборонных предприятий так и не смогли провести полноценную модернизацию и создать конкурентоспособную гражданскую продукцию.

Такое будущее может ожидать и атомную промышленность, если страна снова окажется не готовой к жесткой конкуренции с ведущими корпорациями. Сейчас весь вопрос в том, кто еще помимо Франции сумеет выйти на этот рынок. А желающих занять эту престижную и доходную нишу достаточно.

Если ПО «Маяк» сумеет преодолеть все трудности, то это значительно укрепит авторитет государства за рубежом. В этом случае экономический и политический вес страны существенно возрастет. Россия уже не будет рассматриваться за рубежом только как сырьевой поставщик углеводородного топлива.

Александр Полозов,
заместитель главы администрации губернатора Челябинской области, руководитель центра оперативного анализа и прогнозирования:


Очевидно, что некоторые политические силы и примк-нувшие к ним «зеленые» разыгрывают карту радиофобии. Из России пытаются слепить образ монстра, который приведет к ядерному апокалипсису. Вот типичный ролик в Интернете 2010 года: тревожная музыка, ядерный взрыв, кадры с лучевой болезнью умирающих людей. Весь этот визуальный ряд не имеет никакого отношения к ПО «Маяк», но оно почему-то тоже вмонтировано в эти жуткие кадры вместе с рекой Течей и нашей природой. Происходят умышленное создание негативного образа наших атомщиков и откровенная дискредитация отрасли. Кто-то в этом очень сильно заинтересован.

Михаил Юревич,
губернатор Челябинской области:


Технология переработки на «Маяке» современная и одна из лучших в мире. По договору с Германией «Маяк» отдает продукты переработки обратно, а в области остаются только деньги. Соперничество за переработку ОЯТ с нами ведут многие страны. По всей видимости, конкуренты подогревают некоторых экологов и это выливается в заявления о том, что в нашей области высокий уровень онкозаболеваний. Но он такой же, как в других крупных городах. На это влияют целый ряд факторов: повышенные стрессы, загрязнение промышленными и автомобильными выбросами, но никак не радиоактивными. Для сравнения: средняя продолжительность жизни в Озерске, где расположено ПО «Маяк», даже выше, чем в областном центре, – на десять лет. Сейчас выполняются все необходимые программы, берега рекультивируются, и радиационный фон в Челябинской области не вызывает опасений.