Поиск

Магнитогорцы за скорый, правый и справедливый суд

11.10.2012 10:13
Автор: Анна Петрова
Представители юридического сообщества Магнитогорска обратились с открытым письмом к Председателю Верховного суда Российской Федерации Вячеславу Лебедеву. Ведущие адвокаты города сталеваров считают недопустимой ситуацию сложившуюся вокруг работы Челябинского областного суда.
Магнитогорцы за скорый, правый и справедливый суд*

Представители юридического сообщества Магнитогорска обратились с открытым письмом к Председателю Верховного суда Российской Федерации Вячеславу Лебедеву. Ведущие адвокаты города сталеваров считают недопустимой ситуацию сложившуюся вокруг  работы Челябинского областного суда.

Вчера состоялась встреча за «круглым» столом на тему «Роль апелляционной инстанции в гражданском процессе и проблемы, возникающие при рассмотрении гражданских дел». Поводом для обращения в вышестоящую инстанцию послужили многочисленные жалобы граждан на не правосудные решения, которые выносят судьи апелляционной инстанции.

- В Общественную палату города Магнитогорска, секретарем которой я являюсь, поступает очень большое количество жалоб граждан на то, что они не могут защитить свои нарушенные права в суде, - с такими словами встречу начала секретарь Общественной палаты Магнитогорска Юлия Кива-Хамина, _ По мнению граждан, выносятся неправосудные (неправомерные) решения. Жалобы в квалификационную коллегию судей, ответы на жалобы в квалификационную коллегию судей получаются в формате общих формулировок. Люди считают,  что суды стали закрытой корпорацией, никому не подотчетны. Даже обществу. Кроме того, актуальность вызвана тем, что люди связывали свои надежды с введением с 1 января 2012 года института апелляционной инстанции, которая вводится, в частности, и в Челябинском областном суде. Граждане  столкнулись , с тем , что изменения произошли практически в наименовании инстанции челябинского областного суда, т.е. судебная коллегия по гражданским делам областного суда  из кассационной инстанции стала именоваться апелляционной. а президиум суда получил статус кассационной инстанции.

Анализ поступивших жалоб и проведенных дел, к сожалению, заставляет многих прийти к выводу о том, что действительно никаких сущностных изменений не произошло. В апелляционной коллегии 2012 года все же рассматривают жалобы 15-20 минут. Есть мнение граждан, что заготовлены уже резулятивные части определений,  и рассмотрение дел в день идет большое количество.

У нас на приемах граждане задают один и тот же вопрос : как могла получится, что судопроизводство почти полностью подавило правосудие. и все самые здравые идеи по реформированию не находят своего отражения в реалии.

К сожалению, мы ответ на эти вопросы дать не можем. и от граждан поступают в общественную палату города Магнитогорска, главе города, губернатору Челябинской области с одной и той же аргументацией - о выявленных нарушениях в процессе их конкретных судебных тяжб. Мы некомпетентны решать данные вопросы. И все большее число граждан связывают разрешение данного вопроса с обращением к Президенту РФ.

Поддержать юристов пришли и простые горожане. В зале не было случайных людей. Практически все присутствующие имеют большой опыт обращения в судебные инстанции разного уровня. До сих пор справедливого и полного рассмотрения ждут жертвы «черных» риэлторов.

- 21 сентября было назначено рассмотрение в 9 часов утра, но к 9-ти  утра от нас туда никак не уедешь, я поехала ночным автобусом "Магнитогорск-Челябинск",  - рассказывает о своих мытарствах Нина Калитина, -  В Челябинск я приехала в 4 часа утра. На железнодорожном вокзале просидела.  В 10-40 нас наконец пригласили, мы зашли. три судьи. Полистали дело, ушли на совещание. Буквально три минуты, тут же возвращаются, суд принял решение  - оставить без изменения решение Орджоникидзевского суда. я поразилась как  такой резонанс идет по этим делам. И так безответственно судьи наплевательски отнеслись я даже написала "в мантии облачились - от народа отдалились".

С ней была полностью согласна другая пострадавшая от квартирных мошенников Екатерина Стреленко. На встречу Екатерина пришла с крохотной дочкой на руках. Молодой семье негде жить, а попытки добиться досконального рассмотрения их дела разбиваются о нежелание профессиональной тройки судей просто выслушать доводы истцов.

 - Я также ездила на рассмотрение своего дела в апелляционной инстанции, - говорит Екатерина Стреленко,- . Хочу отметить, что присутствовал представитель уполномоченного по правам человека Севостьянова Алексея Михайловича. Также присутствовали общественники из Магнитогорска. На рассмотрении нашего дела не изучались ни доказательства, ни один протокол. Вообще дело, которое пришло из Магнитогорска, не рассматривалось, никто не заслушивался. Решение было уже готово. То есть я в надежде на то, что апелляция рассмотрит наше дело, поехала туда. А получается, что смысла существования апелляции нет. Никто ничего не рассматривал, решение было уже готово - вот это страшно. Потому что мы боремся за наши права, а сути существования апелляции нет. То есть можно засиливать решение районных судов и все.

_ К сожалению, могу поделиться только негативным опытом, - сказала  опытный юрист Алла Стояненко, -Причем надо сказать, что инстанция у нас апелляционная работает с 1 января 2012 года. Прошло уже восемь месяцев. То есть уже можно подводить определенные итоги и говорить об определенной складывающейся практике. И, к сожалению, те нарушения, с которыми мы сталкивались в процессе, они уже становятся нормой и правилом поведения в апелляционной инстанции. И самое неприятное, что это такие серьезные нарушения процессуальных норм ведения апелляционного процесса, которые предусмотрены Гражданско-процессуальным кодексом РФ.  Мы столкнулись с тем, что она просто копирует ту работу кассационной инстанции, как было раньше, и, соответственно, не заслушиваются мнения сторон. Либо вообще не заслушиваются, либо в силу того, что процесс идет всего минут 10-15, на твое выступление дается 2-3 минуты. Причем, если ты не укладываешься в эти 2-3- минуты, тебе не очень аккуратно обрывают и говорят, что времени у вас для изложения своей позиции нету. Следующее нарушение процессуального законодательства заключается в том, что не исследуются доказательства. совершенно. Такое впечатление, что доказательства либо не нужны, либо уже внутреннее какое-то мнение уже сложилось у судей и излагать все эти доказательства и давать им оценку нет необходимости. Поэтому суд доказательства не рассматривает и не оценивает. Вот эти два основных момента, на которых держится гражданский процесс - это мнение сторон, заслушивание их позиции и исследование доказательств. И оба этих основных пункта игнорируются в апелляционной инстанции. В результате с чем мы столкнулись. У нас был целый ряд таких процессов, похожих друг на друга, естественно, по разным делам. А решения в результате того, что процессы были очень похожи друг на друга, были одинаковыми. Поскольку доказательства не исследовались должным образом, надлежащей оценки эти доказательства в вынесенных решениях не получили. В результате эти решения вызывают вопросы и с точки зрения профессионалов, потому что там нет достаточного правового обоснования, т.к. не отражен целый ряд доказательств. и соответственно очень много вопросов возникает у граждан. Они не понимают вынесенных решений. И мы не можем эти решения объяснить. Конечно еще раз повторю, что апелляционный процесс получается просто сменил наименование, а фактически он остался кассационным. И в связи с этим возникает другая проблема - невозможность рассмотрения дела в апелляционной инстанции всегда вызывает необходимость дальнейшего обжалования дела. Но у нас практика такая, что за 8 месяцев этого года ни одно дело в кассационной инстанции у нас не рассмотрено. У нас кассационная инстанция не рассматривает дела. Нам возвращается, что оснований для рассмотрения нет. Поэтому конечно мы  считаем, что апелляционная инстанция еще очень далека от совершенства. Нарушения достаточно серьезные.

И мы, к сожалению, попадаем в такую нехорошую ситуацию, когда мы едем в апелляционную инстанцию, мы объясняем гражданам, в каком виде будет проходить апелляционный процесс, что они должны сказать и как они должны себя вести. И когда в процессе происходят такие нарушения, нам конечно трудно объяснять простым гражданам, что это вызвано определенным несовершенством законодательства,  определенной занятостью судей. и так далее. Потому что такому оправдания  нету.

Свою точку зрения выразила председатель Магнитогорской городской коллегии адвокатов Людмила Шашева.

-Поскольку в апелляционной инстанции процесс рассмотрения жалобы конечно поставлен не так, как хотелось бы и как указано в процессуальном кодексе, _ говорит Людмила Геннадьевна,- Но мне бы не хотелось говорить о том, что все это происходит так, потому что судьи не желают работать и потому что они относятся так к своей работе. Я вот не согласна с такой позицией.

-На мой взгляд, в том, что очень отдалена наша апелляционная инстанция, то есть челябинский областной суд от нашего региона, от города Магнитогорска, _ отметила Людмила Шашева, - Мы в апелляционную инстанцию не можем привезти  ни свидетелей, не можем привезти людей - дополнительных свидетелей. Проблемы с назначением экспертизы, потому что если мы просим дополнительно экспертизу назначить, то кто ее будет проводить? Потому что эксперты должны приезжать в Магнитогорск, заключения должны передавать в апелляционную инстанцию Челябинска. И вот эти проблемы тоже  мешают правильно   рассмотреть дело.

Менее резкими в оценке работы апелляционной инстанции были адвокат Ольга Румянцева и директор ЮА «Бизнес-Профи» Елена Лазарева. А их коллега адвокат Сергей Шумских уверен, что у судей есть возможность и достаточно времени, чтобы рассмотреть дела объективно.

Разговор профессиональных юристов все время прерывали реплики возмущенных граждан. Все они рассчитывали на то, что их аргументы  в апелляционной инстанции будут обязательно услышаны, но их надежды не оправдались. В результате такого рассмотрения жертвы «черных» риэлторов лишились единственного жилья. Без крова остались старики и дети, инвалиды и беременные женщины. Огромная судебная машина перемолола их судьбы, напрочь лишив надежды на будущее. Добропорядочные в большинстве своем люди оказались выброшенными за борт. Они не просят сочувствия, они настаивают на исполнении законов. Но при  15-минутном рассмотрении дел трудно рассчитывать на объективность.

Еще об одной проблеме, с которой сталкиваются не только юристы, но и простые граждане. Это географическая удаленность Магнитогорска от областного центра, где находится апелляционная инстанция. В этой связи, у авторов обращения к председателю Верховного суда  возникло предложение — организовать работу выездной  постоянно действующей апелляционной коллегии.

По мнению представителей юридического сообщества, люди перестают верить в справедливость судебной власти. Поэтому растет число обращений в различные инстанции и в том числе Европейский суд по правам человека. И их можно понять.

Как пишут в своем обращении к Лебедеву магнитогорские юристы, единственным гарантированным  законом проверочной инстанцией является именно судебная коллегия Областного суда. Вырваться за пределы своего региона стало недостижимой задачей, поскольку Верховный Суд РФ практически не пересматривает решения.

Кроме того, юристы утверждают, что конструктивно разрешить противоречия не удается из-за позиции областного суда и его председателя Вяткина Ф.М. Поэтому и просят Председателя Верховного суда навести порядок в подконтрольном органе.