Поиск

Химическое вооружение – война с собственным народом

14.10.2009 00:00
Автор: Лев Федоров
В России сегодня 157 895 населенных пунктов, из них более 30 000 до сих пор не имеют телефонной связи. Большая часть из 39 000 брошенных деревень и поселков приходится на Центральный Федеральный округ, Северо-Запад, Крайний Север, Сибирь и Дальний Восток.
Химическое вооружение – война с собственным народом*
не наше

 В России сегодня 157 895 населенных пунктов, из них более 30 000 до сих пор не имеют телефонной связи. Большая часть из 39 000 брошенных деревень и поселков приходится на Центральный Федеральный округ, Северо-Запад, Крайний Север, Сибирь и Дальний Восток. По оценке аналитиков Массачусетского кризисного центра, контролировать территорию России с населением менее 50 миллионов человек невозможно чисто физически, так как расчет плотности населения в этом случае составит менее 2,9 человек на квадратный километр. Для сравнения плотность населения США составляет 26,97 человек на квадратный километр. Россия может оказаться в такой ситуации уже через 3 – 5 лет.

 В Щучанском районе Курганской области в 1989 году в сравнении с остальными сельскими районами Курганской и Челябинской областей неожиданно был выявлен резкий рост смертности среди детей до двух лет – особо чувствительной к отравляющим веществам категории жителей. В последующие годы этот показатель постепенно вошел в общую норму. Мало кто тогда связывал этот скачок детской смертности с постановлением ЦК КПСС от 22 июля 1989 года «О неразмещении советского химического оружия за рубежом». Констатирующим факт возврата всего химоружия из длительных зарубежных командировок. Именно в тот год была закончена тайная перевозка запасов боевых ОВ на семь складов, которые, по мнению экспертов в первую очередь предназначались для демонстрации нашего «миролюбия» любопытному Западу. 88-й склад химоружия ракетно-артиллерийского ведомства ГРАУ в поселке Плановом под городом Щучье был один из них. Попутное уничтожение «излишков» токсикантов и дало всплеск детской смертности в Щучанском районе. Уже в 1989 году Советский Союз проинформировал США, но не своих граждан, о 22 объектах на 7 заводах по производству химоружия (3-х заводах в Дзержинске и по одному в Чапаевске, Березниках, Волгограде, Новочебоксарске), в том числе об объекте по его разработке (ГИТОС в Шиханах).

 В августе 1990 года жители Башкирии впервые узнали о диоксиновой подоплеке событий в Уфе, связанных с утечкой фенола с завода «Химпром». Тот завод многие годы производил химоружие против растительности «вероятного противника» и парралельно загрязнял город высокотоксичными диоксинами. В 1993 году дело дошло до подписания Россией Конвенции о запрещении химического оружия. Тогда же газете «Правда» было поручено на «голубом глазу» провозгласить, что Советский Союз будто бы «никогда и нигде не применял химоружия». А некий химический генерал С.В. Петров смело солгал на всю страну, что во время тайных перевозок химоружия по стране, дескать «не было ни одной аварии». В 1993 году состояние безопасности складов химического оружия проверила комиссия во главе с химическим полковником А.Д.Горбовским. Как именно проверяла, нетрудно оценить, если учесть, что наш полковник был свято уверен, что «самый восточный объект – в Челябинской области». О чем он и поведал населению через СМИ. Между тем в названной им области России химоружия официально не объявлялось, а самый восточный объект по хранению ОВ находился в Курганской области. Так что до сих пор не ясно, куда именно ездил полковник во главе комиссии. Если вообще куда-то ездил.

 3 февраля 1989 года председатель Госкомэкологии В.И. Данилов-Данильян лично утвердил заключение комиссии по государственной экологической экспертизе обоснованности инвестиций для объекта уничтожения химоружия в Курганской области. Оснований не было никаких – документ был столь слаб, что члены комиссии, представляющие Курганскую область , выразили особое мнение. В июне было определено место размещения объекта уничтожения химического оружия в городе Щучье. Был выбран участок к северу от самого склада химоружия. Выбор потребовал строительства специальной железнодорожной ветки длиной порядка 20 километров. Решили ее строить – американские деньги на это были обещаны. 25 ноября 1989 года Дума Курганской области, реально задавленная военным ведомством, была вынуждена принять удивительно редкое и откровенное решение: «Признать действия Минобороны РФ в отношении законодательного органа государственной власти Курганской области как нарушение нормы федерального законодательства и ущемляющие права и полномочия Курганской областной Думы».

  До 1999 года в стране вообще отсутствовали нормы проектирования объектов химоружия, которые армия взялась подготовить. А когда «Нормы специального проектирования…» наконец, появились, было слишком поздно – процесс был так просрочен, что пришлось распрощаться с армией в качестве лидера, чтобы только начать дело. Среди прочего в том документе установили и минимальное расстояние промплощадки от ближайшего населенного пункта всего в 3 километра, против 25-75 в заморских странах. Еще бы ведь представители Минобороны РФ безбожно лгали, утверждая, что в процессе расснаряжения кассетных химических боеприпасов в городе Щучье возможность взрыва отсутствует. В июле 2000 года постановлением правительства была утверждена зона защитных мероприятий объектов хранения и уничтожения химоружия в районе города Щучье Курганской области размером в 445 квадратных километров, причем в нее вошли 16 населенных пунктов. Очевидно, что значительные размеры ЗЗМ, предусмотренные вокруг арт и авиахимобъектов в Кизнерском и Щучанском районах, - это всего лишь отражение уровня реальной опасности в случае аварий и катастроф. В ноябре 2002 года на форуме Зеленого креста глава Росбоеприпасов З.П.Пак, поведав о состоянии дел с химическим разоружением России, сообщил о своем согласии с «мнением США: вся фосфорорганика (ОВ нервнопаралитического действия) должна быть уничтожена в Щучьем. Был принят соответствующий закон, разрешивший, ранее запрещенную перевозку химического оружия по территории России. Запасы химоружия из Кизнера в Удмуртии будут уничтожаться в Щучьем Курганской области».

 При этом 20 июня ТАСС был уполномочен заявить, что Счетная палата РФ в ходе апрельской проверки выявила нецелевое использование бюджетных средств при строительстве объекта уничтожения химоружия в Щучанском районе Курганской области в размере 121,6 миллионов рублей (46,5 млн.руб. были приватизированы на месте, а 75,1 млн.руб. предыдущее руководство Росбоеприпасов «перебросило» в другое место. Расшифровка средств, растащенных на месте: объект сооружался без ТЭО, расходы оплачивались без документального подтверждения, сметы завышались, цена стройматериалов завышалась также, на стройке осуществлялась двойная оплата одних и тех же работ… Главные действующие лица – ОАО «Магнитострой», ООО «Фирма «Стройпрогресс», ООО «Фактор ЛТД», ООО «Уралтрансгаз», а также ФГУП «Управление специального строительства».