Поиск

Как абитуриенту не ошибиться в выборе

17.07.2009 00:00
Автор: Сергей Николаев
От чего зависит востребованность выпускников вузов на рынке труда. Для молодых специалистов, которые в этом году окончили вузы, и для абитуриентов, стремящихся стать студентами, лето — пора проблемная. Рассказывает ректор челябинского института Любовь Баренбаум
Как абитуриенту не ошибиться в выборе*

От чего зависит востребованность выпускников вузов на рынке труда.
Для молодых специалистов, которые в этом году окончили вузы, и для абитуриентов, стремящихся стать студентами, лето — 
пора проблемная. Первые, получив дипломы, пытаются устроиться на работу, вторые — поступить в институты и университеты. 
При этом и тех и других волнует ответ на вопрос, насколько качественное образование они получили (или получат) в выбранном высшем учебном заведении. Потому что востребованность на рынке труда, особенно сейчас, когда страну захлестнула безработица, зависит в том числе и от того, где и как обучались юноши и девушки. 


Какие студенты наиболее конкурентоспособны в сегодняшних условиях? О каких выпускниках мечтают работодатели? Куда пойти учиться, чтобы через пять лет не оказаться без работы? 

Зависит ли трудоустройство от выбранных специальностей? На эти и другие вопросы мы попросили ответить ректора негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский институт бизнеса» Любовь Баренбаум. 

Требуются хорошие специалисты

— Любовь Николаевна, какие выпускники, по-вашему, наиболее конкурентоспособны и востребованы в сегодняшних условиях, когда молодые специалисты не могут найти работу?

— Если проанализировать статистику вакансий и резюме, то можно прийти к неутешительному выводу, что количество ищущих работу во много раз больше, чем предлагаемых мест. 

Однако, как ни странно, количество вакансий со временем не уменьшается. Что это значит? То, что работодателям нужны хорошие специалисты! Неважно, какую профессию выбрал человек, важно, насколько он профессионален.

— То есть переизбыток юристов, экономистов и менеджеров, о котором в последнее время так много говорят, — это миф?

— Действительно, это не совсем правильно. Потому что выпускники вузов, получившие качественное образование и знающие, как сделать карьеру, трудоустроятся всегда.

Как стать практиком

— Трудоустройство выпускников — один из критериев оценки вузов. Однако работодатели в настоящее время более настороженно относятся к вопросу приёма на работу молодых специалистов… 

— И в первую очередь они выставляют такое условие, как трудовой стаж. Поэтому те студенты, которые получили в стенах любого вуза реальную возможность пройти практику на предприятиях или в организациях различной формы собственности в соответствующих должностях, имеют предпочтение при устройстве на работу. 

— Правда ли, что за пятнадцать лет ни один выпускник Уральского института бизнеса не стоял на бирже труда?

— Наши студенты всегда трудоустраиваются. Причём большая часть — ещё до окончания учёбы. Дело в том, что наш институт имеет договоры с более чем 190 организациями и фирмами по проведению практики на их базах. 

Как правило, те студенты, которые проявили себя на практике с хорошей стороны, ещё до окончания вуза принимаются на работу в эти организации. 

В этом году, несмотря на экономический кризис и безработицу, все двести наших выпускников, за исключением четверых парней, что призваны в армию, трудоустроены. 

И мы ведём постоянный мониторинг удовлетворённости работодателей нашими студентами. Это даёт возможность вузу выпускать не только квалифицированные, но и конкурентоспособные кадры в сфере экономики и управления предприятиями, организациями и бизнеса.

В числе 100 лучших

— Не случайно, наверное, ваш институт входит в число ста лучших вузов России.

— Действительно, наш вуз с 2005 года уже в третий раз становится лауреатом конкурса «100 лучших вузов России». Видные политики в сфере образования отбирают победителей по разным критериям. 

В их числе удовлетворённость потребителей качеством подготовки специалистов, работой и учёбой — со стороны преподавателей и студентов, научно-технический и интеллектуальный потенциал вуза, влияние вуза на общество, трудоустройство выпускников и их карьерный рост. 

Очень приятно, что мы оказываемся в одном ряду с такими признанные грандами российского образования, как, например, МГУ или Плехановка... 

— …И это несмотря на то, что Уральский институт бизнеса негосударственный вуз. Скажите, а вообще, корректно ли сравнивать государственные и негосударственные вузы? 


— Более корректно сравнивать вузы, имеющие государственную аккредитацию и не имеющие её. Мы имеем и лицензию на ведение образовательной деятельности, и свидетельство о государственной аккредитации всех реализуемых в вузе образовательных программ.

 Отличие нашего вуза от государственных состоит, пожалуй, в том, что у нас больше свободы в реализации основных образовательных программ, что позволяет график учебного процесса делать более гибким, учитывать требования рынка труда и желания потребителей. 

У нас нет государственного плана по выпуску тех или иных специалистов, поэтому при организации учебного процесса мы в большей степени ориентируемся на маркетинговые исследования рынка труда, которые сами и проводим. 

Платно или бесплатно?

— На что должен обратить внимание абитуриент, выбирая негосударственный вуз для получения образования?

— Во-первых, я бы посоветовала окончательно определиться со специальностью или направлением подготовки, куда вчерашний школьник желает пойти учиться. 

Только после этого следует выбрать вуз из общего перечня. Во-вторых, нужно не полениться и узнать не только о наличии у вуза лицензии и свидетельства об аккредитации, но и сроках их действия. 

В-третьих, стоит поинтересоваться, где студенты проходят практику, каковы перспективы выпускников по трудоустройству, какая у вуза материально-техническая база. 

— Многие мечтают о бесплатном образовании. Но в негосударственных вузах нет бюджетных мест.

— Поступить на бюджетное место в государственных образовательных учреждениях тоже не так-то просто. Для этого абитуриенту необходимо представить документы в приёмную комиссию вуза и по итогам ЕГЭ набрать то количество баллов, которое определено в качестве проходного балла на конкретную специальность.

 При этом некоторые вузы имеют право устанавливать и дополнительные вступительные испытания профильной направленности, которые проводятся по общеобразовательным предметам.

В любом случае абитуриент может поступить на бюджетную форму обучения только через конкурс. В нашем вузе бюджетных мест нет, потому что, повторюсь, мы сами проводим оценку потребности рынка в квалифицированных кадрах и определяем набор на специальности, реализуемые в институте. 

И этим мы отличаемся от государственных образовательных учреждений. При необходимости или желании студенты нашего вуза могут получить и второе высшее образование или профессиональную переподготовку по интересующей их специальности. 

И это прекрасная возможность для тех, кто не желает принимать участия в различных конкурсах, не желает испытывать свою судьбу. 

Тем, кто остался без работы

— Насколько востребовано сейчас получение второго высшего образования или профессиональная переподготовка?

— Очень востребовано. Не забывайте, что сейчас наблюдается страшное явление — безработица. Здоровые работоспособные люди не могут найти своего места в производственной сфере, а значит, не могут обеспечивать своего существования. 

По данным Челябинского центра занятости населения, только на 1 июля 2009 года состоят на учёте 
15 856 человек, из которых 13 210 — безработные. 

Я думаю, что фактические цифры больше, ведь, по данным еженедельного мониторинга, уровень регистрируемой безработицы составляет 3,48 процента. 

В режиме неполного рабочего времени по инициативе работодателя в области работают 350 предприятий, в простое находятся 56 предприятий, ещё на 95 предприятиях работников отправили в отпуска без сохранения заработной платы. 

И вот в этот сложный период наш институт может предложить один из вариантов выхода из данной ситуации — профессиональную переподготовку. Тем, кто остался без работы, хотя раньше успешно исполнял свои профессиональные обязанности, но в связи с сокращением или закрытием предприятий и организаций его труд стал не нужен.

 В других сферах человек мог бы быть востребован, но ему не хватает достаточных профессиональных знаний, чтобы перейти на новую работу. 

Мы в сложной кризисной ситуации можем помочь приобрести новые профессиональные знания в сфере экономики, управления, социально-культурного сервиса и туризма. Учиться никогда не поздно.