Поиск

Из жизни Свято- Георгиевской звонницы или 123 ступени к счастью

31.03.2009 00:00
Автор: Кирилл Белоусов
В скором будущем Свято-Георгиевский храм станет самой красивой церковью Челябинска: здесь и самая благозвучная колокольня, и святые иконы, и мощи многих святых подвижников и чудотворцев. Возможно, уже в конце лета состоится первая служба.
Из жизни Свято- Георгиевской звонницы или 123 ступени к счастью*
не наше

В скором будущем Свято-Георгиевский храм станет самой красивой церковью Челябинска: здесь и самая благозвучная колокольня, и святые иконы, и мощи многих святых подвижников и чудотворцев. Возможно, уже в конце лета состоится первая служба. 

Настоятель Свято-Георгиевского храма священник Владимир Воскресенский не без радости рассказал, что «15 октября освятили шатер (башню и купол) нашей колокольни, а 17 октября впервые был услышан голос Свято-Георгиевской звонницы. Колокольный концерт, который осуществил мастер колокольного звона из Архангельска Владимир Марьянович Петровский, произвел на многих присутствующих, жаждущих услышать колокольный звон, неизгладимое впечатление. Для того и освящаются, и устанавливаются колокола, чтобы благовествовать».

-Батюшка, например, в нашем городе первая звонница появилась более чем два века назад, а как традиция колокольного звона проникла на Русь? 

-Колокольные звоны имеют свою историю. Начало свое она берет из Ветхого завета. В то время колокола заменяли трубы, но выполняли ту же самую функцию. На смену трубам пришли клепала и била. Они были деревянные, железные, медные и даже каменные. Звук труб, бил, клепал и колоколов – это тоже благовестие о богослужении. Поэтому колокольный звон получил в России замечательно точное название – благовест. С этой точки зрения колокольный звон подобен тому, чем является для всей Вселенной Евангелие, что в переводе на русский язык значит Благовестие. На просторах нашей родины колокола появились в XVI веке, а в XVII - XX веках они прочно вошли в церковный обиход и слились с богослужением Русской Православной Церкви. 

-У вашей звонницы столь необычная архитектура. Интересно, что послужило ей основанием?

-Сама архитектура колокольни отличалась лаконичностью, способствовала восприятию их как своеобразных «маяков» в бесконечных просторах Руси. Они обладали способностью «стягивать» к себе пространство в момент звона и наполнять его различными ассоциациями. Колокольня духовно может означать гору, с которой Господь благовествовал Евангелие, и мачту корабля, где находится наблюдатель, и он обязательно возвестит об опасности или приближении долгожданной цели плавания, вершины земной истории человечества, на которой прозвучит архангельская труба, благовествующая о Христе грядущем и начале вечной жизни.

-Существуют ли какие-то правила, предписывающие то, как и когда звонить?

-В Православной Церкви существует Устав колокольного звона. В соответствие с его требованиями и значением богослужений различают несколько видов звона. Благовест – это звон, при котором ритмично ударяют в один колокол. Удары в разные колокола поочередно называют перезвоном или перебором. Звон, при котором ударяют в разные колокола одновременно в три приема с паузами между ними, называется трезвоном. Благовест бывает три раза: к вечерни, утрени и литургии. Звоны меняются в зависимости от характера служб. Искусство русского церковного колокольного звона уникально и представляет собой не только великое духовное явление, но подлинный шедевр мировой культуры. Не случайно часто проводятся фестивали, как российского, так и международного масштаба.

-Вероятно, читателям будет очень интересно узнать о благотворном влиянии колокольного звона на наше здоровье.

-Неспроста в народе говорят, что колокольный звон очищает атмосферу вокруг того места, где он совершается. Например, во время Чернобыльской аварии митрополит Челябинский и Златоустовский Иов находился на Украине. Владыка рассказал, как в местностях, где звучал колокольный звон, уровень радиации стабилизировался. Также в трудах Чижевского говорится о том, что города, которые вели нравственный образ жизни, даже во время эпидемии чумы, не подвергались эпидемиям. Научно установлено, что носитель чумы погибает в 12 – октавном колокольном звоне на расстоянии 7 км от эпицентра звона. Российские исследования установили, что такие недуги, как беспричинное беспокойство, страх, нервозность, бессонница прекрасно исцеляются колокольным звоном. О его пользе говорили такие ученые, как Шредингер, Лихачев, Капица, Семенов, Логунов, Ильин.

В нашем городе до революции действовало 18 храмов. Значит, в Челябинске было 18 колоколен. Что, помимо улучшения душевного и физического здоровья мог дать людям колокольный звон?  С этим вопросом мы обратились к доктору биологических наук Шипунову

-Колокольный звон помогает усилить звукосферу, симфонию природы в биосфере, - считает известный ученый, - Сейчас мы посчитали, российский потенциал излучения колоколов в ультразвуковом диапазоне до 30-х годов (1270 монастырей, общин и приходов и примерно 80 тыс. церквей). Он был таким, что по большим праздникам ракета средней дальности действия, летящая над страной, отклонила бы свою траекторию. То есть, фактически, в то время Россия находилась под звуковым колпаком.
 
-Колокольный звон встречает человека при рождении его в этот мир, сопровождает человека в течение всей его жизни и провожает его, когда земная жизнь завершается. Не ради красного словца в 1486 году была сделана надпись на швейцарском колоколе, которая известна благодаря великому Шиллеру, использовавшему её в качестве эпиграфа к своей «Песни о колоколе»: «Живых призываю, мертвых оплакиваю, молнии ломаю, праздник воспеваю», - рассказал отец Владимир

О своем непростом, но душеспасительном служении в качестве звонаря согласился рассказать звонарь Леонид Борисович Тихомиров:

-Я помню день, когда я стал звонарем – это произошло 17 октября прошлого года. Тогда к нам из Архангельска приехал звонарных дел мастер Владимир Марьянович Петровский. Собственно, он и создал нашу колокольню. Владимир Марьянович обучил всех наших звонарей. Его рукам, его настройке принадлежат три челябинских колокольни. Кстати, Владимир Марьянович не требовал от своих учеников каких-то особых знаний, талантов. Из всех, кто пришел, с музыкальным образованием был только я. Все пришедшие были православными, но думаю, что Владимир Марьянович взялся бы и за обучение некрещеных, возможно, во время обучения премудростям нашего дела они стали бы христианами. Существует несколько типов звонов. Основные из них – это праздничный, будничный, погребальный перебор и перезвон, звон на крестный ход. Они отличаются по характеру и по времени исполнения. Звон имеет импровизационный момент: не существует четких «железнейших» канонов. Ритмический рисунок создается в моем воображении буквально на месте. В моей работе нет рутинного характера. Выполняя ее, я испытываю самые возвышенные эмоции. Культовость профессии, духовность колокольного звона немало для меня значат, я очень трепетно отношусь к ней. Я, как музыкант, воспринимаю свой труд как очищение от грехов. Я поднимаюсь над ними, когда я на колокольне. К тому же, польза от звона даже доказана научно. Не всегда человек может придти в церковь, но когда он слышит звон, это приносит ему несомненную пользу – не просто услаждает его слух, но и призывает его к молитве и покаянию. К сожалению, во время службы мы пока не звоним. Поэтому у меня получается петь на клиросе и созывать людей на молитву своим звоном. В Свято-Георгиевском храме также работают еще 2 звонаря – Григорий и Мария. Соответственно, они могут меня замещать.
 
В заключение нашей беседы Леонид Борисович рассказал о звоннице:

-Одиннадцать колоколов храма Георгия Победоносца привезены из Каменска-Уральского. Их вес варьируется от шести килограмм до трех тонн. Они подразделяются на 3 группы: 3 зазвонных, 2 басовых и 6 средних. На звонницу ведут 123 ступени. Когда я прихожу и звоню в колокола, то 6 струн у меня в правой руке, левой рукой я ударяю по средним струнам, а для ног – у меня 2 педали, управляющих Благовестом и Полиелеем – самыми большим колоколами. К слову, колокол – не очень чистый инструмент по частоте звучания и тональности. Он имеет множество обертонов, не отвечает традиционным требованиям к частоте, которые установлены в музыкальном мире. Поэтому для хорошего колокола главное – это характер и ритм. Недавно появившиеся в свободной продаже записи звонов могут многое дать челябинским начинающим звонарям, которые будут воспринимать опыт коллег через их прослушивание», - завершил мое знакомство с храмом Леонид Борисович.