Поиск

Евгений Коробейников: «Региональные власти стали охотнее помогать инвалидам»

04.12.2014 18:25
Автор: Оксана Корнилова
С 1 декабря в Челябинской области стартовала декада инвалидов. Мероприятие приурочено к Международному дню людей с ограниченными возможностями. О том, с какими проблемами чаще всего сталкиваются южноуральские инвалиды, встрече с Борисом Дубровским и интерактивной карте доступной среды корреспонденту «ЧелябинскСегодня» рассказал председатель региональной общественной волонтерской организации «ДоброВолец» и общественного объединения «Социальная инициатива», а также эксперт Общественной палаты Челябинской области Евгений Коробейников. Сам Евгений имеет инвалидность, при этом уже много лет ведет активный образ, объединив вокруг себя других деятельных людей с ограниченными возможностями.
Евгений Коробейников: «Региональные власти стали охотнее помогать инвалидам»*
— С 1 декабря в Челябинской области стартовала декада инвалидов. Какие мероприятия будут проводиться в это время?
— 5 декабря в Челябинске в школе №30 пройдут «Уроки доброты и толерантности». Их главный посыл состоит в том, что все дети должны учиться вместе. Эти уроки мы проводим с 2003 года в различных школах. На них в игровой или дискуссионной форме говорится о том, что существуют различные категории людей с инвалидностью. Рассказывается о том, что они занимаются различными видами деятельности — могут также как и все остальные работать, быть спортивными деятелями или спортсменами. В этом году у нас состоятся два урока. Такие же уроки мы постоянно проводим в вузах и сузах, регулярно поднимаем эти темы во время занятий в нашем учебном центре волонтеров «ДоброВолец». Дети очень легко относятся к нашим «Урокам доброты». С большим интересом их воспринимают в младших классах, задают много вопросов.

— Как сейчас идут дела в учебном центре волонтеров «ДоброВолец»?
— Мы, в первую очередь, помогаем пожилым и одиноко проживающим людям с инвалидностью в бытовых делах. Волонтеры носят продукты, моют окна, прибираются в квартирах. Также волонтеры участвуют в сопровождении на мероприятиях, проводящихся для людей с инвалидностью. У нас есть свой сайт, группа «В контакте», где анонсируются все мероприятия.

— Много людей выражают желание стать таким добровольцем?
— Довольно много. Мы никого не заставляем. Есть люди, которые могут помогать каждый день, кто-то — раз в месяц, а кто-то и раз в год. Любая помощь для нас очень важна.

— В сентябре вы встретились с губернатором Челябинской области Борисом Дубровским. После чего он сделал заявление о необходимости переоснащения государственных и муниципальных зданий для нужд инвалидов, обязательной установке там пандусов. Что изменилось после этой встречи?
— Общественное объединение «Социальная инициатива», которое я возглавляю, занимается проблемами доступности среды. Мы ведем большую работу в этом направлении: помогаем государственным муниципальным учреждениям с документооборотом и составлением паспортов доступности объекта. Также мы являемся членами комиссии управления архитектуры администрации Челябинска по переводу жилых помещений в нежилые. Кроме того еженедельно проводим мониторинг городской инфраструктуры. Очень плотно сейчас работаем с прокуратурой, нас постоянно приглашают как третьих лиц и независимых экспертов. Мы же сами и подаем к ним обращения по поводу того, что какие-то объекты недоступны. Они приходят с проверкой и потом подают в суды на эти объекты о том, чтобы ответственные лица создавали доступность на объектах. Конечно, прокуратура больше работает с социальными объектами — аптеки, больницы и т. п. В рамках этой деятельности после встречи с Борисом Александровичем было дано поручение создать паспорт доступности правительства Челябинской области. Мы оперативно это сделали, за неделю был готов он сам, а также подготовлены рекомендации и примерный эскиз того, как будет выглядеть входная группа здания на Цвиллинга, 27. Так что в ближайшее время дорога к губернатору будет доступна для всех.

— После встречи с Дубровским с вами стали охотнее общаться?
— С нами всегда охотно контактировали. Мы давно работаем с представителями органов власти, участвуем в заседаниях Общественной палаты. Дело не в том, что после встречи с Дубровским к нам как-то изменилось отношение или стали больше прислушиваться. Все как было в рабочем режиме, так и осталось. Просто стало больше общественной нагрузки, нас стали больше привлекать и много давать поручений. Всю эту деятельность мы выполняем на общественных началах, бесплатно. Это в наших интересах, мы все делаем в первую очередь для себя.

— Когда состоится следующая встреча с Дубровским?
— Не могу точно сказать. Но все поручения, озвученным Борисом Александровичем, были переведены в поручения и переданы заместителям губернатора. Сейчас они отрабатываются. На прошлой неделе состоялась встреча в кабинете у Евгения Редина, на которой присутствовали министр социальных отношений и министр связи. Мы обсуждали развитие маршрутизации доступных объектов для людей с инвалидностью. Выявление объектов, нанесение их на карты и отображение доступных маршрутов передвижения.

— Будет создана специальная программа или эти маршруты будут интегрированы в «2GIS»?
— В 2012 году, когда мы создавали карту, она появилась на платформе справочника «2GIS». Туда было внесено около 800 объектов по Челябинску. Сейчас существует федеральная карта, куда вносятся все объекты социальной инфраструктуры, входящие в реестр социальных объектов Челябинска и Челябинской области. Но она очень неудобная и схематичная. Министерство информации предложило работать на своем портале — геопортал Челябинской области http://gis.inf74.ru. Там очень удобная карта всей Челябинской области, есть возможность самостоятельно наносить на нее дополнительные слои. Сейчас мы хотим обучить специалистов, в том числе людей с инвалидностью, как правильно выявлять объекты и научить их создавать дополнительные слои на геопортале или справочнике 2GIS.

— В начале года вы проводили рейд и снимали видео о недоступности общественных заведений на Кировке для инвалидов. Сейчас продолжаете подобные акции?
— Мы еженедельно отслеживаем доступность объектов, не по одним и тем же объектам, а по разным. По Кировке мы прошлись весной вместе с прокуратурой. Результатом стало рассмотрение 8 административных дел по объектам. Туда вошли пиццерии, кафетерии, банки, аптеки. По большинству из них судебные тяжбы уже закончились. Их обязали создать доступную среду в течение полугода.

— Стала ли доступней среда для инвалидов Челябинской области за последние несколько лет?
— Конечно, многое поменялось в лучшую сторону. Однозначно, среда стала доступней, чем 5 или тем более 10 лет назад. Органы власти идут на встречу людям с инвалидностью. В области появился низкопольный транспорт, стали доступнее социальные объекты — учреждения социальной защиты, комплексные центры, больницы, поликлиники.

— С какими самыми наболевшими проблемами чаще всего сталкиваются южноуральские инвалиды?

— Самое наболевшее сейчас, наверное — это обеспечение техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением. С этим у нас дело обстоит плохо. Сейчас распределением ресурсов занимается министерство социальных отношений. Они не привлекают нас, как специалистов, к подбору средств реабилитации — колясок, инвентарных вещей. Раньше с нами советовались при их выборе, а также при выборе путевок в санатории. Сейчас заявляются те санатории, которые мало доступны для инвалидов-колясочников. Туда большие очереди, большие сроки ожидания санаторно-курортного лечения, несостыковка по времени. Тем инвалидам, которые не работают, без разницы, когда ехать на лечение. Но тем, кто работает или занимается какой-либо деятельностью, было бы удобней планировать свой отпуск заранее. Буквально недавно был пример — мне позвонили за 5 дней и предложили путевку в Анапу. Но как можно собраться за 5 дней, бросить все дела, найти с собой сопровождающего? Это нереально!

— Трудоустройство инвалидов также остается актуальной проблемой?
— Государство выделяет огромные деньги на трудоустройство инвалидов, создание для них рабочих мест. В этом году даже стали выделять средства на создание рабочих мест специально для инвалидов-колясочников. Если раньше выделяли 60-70 тысяч рублей на создание обычного рабочего места для инвалида 1-2-3 группы, то теперь выделяют 100 тысяч рублей. Теперь для инвалидов колясочников выделяют 700 тысяч рублей. На эти деньги можно благоустроить целый офис. Но опять же здесь мы сталкиваемся с отсутствием инфраструктуры, информации, отсутствием помещений, неотработанной системой привлечения людей. Самое главное нет работодателей, которые готовы взять на работу инвалида. Коммерческие структуры к этому определенно не готовы. Устроиться на работу сложно. В основном предлагают низкоквалифицированный труд — диспетчеры, разнорабочие. Не для всех это подходит.

— Какие-то перспективы решения этих проблем существуют?
— Конечно, есть. Просто нужно работать в этом направлении. Вести более активную пропаганду, чем мы планируем заниматься.

— Вы опасались, что после инцидента на чемпионате мира по дзюдо, когда отец инвалида-колясочника Динары Мухаметдиновой пытался прорваться к Владимиру Путину, челябинским инвалидам будет ограничен доступ на подобные мероприятия...
— К счастью, все обошлось. Наших хоккеистов также, как и раньше, пускают в ледовую арену «Трактор» на все мероприятия. Конечно, мы осуждали этот поступок, это выглядело очень некрасиво. Все должны понимать, что есть зона безопасности, это первое лицо государства. Для решения своих вопросов можно избрать другую тактику. Сама Динара в этом не виновата, она просто оказалась заложником обстоятельств. Она инвалид с детства, у нее есть потребность в лечении, в образовании. Отец хочет, чтобы его дочь стала самостоятельной, жила в достойных условиях.

— Сейчас есть более цивилизованные способы привлечь внимание к проблемам инвалидов?
— Конечно, недавно Динара обратилась к нам и попросила создать доступность в доме, где она проживает. Сейчас там нет пандусов. Я думаю, что все эти вопросы в скором времени решатся.