Поиск

Экстремисты от ислама

25.01.2011 15:00
Автор: Владимир ФИЛИЧКИН
Непростая ситуация в российской мусульманской умме невольно отражается на жизни всех россиян. Многонациональное государство сегодня просто обязано защищать свои нравственные устои от проникновения чуждой и агрессивной идеологии. Всегда ли мировоззренческая толерантность во благо обществу?
Экстремисты от ислама*

Непростая ситуация в российской мусульманской умме невольно отражается на жизни всех россиян. Многонациональное государство сегодня просто обязано защищать свои нравственные устои от проникновения чуждой и агрессивной идеологии. Всегда ли мировоззренческая толерантность во благо обществу? Наш корреспондент Владимир Филичкин встретился с известным исламоведом, доцентом Московского лингвистического университета Романом Силантьевым.

- Роман Анатольевич, нас интересует, конечно, чем же так опасен ваххабизм, не навешивают ли у нас в России по старой привычке друг на друга страшные ярлыки?

- Под ваххабизмом сейчас преимущественно понимается совокупность экстремистских исламских сект, как правило эволюционировавших из ханбалитского мазхаба суннизма. Это течение неоднородно, составляющие его организации зачастую враждуют между собой. Ваххабитские секты крайне примитивно толкуют Коран и Сунну, интерпретируя их содержание в свою пользу. Если нормальные мусульманские богословы сначала изучают тексты, а потом делают выводы, то ваххабиты под уже сделанные выводы пытаются подогнать доказательную базу.

В повседневной жизни ваххабитов отличает крайняя нетерпимость к другим точкам зрения и готовность с оружием в руках насаждать свое понимание истинной веры. Все несогласные с ними объявляются неверными и приговариваются к насильственному перевоспитанию или уничтожению. Ваххабиты крайне агрессивны и не гнушаются самых грязных приемов в борьбе с оппонентами, главными из которых являются приверженцы традиционного ислама. Подавляющее большинство действующих в мире террористических организаций имеют ваххабитскую окраску. Особенно заметно это в современной России, где ваххабиты несут ответственность за гибель свыше 95 процентов погибших в терактах людей.

Проблема ваххабизма не является внутримусульманской, равно как и деятельность «Свидетелей Иеговы» не является проблемой только православных христиан. Это общая беда, и бороться с ней нужно сообща.

- Действительно ли это идеологическая диверсия против нашей страны или все же ваххабизм - безобидное течение ислама?

- В среде традиционных мусульман бытует мнение, что ваххабизм был создан английскими спецслужбами по образу и подобию пуританских сект. И создан он был с целью ослабления ислама как такового. Доказать это утверждение проблематично, однако дружба ваххабитских монархий с Великобританией и США наводит на некоторые мысли. Что до «безобидности», то людей ваххабиты уничтожили значительно больше, чем любое другое нетрадиционное религиозное течение. Причем в первую очередь самих же мусульман.

- Расскажите тогда и про глобальные устремления, существующие среди сторонников учения Ваххаба.

- Да, ваххабиты хотят создать всемирное мусульманское государство, об устройстве которого в их среде ведутся яростные споры. Но одно можно сказать точно – всем инаковерующим и инакомыслящим там жизни не будет. Об этом можно судить по тем странам и регионам, где исламским фундаменталистам уже удавалось приходить к власти, – Саудовской Аравии, Афганистану талибанского периода, масхадовской Чечне и Вазиристану наших дней.

- Какова ситуация с распространением ваххабизма как учения в мире, стране, и в частности на Урале и в Челябинской области? Говорят, что Урал сейчас стал одним из самых проблемных регионов России…

- Ситуация с распространением ваххабизма в мировом масштабе в последнее время заметно обостряется. Ваххабиты грамотно пользуются нефтедолларами и быстро увеличивают свое присутствие во многих мусульманских странах. К примеру, в мусульманских республиках СНГ борьба с ваххабитской идеологией за последнее время стала приоритетной темой.

Существует эта проблема и в Челябинской области. Большинство мусульманских общин региона относятся к традиционному Духовному управлению мусульман Челябинской и Курганской областей, входящему в ЦДУМ, однако есть в области и мусульманские организации других юрисдикций, лидерами которых являются хорошо известные в мусульманском мире персонажи.

Так, «верховный муфтий Азиатской части России» Нафигулла Аширов, на которого ориентируются несколько мусульманских приходов Челябинской области, является классическим пособником и даже апологетом террористов, о чем свидетельствует 191-я позиция Федерального списка экстремистских материалов, размещенного на сайте Министерства юстиции России. Не сильно отстает от Аширова и московский муфтий Равиль Гайнутдин, который в конце прошлого года сумел оскорбить и коренное население страны, и ее власти, и нормальных муфтиев, после чего прочно занял в сознании большинства россиян место рядом с Мовлади Удуговым. Гайнутдина, конечно, показательно «выпороли» в ведущих СМИ сами мусульманские лидеры, однако возглавляемый им Совет муфтиев России уцелел и продолжает свою деструктивную деятельность, в том числе в вашей области. Можно задать риторический вопрос: а каких, собственно, идей придерживаются подчиненные этих людей? Если Аширов и Гайнутдин открыто разжигают рознь между народами и религиями, то чего ждать от их адептов?

Если в России в какой-то мечети нашли оружие, наркотики или подрывную литературу, если какое-то медресе оказалось центром по подготовке боевиков, если какого-то имама посадили или депортировали за экстремизм или терроризм, если какой-то мусульманский лидер оскорбил других мусульман или православных с иудеями – будьте уверены, почти все они имеют прямое отношение к Совету муфтиев России. Не может не настораживать, когда организация, объединяющая менее четверти мусульманских общин России, является источником подавляющего большинства таких скандалов. Верно это утверждение и для Челябинской области.

Недавно я был в Аргаяше, где читал лекцию о нетрадиционном исламе. На ней в очередной раз смог понаблюдать за поведением ваххабитов, которые каждый раз называют себя самыми мирными мусульманами и тут же начинают «отлучать» от ислама несогласных с ними традиционных имамов. Еще они мне рассказали, что, коль скоро проповеди террориста Саида Бурятского не признаны экстремистскими, то и распространять их в мечетях ничуть не зазорно. Кстати, свое первичное обучение Саид Бурятский проходил в колледже «Расул Акрам» Нафигуллы Аширова, после чего долгое время работал у генерального секретаря Совета муфтиев России Мухаммада Биджиева-Карачая.

Основными центрами ваххабизма в Челябинской области, на мой взгляд, сейчас являются Озерск, Чебаркуль и Аргаяшский район. Немало ваххабитов и в самом Челябинске. Однако, в отличие от многих других российских регионов, в Челябинской области ведется системная борьба с этим течением, и традиционные мусульмане здесь себя чувствуют вполне уверенно. Чего не скажешь о Свердловской и Тюменской областях.

Мусульмане нетрадиционной религиозной ориентации обычно весьма неплохо разбираются в законах и умело защищаются от правоохранительных органов. Их организации имеют огромный опыт подрывной работы и грамотно пользуются всеми недостатками действующего законодательства. Вообще, забавно наблюдать за людьми, которые призывают своих последователей под страхом смерти игнорировать законы «кяфирских» государств, а при малейшей опасности для себя к этим самым законам активно апеллируют.

- Сегодня много говорят, что во всем мире ислам наступает, количество приезжих в Россию мусульман увеличивается, они не интегрируются в русскую культуру, а остаются чужими.

- Да число, численность и доля мусульман в России растет вследствие демографических и миграционных процессов, однако это происходит не так быстро, как любят говорить некоторые исламские лидеры. Интеграция мусульман в российскую культуру сохраняется, о чем свидетельствуют десятки тысяч этнических мусульман, ежегодно принимающих христианство, но она затрагивает в основном татар, башкир, казахов и мусульманские народы западной части Северного Кавказа.

Часто говорится о том, что в ислам массово переходят русские. Действительно, число новообращенных мусульман в России достигает пяти тысяч человек, однако подавляющее их большинство перешло не в традиционный ислам, а вступило в вышеупомянутые исламистские секты. Поэтому считать их мусульманами столь же правомерно, как причислять членов секты «АУМ Синрике» к буддистам, а адептов Богородичного центра - к католикам.

- Есть ли угроза русским, проживающим на территориях, где сегодня усиливается влияние ваххабитов?

- Об этом лучше расскажут русские беженцы из Чечни, Дагестана и Ингушетии. Впрочем, из двух последних республик активно бегут и мусульмане.

- Роман Анатольевич, на ваш взгляд, можно ли считать войну в Чечне религиозным конфликтом ислама и христианства?

- Войну в Чечне сложно считать конфликтом ислама и христианства хотя бы потому, что боевиков воспринимали как бандитов и террористов, а не как мусульман. Сами они, конечно, пытались и пытаются представить себя моджахедами – бойцами джихада против неверных и солидаризировавшихся с ними мусульман-«муртадов» (отступивших от ислама). Точнее эту войну можно классифицировать как совместную православно-мусульманскую операцию против террористических сект исламского происхождения.

+