Поиск

ЕГЭ преткновения

27.06.2011 11:37
Автор: Вячеслав Скворцов, v-skvorcov.livejournal.com
В российском Минобре переполох. Ищут преступников. Семерых уже нашли. Все они оказались студентами МФТИ. В московской школе №958 тоже объявлена мобилизация. Учителя сбились с ног. Выявляют среди своих питомцев - выпускников, кому оказывалась помощь студентами Московского физико-технического института при сдаче ЕГЭ.
ЕГЭ преткновения*
не наше

В российском Минобре переполох. Ищут преступников. Семерых уже нашли. Все они оказались студентами МФТИ.
В московской школе №958 тоже объявлена мобилизация. Учителя сбились с ног. Выявляют среди своих питомцев - выпускников, кому оказывалась помощь студентами Московского физико-технического института при сдаче ЕГЭ.

Интернет, как всегда, кипит страстями. Обвиняют, оправдывают, мнения полярные, противоречивые. Словом, казнят и милуют по очереди и всех разом.
Местные и центральные телеканалы не на шутку подняли рейтинги теледебатов. Правда, услышать собравшихся просто невозможно. Стоит шум и гам.
Российская проблема вдруг приобрела международную прописку. Французские студенты пошли по стопам наших студентов, оказывают помощь школьникам при решении национальных тестов.
Два извечных российских вопроса "кто виноват?" и "что делать?" у всех на устах и у нас в стране и в Европе. Так и хочется воскликнуть словами нашего любимого поэта: "Тишины хочу, тишины, нервы что ли обожжены. Тишины."
Случай, увы, не единичный. Просто, одних не поймали, других не узнали. Такой вывод напрашивается сам собой. Вспомним, густо облепленные объявлениями об интеллектуальной помощи написать дипломы, курсовые, рефераты деревья, тумбы, фонарные столбы, даже дворовые мусорные баки. А что творится перед нашими университетскими дверями. На площадках и даже на асфальте телефоны о той же форме услуг.
Но ЕГЭ - случай особый. Речь идёт о подростках, неокрепших душах, по большому счёту, о детях. Которые считают себя уж взрослыми. В семнадцать лет они вступают во взрослую жизнь. Но как? Некоторые, перепрыгнув школьную ступеньку на вузовский порог.
Плохо это или хорошо? Наверно, вопрос в принципе ставить так нельзя. Чёрное всегда чёрное, а белое - белое. Обман - это всегда плохо. И когда подростки любой ценой пытаются выглядеть умными - это не совсем хорошо. Но есть одно большое НО.
По моему глубокому убеждению, в данном случае произошла ошибочная перестановка обвиняемых и обвинителей, причины и следствия, пролога и эпилога событий. Что я имею в виду?
Мне по душе высказывание директора московской школы №109 Евгения Ямбурга, последовательного сторонника умной педагогики, о том, что огромная трагедия сегодняшнего дня в том, что мы не готовим людей XXI века. А он будет ещё более жестоким, жёстким и трудным, чем XX век. И с новыми вызовами и сложностями этого времени справится только свободный человек, ответственная личность.
Вспомним, первый эксперимент по ЕГЭ был проведён в 2001-м году. И хотя споры не утихают до сих пор, с 2009-го года он теряет статус эксперимента и становится обязательной формой аттестации во всех школах страны.
Как известно, первые две части ЕГЭ проверяет компьютер. И одной из проблем ЕГЭ остаётся неподдающаяся автоматизации проверка третьей части - так называемой части "С", состоящей из заданий, требующих развёрнутого ответа.
Кстати, в странах с такими же национальными тестами результаты более жёсткие - во Франции, например, ЕГЭ не сдаёт с первого раза около 30 процентов выпускников школ. Конечно, это грустно. К сожалению, эффективность и нашего образования упала настолько, что значительное количество учеников не могут вписаться в обычную трёхбальную систему 3-4-5, показывая знания ниже тройки.
И опять зададимся вопросом "кто виноват". Лень детей или лень взрослых? Отсутствие работы ума взрослых или наших подростков? Убеждён, дети ни в чём не виноваты. Виноваты, опять, по определению Ямбурга, "запутавшиеся взрослые". Современный подросток в среднем читает сегодня всего четыре книги в год. Кто виноват? Мы, взрослые. Как изменить ситуацию, помочь будущим гражданам стать умными, образованными, грамотными?
Приведу пример, который в своё время меня буквально потряс. И заставил подкорректировать свои отцовские взгляды.
Фёдор Михайлович Достоевский своей пятилетней дочке и её друзьям читал отрывки из своих книг: "Бедные люди", "Неточка Незванова", "Униженные и оскорблённые" и даже "Преступление и наказание". Читал без страха быть не понятым. Прочитанные отрывки были доступны детскому пониманию, писатель видел это по реакции детишек и их глазам.
В дальнейшем Фёдор Михайлович намеревался издать специальную книгу из этих отрывков. Не успел. Но книга всё же появилась после смерти писателя. Называлась она "Русским детям. Из сочинений Ф.М. Достоевского". А потом была издана хрестоматия из произведений Достоевского уже для детей среднего возраста.
Я часто задаю себе вопрос. Почему произошёл такой феномен в русской литературе почти двести лет назад. Не потому ли, что в конце 18 века не было хороших детских книг? Отчасти - поэтому. Но была и другая причина, побудившая великого писателя посвятить детские умы в свои мысли и чувства. Он доверял детям настолько, что считал свои действия необходимыми и возможными.
Что можно добавить к этому. Если уважать ребёнка как личность в пять лет и раньше, то многие проблемы в его взрослой жизни, уверен, - не появятся. Уважать, доверять, воспитывать не назиданиями, а личным примером, тогда вырастит наш ребёнок, уважающий нравственные принципы, с огромным запасом культурной прочности и ответственности.