Поиск

Эдуард Рыбин: «Больницы не должны воевать…»

23.12.2008 00:00
Автор: Лариса Березина
Врачам все время приходится с кем-нибудь воевать. Они как штрафбат в войну – сзади стоит заградотряд с автоматами и пулеметами, который не дает отступать, тут штрафники (участковые врачи), а впереди на них все время неизвестно кто напирает. А виновными всегда считают врачей.
Эдуард Рыбин: «Больницы не должны воевать…»*

Комиссия по здравоохранению, охране материнства и детства, опеке и попечительству была создана в Челябинской городской Думе впервые. Раньше депутаты-врачи входили в состав комиссии по социальной политике. Новой комиссии пришлось решать множество проблем. Касались они и начавшейся реализации нацпроекта «Здоровье».

- На первом заседании комиссии было объявлено, что мы работаем в команде избранного Главы города, - подводит предварительные итоги председатель комиссии Эдуард Рыбин. - Должен сказать, что я работал и депутатом первого созыва, когда депутаты-врачи входили в состав комиссии по социальной политике, и мне есть с чем сравнить. Не в укор той комиссии будет сказано, это просто констатация факта: вопросы здравоохранения тогда рассматривались в значительно меньшем объеме. Например, за 2005-2008 годы мы рассмотрели более 250 всевозможных вопросов. Из этого числа по 26 вопросам Думой были приняты решения. Депутатами нынешнего созыва при поддержке городского Управления здравоохранения были сформированы 13 городских целевых программ. В первом созыве их было не больше двух. К тому же они не были наполнены финансово в отличие от этих.

- Какое событие в деятельности комиссии в уходящем году вы можете назвать самым значительным?

- В 2008 году были созданы два очень важных прецедента. Во-первых, коллектив главных врачей вместе с первым заместителем Главы города Олегом Грачевым приняли ряд обращений в прокуратуру и вышестоящие органы управления здравоохранением – Минздравсоцразвития, федеральный ФОМС. В коллективном письме были отмечены очень низкие тарифы и низкое финансовое наполнение территориальной программы госгарантий. Наше обращение было услышано. Прокуратура отметила: «в 2008 году было установлено, что отдельные положения территориальной программы противоречат федеральному законодательству, поскольку предусматривают занижение по сравнению с федеральными нормативами объемов и условий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи». На основании решения суда Губернатором Челябинской области Петром Суминым было принято решение о дополнительном финансировании территориальной программы госгарантий в размере 3,3 миллиардов рублей. Эти средства пошли на увеличение тарифов для лечения больных на специализированных койках, в реанимационных отделениях и других видов медицинской помощи. В результате сейчас в больницах практически перестали покупать медикаменты, улучшилось питание больных… Это огромная помощь со стороны правоохранительных органов и Губернатора. Еще хочу сказать, что сейчас на судебном уровне идет борьба по поводу оплаты пациентов, пролеченных сверх муниципального заказа. Речь идет о восьмой больнице. В первой инстанции Арбитражного суда главный врач М. Г. Вербитский выиграл. Есть надежда, что ФОМС и страховые медицинские организации, которые исполняли решение фонда, восполнят дефицит финансирования, создавшийся из-за того, что происходила недоплата. Правда, решение суда еще не вступило в законную силу. Наверное, еще будут кассации, апелляции, протесты. Тем не менее, эта победа – факт значительный. Создан прецедент, когда лечебное учреждение выигрывает суд у источника финансирования очень серьезный иск. Это, конечно, нехорошо. Не должны больницы воевать за каждую копейку, как это произошло в первом случае и происходит сейчас во втором. Челябинская область стала местом каких-то боев между больницами и ФОМС.

- Какие еще проблемы сегодня злободневны?

- Врачам все время приходится с кем-нибудь воевать. Они как штрафбат в войну – сзади стоит заградотряд с автоматами и пулеметами, который не дает отступать, тут штрафники (участковые врачи), а впереди на них все время неизвестно кто напирает. А виновными всегда считают врачей. Самый расхожий тезис: им повышают зарплату, а они как ничего не делали, так и не делают. На самом деле это вина не медработников на местах, а тех, кто организовывает систему на законодательном уровне. Министру Зурабову не так все надо было организовывать в свое время. Я бы не стал выделять только участковых врачей, так как без узких специалистов они мало что могут сделать на самом деле. Почему надо было повышать зарплату терапевту и совсем никак не поощрять узкого специалиста, хотя это одна команда – амбулаторно-поликлиническое звено, которое работает на один результат? Их разделили, и сейчас эта мина сработала. Недостаток узких специалистов будет до тех пор, пока не решится вопрос оплаты их труда. Но это полномочия федерального центра, а не городского округа.

- С какими сложностями приходилось сталкиваться?

- Сложнейшая проблема, с которой я столкнулся на этом посту, касается лекарственного обеспечения льготников. Заявки по всем видам лекарств формирует минздрав и направляет в федеральное министерство. Эта процедура забюрократизирована до такой степени, что проходит месяца три до получения лекарств. При этом, как показала недавняя проверка Росздравнадзора, в Челябинской области количество необслуженных, отсроченных рецептов – самое большое в УрФО. И составляет 80% от всех необслуженных рецептов в округе. Это 12 тысяч рецептов. Неприятно, страшно и обидно за население. Люди бьются, как могут. Звонят и мне. Думаю, что в будущем году Минздравсоцразвития предпримет определенные шаги в решении этой проблемы. По крайней мере, справка Росздравнадзора внушает надежду на положительные изменения. Наверное, людям не надо отказываться от соцпакета.

- Много шума наделала, казалось бы, благая инициатива по выбору пациентом ЛПУ…

- Это другая проблема, с которой нам пришлось столкнуться. Данное право зафиксировано в российских федеральных законах – об обязательном медицинском страховании и об основах охраны здоровья граждан РФ. В них написано, что человек имеет право выбора лечебного учреждения и лечащего врача с его согласия. Когда мы обсуждали тему на комиссии, всем было понятно, что дальше предпринимать по этому поводу. Не была просто реализована техническая сторона вопроса. Надо было издать нормативный документ, который бы регулировал, как же человек может, проживая в Ленинском районе, попасть на прием к врачу в Центральном районе. Была разработана целая система. Но мы не первопроходцы – точно такая же работает в Новосибирске. И у нас даже не было никаких подозрений, что мы кому-то наступаем на права, гарантии бесплатной помощи и так далее. Я считал и уверен до сих пор, что мы создаем понятную каждому схему, удобную для горожан. Я понял, почему это решение встретило такое противодействие – мы перескочили через регулирующее право областного минздрава. Это его полномочия на самом деле. Минздрав должен был этим заняться на основании федерального закона. Но вместо того, чтобы помочь городу, они в лице ФОМС опротестовывают нужное и важное решение. А нас обвиняют в том, что мы грубо нарушаем права граждан на бесплатное медицинское обслуживание, утвержденное 41 статьей Конституции. Никто и не пытался этого делать. Это лишь оптимизация взаимоотношений всех субъектов. Суд Советского района принял сторону прокуратуры в этом вопросе и предложил нам отменить решение самостоятельно. Посовещавшись, депутаты Думы решили отклонить протест прокуратуры. Мы подалим кассационную жалобу, которую рассматривал областной суд. Процесс окончился не в нашу пользу. Это решение мы обжалуем в следующей инстанции – Президуме областного суда. Если и там будет неудача, пойдем дальше, в Верховный суд РФ. Думаю, когда это всё, покрытое мраком непонятного противодействия, выйдет за пределы Челябинской области, ситуация благополучно разрешится. На уровне Верховного суда все должно быть решено в нашу пользу и пользу челябинцев. Надо ли будет обращаться в Европейский суд – я пока не рассматривал такой вариант. При таком исходе будет решать уже Дума следующего созыва.

- Что вы можете сказать о формировании бюджета здравоохранения?

- Я всегда считал, что необходимы нормативные подходы для финансирования медицины. Должен быть норматив, по которому каждая больница может без проблем подсчитать, сколько ей предстоит получить денег из бюджета. К сожалению, пока не удалось на уровне управлений финансов и экономики утвердить наши подходы к формированию нормативов. На мой взгляд, они обеспечили бы более стабильную и полную картину по бюджету здравоохранения. Сейчас по этому поводу и идет противодействие. И связано оно, конечно, не с желанием насолить здравоохранению, а с годами складывавшимся остаточным принципом его финансирования. Это ни для кого не секрет. Министр Кудрин сам говорит о том, что финансирование здравоохранения составляет 60%. У меня вопрос к гаранту Конституции тогда – что нам делать в этом случае, как быть с 41 статьей? А по городскому бюджету я не могу такое сказать, поскольку нет четко разработанных нормативов.

- Улучшилось ли положение медработников в результате работы комиссии?

- Путем влияния на бюджетный процесс работа комиссии, безусловно, улучшает его. Возможно, медработники это не осознают. Но в каждом действии, в каждом решении комиссии всегда присутствуют интересы одного из субъектов – медицинского работника. А интересы другого субъекта – пациента – я как избранный депутат должен защищать.

- Расскажите о реализации городских программ в условиях кризиса. Не будут ли они свернуты?

- Работа по составлению бюджета здравоохранения на текущий год связана с анализом социально-экономических прогнозов. Так, на будущий год она проведена с корректировкой на финансово-экономический кризис. Тем не менее, бюджет здравоохранения на 2009-11 годы сокращен по минимуму. Это заслуга, в том числе, и депутатов нашей комиссии.

- Есть какие-то идеи, которые не успели реализовать за эти годы?

- Нам есть к чему стремиться. Показателен опыт Перми в деле ликвидации очередей в поликлиниках. Там создан центр автоматизированного учета посещений к узким специалистам. Пациент звонит по единому диспетчерскому номеру. Запись принимают более 40 операторов, которые говорят каждому пациенту, куда и когда он должен приехать на прием. Само по себе это не бог весть какая интеллектуальная задачка, но пермяки потратили на это 32 миллиона рублей. Дело только в финансировании. Но я полагаю, что и мы, еще действующие депутаты, и Дума следующего созыва будем принимать все меры для автоматизации лечебного процесса. Люди не должны с пяти утра биться в очередях, писать номерки, чтобы подойти к амбразуре окошка и услышать, что нет талонов. Зачем? Можно ведь позвонить и спокойно записаться. Кроме того, необходимо дальше продолжать развивать систему общеврачебной медицинской помощи и создавать офисы врачей общей практики, которые будут находиться в шаговой доступности для пациента. А все поликлиники превратить в крупные диагностические центры. Освободившиеся после ухода участковой службы помещения необходимо начинять современным оборудованием. Там должна проходить диагностика после приема узкого специалиста. То есть оптимальная система выглядит так: поликлиники – это конгломерат диагностической техники и узких специалистов, а участковые врачи находятся в шаговой доступности от пациентов. Такая система существует в нормальных развитых странах. На ее создание может потребоваться около пяти лет. Но если мы не будем двигаться в этом направлении – мы будем тратить деньги впустую. Пока же в Челябинске 50 врачей общей практики при 460 участках.

Хочется отметить особое внимание городских властей к проблемам здравоохранения. Я в медицине уже более 40 лет и мне есть с чем сравнивать. Могу сказать, что выделение от 140 до 150 миллионов рублей на целевые программы – это дорогого стоит. Без политической воли Главы города обновления челябинских больниц просто бы не было. Лежали бы эти программы где-нибудь в роли художественных произведений и не более того. Администрация города даже брала в банке 300-миллионный кредит, чтобы укомлектовать больницы необходимым оборудованием. Однако остались в челябинских больницах еще проблемы, которые нужно решать. Работы впереди много.