Поиск

Духовная обитель

12.12.2008 00:00
Автор: Кирилл Белоусов
Челябинская духовная история насчитывает уже 268 лет (с момента открытия первого православного храма в 1740 году). В наше время на Южном Урале действуют 3 монастыря – Троицкий Свято-Казанский женский монастырь, Свято-Воскресенский мужской монастырь, расположенный в поселке Иструть Саткинского района, Кизильский Свято-Покровский женский монастырь
Духовная обитель*
не наше

Челябинская духовная история насчитывает уже 268 лет (с момента открытия первого православного храма в 1740 году). В наше время на Южном Урале действуют 3 монастыря – Троицкий Свято-Казанский женский монастырь, Свято-Воскресенский мужской монастырь, расположенный в поселке Иструть Саткинского района, Кизильский Свято-Покровский женский монастырь. За далью лет мы забыли трагическую историю первой челябинской духовной обители – Одигитриевского женского монастыря. Свое название монастырь получил от иконы Божией Матери Одигитрии (Путеводительницы). На Руси эту икону стали называть Смоленской. Историю Челябинского Одигитриевского монастыря описала его монахиня Раиса Будрина, делопроизводитель обители и преподаватель монастырской церковно-приходской школы. Иноческая община была основана в 1848 году в двух верстах от станции Челябинск (ныне на этом месте находится здание Правительства Челябинской области и гостиница «Южный Урал»). Его первой настоятельницей стала крестьянская девица Анна Максимовна Полежаева, которая в монашеском постриге приняла имя Агнии. Одигитриевский монастырь в Челябинске начался с небольшого деревянного домика за рекой, около Троицкой церкви. Поселившись в нем, матушка Агния принимала желающих разделить ее монашескую жизнь. В продолжение пяти лет к ней поступило 15 девиц разного возраста. В 1848 году в Челябинске побывал епископ Иосиф Уфимский, который благословил подвижниц и разрешил открыть им обитель в городе во благо и просвещение всего края. Городские власти, видя благочестивую жизнь подвижниц, выделили место под постройку дома для женской обители. Таким образом, желание и труды Анны Полежаевой увенчались успехом. Не имея строительных материалов и средств, подвижницы, по примеру преподобных Антония и Феодосия Печерских, сами рыли ямы, устраивали себе кельи. В то время иноверцев в городе было больше, чем православных. Желающих оказать помощь благому делу не находилось. И вот за скорби и терпение Господь послал сестрам благодетеля в лице жителя Челябинска, владельца магазина скобяных изделий Петра Ивановича Ильиных. Он стал оказывать посильную помощь во всем и сделался самым ревностным участником этого благого дела. По его примеру и другие мало-помалу стали делать посильные жертвы. Таким образом, избранницы благочестивой жизни жили, трудились и молились в продолжение шести лет. Богослужения проводились в Казанско-Богородицкой кладбищенской церкви, расположенной неподалеку (ныне на этом месте находится сквер и кинотеатр им. Пушкина). В первую очередь при обители начали постройку небольшого, но каменного храма. Сначала он был одноэтажный, с приделом во имя святых преподобных Антония и Феодосия Печерских. Позже с помощью благотворителей устроили верхний этаж с главным престолом во имя Одигитриевской Божией Матери. 1 ноября 1860 года свершилось поднятие креста на храме и колоколов, и с этого же времени было разрешено иметь священника и диакона при храме. 3 апреля 1862 года община, наконец, приобрела статус монастыря, и матушку Анну утвердили его настоятельницей. Теперь в обители стали постоянно совершаться постригать в монашество сестер, достигших высокого духовного уровня. В 1863 году было завершено строительство храма, он был освящен и открыт к богослужению. В это время в монастыре было уже 80 сестер, и все они распределены были на разные послушания. Деятельность обители была весьма обширна: при ней имелась школа для обучения детей, в 4-х верстах от города Челябинска был устроен хутор на отведенной от казны пахотной земле в количестве 50 десятин, своими силами был выстроен каменный двухэтажный корпус с трапезною, кухнею и кельями для сестер. Средства для содержания обители поступали и от небольшого свечного завода, где трудились сестры монастыря, обеспечивая доставку свечей на весь Челябинский уезд. Таким образом, благодаря неусыпным трудам и заботливости игуменьи Агнии, в обители водворился должный порядок. Но самое ценное приобретение монастыря при предпоследней игуменье монастыря Рафаиле – это драгоценные святыни. В первую очередь, это список с чудотворной иконы Иверской Божьей Матери, который был принесен с Афона и торжественно встречен обителью и городом в 1881 году. В 1902 году по ходатайству игуменьи Рафаилы в обитель прибыли в качестве дара святые мощи – святителя Симеона и мученика Кукши. Их торжественно встретили в обители. В 1903 году из Киево-Печерской Лавры была доставлена точная копия чудотворной иконы Успения Божьей Матери. Она была установлена вверху царских врат и по торжественным дням ее на шелковых шнурах спускали вниз молящимся для целования. К началу 20-х годов XX века монастырь стал центром духовной и культурной жизни Челябинска. Все важнейшие челябинские святыни находились в монастырских церквах. Дети, ходившие в монастырскую школу, могли поступить в челябинскую гимназию и другие учебные заведения. К началу прошлого века при монастыре действовало четыре замечательных церкви – Одигитриевская, Вознесенская, Николаевская, Серафимовская. Продолжение следует