Поиск

Челябинские школьники будут учить обществознание по канадским ридерам

30.08.2010 16:29
Автор: Ольга СУКИНОВА
В гимназии № 23 будет реализован уникальный эксперимент: один из шестых классов в новом учебном году будет заниматься по… электронным учебникам. Всего десять российских школ участвуют в этом проекте – по одной из Челябинска, Магнитогорска и Томска, остальные семь – из Москвы.
Челябинские школьники будут учить обществознание по канадским ридерам*

В гимназии № 23 будет реализован уникальный эксперимент: один из шестых классов в новом учебном году будет заниматься по… электронным учебникам. Всего десять российских школ участвуют в этом проекте – по одной из Челябинска, Магнитогорска и Томска, остальные семь – из Москвы. Цель эксперимента – выяснить достоинства и недостатки новой формы работы с учебным материалом.

– Для меня самой до сих пор загадка, почему именно нашу школу выбрали в качестве испытательной площадки, – рассказывает директор 23-й гимназии Наталья Запускалова. – Но я считаю, это связано с тем, что на базе нашего учебного заведения организована предметная лаборатория по обществознанию, есть значительные достижения педагогов и учеников, серьезное материально-техническое обеспечение.

Что собой представляет электронный учебник? Это небольшой ноутбук с двумя тачскринами вместо привычной клавиатуры, ученик на котором работает указкой-стилусом. В России такие не выпускаются, оборудование заказывали в Канаде. Программное обеспечение для курса обществознания разработано только для шестого класса.

К началу следующего учебного года в ноутбуки закачают программу седьмого класса, и так до окончания школы «экпериментальными» детьми. В принципе по этому учебнику можно заниматься и по другим дисциплинам, нужна только соответствующая «начинка».

Учитель истории и обществознания Любовь Булнакова, которой доверили вести эксперимент, только на днях вернулась с обучающих курсов в столице.

– Урок будет строиться приблизительно так, – рассказывает Любовь Ивановна, – учитель объявляет новую тему, выдает учебный материал в небольшом объеме. Затем дети работают самостоятельно. Школьники читают текст, смотрят иллюстрации и видеосюжеты, выполняют задания по усвоенному материалу («проходят маршруты»).

Занятие заканчивается тестом, наподобие тех, что включены в ЕГЭ. Части А и В проверяет сам компьютер, а часть С – учитель, причем автор работы ему неизвестен. Когда выставлены оценки по всем трем частям, умная машина сама подводит итог.

По словам Любови Булнаковой, достоинства ридеров очевидны. Если эффективность урока-лекции всего 10-15%, то электронный учебник позволяет ребенку и слушать, и смотреть, и рисовать, и читать, то есть материал будет усваиваться намного лучше и качественнее.

Уже на этапе апробирования у педагогов возникло немало вопросов к разработчикам программы. Так, диаграммы и подписи к рисункам кое-где оказались слишком мелкими, чтобы их прочитать, приходилось напрягать зрение. К тому же ни у учителя, ни у учеников нет возможности забежать вперед: уроки будут появляться в Интернете постепенно. К тому же планировалось, что по ридерам ребята будут заниматься и дома, однако весит электронный учебник как три бумажных – носить очень тяжело.

Директора школы больше волнуют организационные вопросы:

– Ноутбуки нужно подзаряжать к уроку, а значит, требуется лаборант, который будет этим заниматься. Во-вторых, их нужно где-то хранить, – объясняет Наталья Степановна, – в-третьих, если выдавать их детям на дом, то как обеспечить сохранность оборудования?

И конечно, остается самая главная проблема – не заменит ли компьютер живое слово учителя?

– Большинство педагогов этим действительно обеспокоено, – продолжает Наталья Запускалова. – Вначале появился единый госэкзамен со своей тестовой системой. Теперь все большую силу набирают компьютерные технологии. Да, это детям интересно, увлекательно, однако мы видим, что у современных школьников стал некрасивым почерк, потому что рефераты, творческие проекты они выполняют в электронном виде. А вместе с каллиграфией страдает и орфография.

– Нет, учителя электронный учебник не заменит, – уверена Любовь Булнакова. – Учитель – это координатор урока, связующее звено между различными точками зрения на проблему. К тому же компьютер только ставит вопросы, а ответов не дает. Учитель же поможет найти ошибку, творчески подойти к решению задачи.

В любом случае выводы об эффективности новых технологий учителя смогут сделать не раньше, чем через месяц.