Поиск

Зелёный островок радости

23.07.2015 15:05
Автор: Служба информации
Слово "экология" происходит от двух греческих слов: "ойкос", что значит "дом" и "логос" - наука. Вооружившись этим понятием и осознавая актуальность проблемы экологической ситуации в родном городе, педагоги МБДОУ № 125 г. Челябинска под руководством заведующего детского сада Галины Александровны Черемшанцевой решили начать со своего дома - сделать его чистым и красивым, а своим воспитанникам привить любовь к миру, который их окружает с самого раннего возраста. За основу экологического воспитания была взята методика С. Н. Николаевой "Юный эколог". Так к физкультурно-оздоровительному и художественно-эстетическому направлениям работы добавилось экологическое.
Зелёный островок радости*
не наше
Был разработан проект по благоустройству территории детского сада. Презентация данного дизайн-проекта под названием «Сказочный мир детства» была отмечена дипломом второй степени на городском конкурсе «Цветущий город» (2012 г.)

Учитывая, что летом дети большую часть времени находятся на участке, мы стараемся создать оптимальные условия для разных видов детской деятельности.

На первом этапе проекта вместе со старшими дошкольниками реализован проект «Выращивание рассады однолетних растений», так как для озеленения парадной зоны, цветников, мини-огорода необходимо было достаточное количество однолетних растений. Привлечение детей к участию в проекте было актуальным: вызвать у дошкольников интерес и желание вырастить рассаду в условиях группы. Самостоятельно достигнутый результат для ребёнка имеет большое воспитательное значение и развивает потребность помогать взрослым в озеленении участка детского сада, а общение в ходе совместной трудовой деятельности развивает познавательный интерес и речь.

912k4srj.jpg

В процессе участия в проекте дети познакомились с различными однолетними растениями и их семенами, провели исследовательскую деятельность по определению всхожести семян (погружение в воду), получили представление о составе почвы и её подготовке к посеву (выполняли практическое задание — смешивали разные компоненты почвы: перегной, чернозём, песок), пополнили свои знания об условиях, необходимых для роста и развития растений; согласно разработанного графика дежурили по уходу за растениями, вели наблюдения за ростом растений до высадки в грунт. Приёмы педагогического воздействия:

- рассказы и беседы воспитателя о садовых цветах, их видах;

- чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов;

- рассматривание иллюстраций;

- дидактические игры, «Какие бывают цветы», «Растения дендрария»;

- а также практические: показ технологии посева семян в грунт.

outy84s5.jpg

Дети оформляли таблички с названием цветов, придумывали условные обозначения, составляли карты-схемы роста растений. Был разработан маршрут экологической тропинки.

pmsxyj42.jpg

В образовательной работе по проекту нами широко использовался метод проблемного обучения: вопросы, развивающее логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность детей, решение кроссвордов, головоломок, составление и рассматривание коллажей и др.

Особенно интересно было детям трудиться на огороде, цветниках детского сада, где выращенные собственным трудом рассаду они высаживали, а потом ухаживали за ней в течение лета.

cvq6jee7.jpg ua8z8zbi.jpg

Старшие дошкольники вполне осознавали значимость и удовлетворение, гордость за то, что вложили частицу своего труда в общую победу. Реализация образовательного проекта явилась мощным средством воспитания у детей осознанно-правильного отношения ко всему живому, умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, проявлять радость общему успеху, видеть, понимать и беречь красоту окружающего мира.

В процессе реализации образовательного проекта наблюдалось формирование познавательной активности детей как одного из базисных компонентов личности воспитанников. Дети имели возможность общаться с природой, обогащали своё познание, развивали речь. В свою очередь природа стимулировала и предоставляла детям возможности проявить креативность, инициативу и самостоятельность в процессе созидательной деятельности.

Анализируя участие детей в реализации дизайн-проекта по благоустройству территории МБДОУ № 125 необходимо отметить, что комплексное воспитание детей осуществлялось посредством следующих факторов: личности педагогов и родителей, содержанием и организацией образовательного процесса, практической детской деятельностью. Условиями воспитания явились условия, создаваемые воспитательной средой и определяющие во многом воспитательный эффект. Это, прежде всего, занятость ребёнка, активность ребёнка, сам процесс созидания. Таким образом, практика участия детей в проекте показала, что формирование у них познавательных интересов должно идти от чувственного восприятия окружающего мира к осознанию законов и связей, существующих в природе, осознанию своей роли в окружающем мире.

Параллельно образовательной работе с детьми велась деятельность творческой группы по разработке генерального и ситуационного планов, эскизов парадной зоны, цветников, мини-огорода, макета участка детского сада, подбор растений на проектируемый объект.

С помощью родителей и социальных партнёров в ДОУ была завезена земля, перегной, камни, малые архитектурные, проведена большая кропотливая работа по озеленению участка детского сада.

Педагоги знакомят малышей с удивительным миром растений. Ребята узнаю, что на свете, помимо овощей и фруктов, существует еще множество растений: полевые и луговые, лекарственные травы, садовые цветы, огородные культуры

Учитывая природные условия Урала, по периметру территории были высажены липы, ели, рябины. Это стало удачным дополнением к уже имеющимся берёзовой и тополиной аллеям. Одно из любимых в наших местах растений кизильник блестящий, интересный сезонными изменениями, использовали как зеленую изгородь для изоляции групповых участков. Вертикальное озеленение из таких растений, как дикий виноград, душистый горошек, ипомея, клематисы мы используем для устройства беседок, уголков для спокойных игр и в качестве декоративного оформления.

Цветочные посадки на участке подобрали так, чтобы они цвели непрерывно с ранней весны до поздней осени. Первые цветы — анютины глазки, маргаритки, незабудки — зацветают в мае. Потом цветут нарциссы, тюльпаны, пионы, лилии, флоксы. Бархатцы, астры, петунии, брахикома, колеус, сальпиглосис, бакопа цветут на участке до первых заморозков. Самыми привлекательными для детей и взрослых являются три розария, за которыми с любовью ухаживают все сотрудники детского сада. А на огородных грядках растут настоящие помидоры, огурцы, кабачки, тыква, морковь, мангольд и различная зелень, которую дети с удовольствием выращивают и пробуют. В теплице дети наблюдают как растут арбузы и дыни. Были высажены и красивоцветущие кустарники: спирея, лапчатка миндаль луизиания, гортензия, бересклет. О некоторых из них не знали даже многие взрослые. Особое внимание талисману нашего детского сада – южному каштану, который привлекателен в любое время года.

8yz4mwtj.jpg

Совместное детско-взрослое сотрудничество по благоустройству и озеленению территории детского сада действительно стало украшением не только образовательного учреждения, но и ближайшего микрорайона. Цветовая гамма растений ухоженных цветников, мини-огорода радует, является предметом любования каждый день спешащих в детский сад и детей, и взрослых, и, конечно, жителей Ленинского района, в котором располагается детский сад № 125.

зам. зав. по ВМР МБДОУ № 125
С.В. Сурикова