Поиск

Формирование мира духовных ценностей

26.05.2015 14:46
Автор: Служба информации
Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания.
Формирование мира духовных ценностей*
 Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Духовно-нравственное воспитание, как никакое другое, требует комплексного подхода. Именно поэтому, планируя свою деятельность в рамках ФГОС, педагогический коллектив школы №32 Копейского городского округа ориентируется на нравственно-ценностный потенциал ребенка: это восприятие и понимание таких общечеловеческих ценностей, как «семья», «школа», «Родина», «связь поколений», «уважение к старшим».

Исходя из этого приоритетными направлениями работы в рамках духовного развития личности обучающихся стали: «историко-краеведческое», «гражданско-патриотическое», «интеллектуальное».

17.jpg

Историко-краеведческое направление ставило перед собой задачу – изучение истории страны, малой родины, школы; определение места истории семьи в истории отечества.

Деятельность, направленная на решение поставленных задач имела активные, практикоориентированные формы. Учащиеся вели поисково-исследовательскую работу: собирали материал о ветеранах Великой Отечественной войны, тружениках тыла, первых учителях, исторических традициях народа. Эта деятельность требовала от ребят общения со старожилами, ветеранами войны и их родственниками, работы с информационными источниками. Результаты такого взаимодействия превзошли все ожидания: «багаж» оказался настолько велик, что у учащихся возникла потребность в создании школьного музея. Идея, зародившаяся в стенах школы, мгновенно приобрела широкий размах. К её осуществлению подключились не только все ребята, члены их семей, педагогический коллектив, но и местное население. Директор школы О.А. Тарасова, человек неравнодушный и увлеченный своим делом поддержала идею ребят, оказав огромную помощь в создании коллекции экспонатов, ремонте помещения, сборе информации.

В максимально короткие сроки отремонтировано помещение, сделаны модели предметов быта, оформлены информационные стенды и альбомы, размещены и систематизированы экспонаты. Дата открытия долго не обсуждалась, общим решением музей планировалось открыть к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Целеполагающий компонент гражданско-патриотического направления включает в себя повышение правовой грамотности школьников, создание условий для формирования гражданской позиции обучающихся, воспитания патриотизма.

77777777.jpg

На это направлено развитие самоуправленческой структуры, как школьного микросоциума. Старшие школьники приняли участие в городском Ученическом саммите, где было принято решение о проведении акции «Свеча памяти» в канун Дня Победы.

Уже не первый год в школе существует кружок «ЮИДД» и военно-патриотический отряд, который ежегодно участвует в городском смотре-конкурсе «Зарница во славу Отечества». Члены этого отряда стали инициаторами проведения школьного парада в канун Дня Победы. Эта традиция успешно стартовала в 2013-2014 учебном году и получила не менее удачное продолжение в семидесятую годовщину Великой Победы.

Дети и их родители приняли активное участие в акции, организованной Копейским краеведческим музеем «Подарок ветерану».

Интеллектуальное направление системы духовно-нравственного воспитания ставит перед собой задачу развития интеллектуальных способностей обучающихся, создание условий для осознания необходимости полученных знаний и практического их применения. Это достигается посредством участия школьников в конкурсах различного уровня: «Ученик года», «Сам себе юрист» и др.

Результатом функционирования системы Духовно-нравственного воспитания стал общешкольный проект «Тебе, Победа, посвящается!», к реализации которого обучающиеся шли в течение всего учебного года, его масштабность вышла далеко за пределы школы, так как готовился он в сотрудничестве с родителями школьников, ветеранами, местным населением, социальными партнёрами (Дворцом культуры имени Петрякова, библиотекой).

Праздник открылся классными часами, на которые были приглашены ветераны и труженики тыла.

Учащиеся третьего класса представили литературно-музыкальную композицию «Мы – наследники той Победы!», которая являлась результатом работы кружка «Книголюб».

Материалом для мероприятия послужили художественные произведения военной тематики, которые младшие школьники изучали на протяжении трёх лет. Перевоплощаясь в образы литературных героев, третьеклассники смогли сами прочувствовать и донести до зрителя ужас войны и радость победы, героизм своих предков и гордость за Отечество; а также, не смотря на юный возраст, богатый читательский опыт и литературную компетенцию.

Продолжилось празднование школьным парадом. Колонну возглавлял офицерский состав ФКУ ИК №11, за ними шли отряды учащихся.

Особым волнением встретили присутствующие Бессмертный полк. С гордостью несли учащиеся портреты своих родных и близких, отдавших жизнь за Победу.

Немало слов благодарности было сказано в адрес главных героев торжества – ветеранов, которые слезами радости и гордости за своих внуков и правнуков встречали выступления детей.

35.jpg

Именно ветеранам был посвящён смотр строевой песни. С военной выправкой, чётко чеканя шаг, шли отряды школьников. А как же иначе? Ведь главными судьями были те, кто не вернулся…

Завершился парад шествием с Бессмертным полком, к которому присоединились не только участники торжества, но и местные жители.

Следующим мероприятием стало открытие музея. Право перерезать красную ленту предоставили ветеранам, начальнику управления образования А.Т. Тутатчикову, методисту управления образования Н.В. Овечкиной.

Экскурсия, которую проводили учащиеся, вызвала столько эмоций у гостей, что перешла в «вечер воспоминаний».

Завершилось празднование вечером, акцией «Свеча памяти». На площади перед школой зажглась сотня свечей в память о Великой Победе в Великой Отечественной войне.

Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку. Эти ценности приобретаются их умственными усилиями. В процессе обучения и воспитания нравственные знания становятся прочувствованным опытом, формируется полноценная личность.

37.jpg



Учитель русского языка и литературы
Сусина Н.А.