Поиск

Владислав Батуев: «Русаки очень хорошо боролись»

13.05.2015 14:16
Автор: Владимир Байков
Владислав Батуев преподаватель рукопаши, отделения русских искусств музея-заповедника русского быта Ивановской области, а так же преподаватель рукопаши в ассоциации русского боевого искусства уже не первый раз приезжает в Челябинск. С признанным мастером самобытного единоборства встретился наш корреспондент.
Владислав Батуев: «Русаки очень хорошо боролись»*
- Владислав Валерьевич, с какой целью вы приехали из ваших благодатных и заповедных мест в наш промышленный, перенасыщенный заводами Челябинск. Это вам не ваш музей-заповедник.

- Челябинск очень интересный город. Здесь живут замечательные бойцы. В Челябинске существуют признанные в мире школы бокса, каратэ, дзюдо, тайского бокса. Вот только русское боевое искусство рукопашь пока еще развито явно недостаточно. Но это поправимо. Мы проводим семинары по боевому искусству во многих городах от Калининграда до Владивостока. Очередной обучающий семинар прошел в праздничные дни и в Челябинске. Наша задача популяризация и развитие этого замечательного национального вида спорта, который официально пока признан как вид спорта только на территории Ивановской области. Рукопашь это двоеборье: спортивная схватка – руки, ноги, борьба. И народная борьба, как вид единоборства очень ограниченного. Это борьба из ограниченных положений. Здесь строго ограниченный хват руками: на косую руку и на прямую руку. Это, в общем, то потешная забава, исконно русский народный способ померяться силой и ловкостью в ограниченных положениях. Эти приемы, конечно же, рождались из боевых ситуаций и положений. Скажем, когда руки бойцов схлестнулись в рукопашной схватке. Например, когда я бил, а противник успевал защититься, и моя рука перехлестнулась с его рукой. И вообще из этого положения еще и нужно научиться амплитудно бросать оппонента…

- Многие годы существовала версия, что в России никогда не было своего национального единоборства. Что русские мужики всегда отличались миролюбием, спокойствием и покладистостью.


- Да, до сих пор бытует такое мнение, что вроде бы в России ничего, даже приближающегося к боевым искусствам не было. Действительно не было у нас ни бокса, ни каратэ, ни французской борьбы ногами. Но мы ведь всегда били и тех, же французов, японцев и англичан…. Бокса не было, но был интереснейший кулачный бой. Русаки и ногами били. И очень хорошо боролись. Вот были в древности школы каратэ, тхэквондо и ушу. А вот была ли школа русского стеношного боя? Ведь стеношный бой был чрезвычайно популярен по всей России. Были ведь и отличные бойцы и целые ватаги – команды стеношных умельцев…. И как выясняется сегодня, как утверждают этногрофы, боевые самобытные школы русских боевых искусств, все-таки были развиты по всей России. Это подтвержденный исторический факт. Этнографический факт если хотите. Просто они не выделялись как нечто отдельное. Это было частью русской национальной культуры. Русские постоянно бились. Они постоянно дрались на палках, на ножах. Поножовщина шла постоянно. Постоянно практиковались и кулачные бои. К примеру, даже на сенокосе косцы постоянно прерывали работу…, и боролись. Это был такой отдых от тяжелой монотонной работы. И это был еще, и способ подготовить народное ополчение. Потому, что регулярная армия была не так велика. Это только после Петра начали профессионалов собирать…. А так в прошлом воевало народное ополчение. И готовилось оно вот в таких праздничных, потешных боях. Но которые были повсеместно и всегда. И это действительно исторический факт. Я сейчас получаю второе высшее образование. И как раз культурологическое. У нас на кафедре серьезно изучают русские боевые искусства как важную часть культуры русского народа….

- Это конечно интересно, но в других странах единоборцы дерутся не понарошку. Забавных поединков там просто нет. Могут и убить и покалечить….


- И наши бойцы выступают на внешних турнирах. Вот недавно прошел открытый чемпионат Ивановского облсовета «Динамо» по рукопашному бою среди сотрудников органов правопорядка и безопасности. Были приглашены, в том числе поучаствовать и лучшие бойцы области. Принимали в соревнованиях участие и наши воспитанники. И некоторые бойцы рукопаши стали призерами этих престижных соревнований. Дрались и с парнями из ОМОНА и из спецназа…. Особо хочу отметить, что рукопашь рождалась как полноценная школа, и я уверен, что она в спортивных сватках вполне способна противостоять иным школам боевых искусств. Мы уверенно выходим на межстилевые поединки. Мы бьемся, и лучшие наши бойцы занимают призовые места. Определение рукопаши звучит так: «подошел, ударил, победил». В первую очередь это боевое искусство. Искусство, которое учит, как побеждать противника. Все остальное. Например, культурная компонента это, скорее всего лишь способ, как обучать бойца. Готовить его к полноценному поединку. Почему мы идем через культуру, да чтобы у бойца формировалось понимание, ради чего же он этим занимается. Ради кого он готовится к ответственному тяжелому поединку. Это боец с историей. Человек осознающий, что он защищает, кто и что стоит у него за спиной. Знаете это действительно огромная история. История России. Наш боец это интеллигентный человек, который не только умеет бить руками, ногами и бороться, но и знает, понимает и любит историю своей страны.

- Вы в Челябинске уже не первый раз. Ваши семинары любят и охотно посещают спортсмены из Магнитогорска, Миасса, Чебаркуля, Челябинска. Складывается впечатление, что выполняется целая программа по возрождению истинно русского боевого искусства на Южном Урале….


​ В Челябинске я бываю два раза в год. Провожу здесь обучающие семинары по искусству рукопаши. Занимаюсь обучением и популяризацией и развитием этого национального русского вида единоборства. Помогаю организовывать и проводить соревнования по рукопаши. И по народной борьбе и, конечно же, по спортивным поединкам. И вот уже в Миассе и Чебаркуле ежегодно проводятся очень интересные турниры. Рукопашь как боевая система очень популярен в чебаркульской дивизии. Но пока вашим бойцам не хватает культурной составляющей. Мы очень хотели бы, чтобы эти сражения проходили как в старину в традициях народных гуляний, народного праздника. При этом важно понимать, что рукопашь это конечно же полноконтактное единоборство и занятие для настоящих мужчин. Мы бьемся в боксерских перчатках. В поединках бывают и нокауты, и нокдауны…. Последовательно и прямолинейно наши бойцы готовятся к участию в боях по смешанным боевым единоборствам. И я уверен, что драться они будут достойно.