Душа детьми и музыкой жива

10.04.2013 15:43
Автор: Оксана ВЕЛИКАЯ
«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему... Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного». Платон
Душа детьми и музыкой жива*

«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему... Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного».

Платон

Люди, связавшие свою жизнь с музыкой, удивительные и счастливые. Никто не решится стать музыкантом, если он не любит музыку. В эту профессию идут только те, кто всю жизнь влюблен в ноты и мелодию. Пожалуй, это огромное счастье, когда твоя работа – это твое любимое хобби. К тому же музыка – это лучшее утешение души, вдохновение, воодушевление, гармония и полет, постоянное стремление ввысь, к свету.

-Когда я пришла учиться в музыкальное училище, для меня это было огромное счастье. Казалось, будто все это снится мне. Я боялась проснуться, боялась, что все это счастье вдруг исчезнет. Я ни одного дня не жалела о своем выборе, – делится своими чувствами лауреат премии Законодательного Собрания Челябинской области в сфере культуры и искусства, директор детской школы искусств № 3 города Челябинска Людмила Мова.

Более полувека связывает Людмилу Петровну с горячо любимой ею музыкой. А все началось с примера старшего брата, который учился в музыкальной школе по классу баяна. Он всегда и во всем был для нее примером. Именно поэтому в 11 лет она сама пришла в музыкальную школу № 1 города Златоуста и больше не смогла оттуда уйти. Как и старший брат, Людмила Петровна выбрала баян. Окончив школу, она снова пошла по стопам брата и поступила в Челябинский политехнический институт на металловедение, но спустя несколько лет поняла, что это не ее путь и душа лежит к музыке. Она поступила в Челябинское музыкальное училище, а после его окончания вернулась в Златоуст, в родную музыкальную школу. Параллельно с работой заочно училась в Челябинском институте культуры. Сегодня за плечами почти 40 лет педагогического стажа. За это время Людмила Петровна вырастила и выпустила большое количество учеников. Почти все из них если не связали свою жизнь с музыкой, то непременно реализовали себя в других сферах.

– У меня училось много интересных ребят, – рассказывает Людмила Мова. – Кто-то из них потом окончил училище и институт культуры и ушел в музыкальную профессию. Кто-то не стал музыкантом, а занимался просто для себя, но все они были очень яркие в детстве и потом состоялись в других профессиях. Один мальчик стал очень хорошим и известным в Москве хирургом, другой – управляющим банка в Челябинске. Многие из них, несмотря на то что не связали свою профессиональную жизнь с музыкой, пронесли любовь к ней через всю жизнь и теперь приобщают к музыке своих детей.

По мнению Людмилы Петровны, самое важное для педагога – это умение понять и принять ребенка таким, какой он есть, верить в его способности и успех.

– Самое важное для педагога – это вера, что ребенок, пришедший к нему учиться, все может. Все дети приходят разные. Немаловажно суметь понять и принять ученика таким, какой он есть. Не нужно подстраивать ребенка под себя, а наоборот, применить все свое педагогическое мастерство и самому найти к нему подход и уже от этого выстроить работу с ним. Тогда будет результат. На класс баяна приходят в основном мальчишки, которые, бывает, хулиганят. У меня был один мальчик разбитной, с ним было непросто работать. Я и с ним разговаривала, и маму вызывала. А потом мальчишка вырос и стал хорошим человеком. Самое интересное, что дети, в которых больше всего вкладываешь душу, много с ними общаешься просто по-человечески, они тебя дольше помнят. Даже спустя много лет они приходят в гости, поздравляют с праздниками.

Есть мысль о том, что ни один человек не приходит в жизнь другого случайно. Мы одновременно и учителя, и ученики: чему-то учим, чему-то учимся сами. И хоть дети приходят в школы для того, чтобы их научили, они все равно невольно тоже чему-то учат своих учителей.

– Меня дети научили уважать мнение другого человека, – рассказывает Людмила Мова. – Научили тому, что необходимо принимать человека таким, какой он есть, не судить о ком-то по результатам, которых он добился. Не может быть одинаковых людей. Для одного достигнутый уровень может считаться отличным, а для другого это средний результат. Самое главное, чему меня ребятишки научили, – это терпение и умение понять.

У каждого учителя есть свое преподавательское счастье. Для Людмилы Петровны это то, что ее всю жизнь окружают дети.

– Очень важно, что со мной всегда рядом дети. Перестаешь замечать свой возраст, всегда молод душой. Дети приходят разные: и смешные, и непосредственные, и серьезные. Каждый учебный год, когда их выпускаешь, кажется, что уходят такие любимые, хорошие, а в сентябре приходят другие. И ощущение, что ты постоянно молодой.

В этом году исполнится 25 лет с того дня, когда Людмила Петровна заняла пост директора. В 1988 году она стала директором детской музыкальной школы № 1 города Златоуста. В 2001-м переехала в Челябинск, а с 2002 года работает директором детской школы искусств № 3 города Челябинска.

– Работать в школе интересно, у нас отличный коллектив, – рассказывает Людмила Петровна. – Для руководителя большого коллектива очень важно расставить приоритеты, точно знать, что он хочет видеть. Если руководитель четко не понимает, к чему он должен привести школу, то очень трудно работать и сложно собрать коллектив. Когда я пришла работать в ДШИ № 3, основная проблема заключалась в том, что школа была неоднородно наполнена. Две трети учителей представляли фортепианное отделение, было немного народников и немного струнников. Направления, которые предлагала населению школа, не совсем отвечали его запросам. Тогда я для себя четко решила, что нужно предложить детям столько направлений для занятий, чтобы они смогли сделать выбор, чтобы они могли в нашей школе получить все, чего хотят. Чтобы это осуществить, нужны были преподаватели, единомышленники, административная команда. Я свято верю в поговорку: «Один в поле не воин». Только с командой, только мотивировав коллектив на ту задачу, которую ты перед собой ставишь, можно ее осуществить.

– Раньше в шесть часов вечера в школе было тихо, темно и пусто. Никого нигде уже не было. А сейчас у нас до позднего вечера кипит жизнь. Даже в субботу проходят занятия, концерты, репетиции. Меня радует, что школа – как большой муравейник, где есть большие муравьи, маленькие, и все они трудятся, выполняют свою работу. Я рада, что дети идут на занятия с удовольствием. Для меня это большое счастье.

За 11 лет руководства Людмилы Петровны детская школа искусств

№ 3 вышла на высокий уровень: сохраняя лучшие традиции, в школе внедрили новые технологии обучения. В настоящее время школа работает в инновационном режиме. Разработан проект «Адаптивная модель школы искусств в системе дополнительного образования», в рамках которого, сохраняя базовые ценности классического художественного образования, его академизм, традиционность, расширяются возможности образовательного процесса за счет введения программ различных видов искусства, программ эстетического развития. Сегодня школа предлагает полный цикл дополнительного образования детей с четырех до 18 лет. Образовательная программа выстроена так, что на любом этапе ребенок может сделать выбор в пользу любого интересующего его направления искусства.

Во время интервью Людмила Петровна больше рассказывает не о себе, а об учениках, коллегах, школе. Ее глаза излучают добрый свет, а с лица не сходит улыбка. Она так оживленно рассказывает о детях, о школе, о творческих коллективах и дружной жизни преподавателей школы и детей, что сразу понимаешь: перед тобой человек, нашедший свое дело жизни, настоящий педагог и руководитель.

Когда Людмиле Петровне сообщили, что она стала лауреатом премии Законодательного Собрания, она долго никому не говорила и поделилась с коллегами за несколько дней до церемонии награждения. Из преподавателей школы собралась целая группа поддержки, которая вместе с ней пришла в областной парламент, чтобы поддержать ее и разделить радость праздника.

– Конечно, получить премию было очень приятно, – поделилась своими впечатлениями лауреат. – Все равно любому человеку важно признание. Каждому важно знать, что его труд оценили.